Заключение брака офицерами в конце XIX - начале XX веков: пристойность брака

Третье условие для вступления офицеров в брак — пристойность брака. Офицерский корпус в России не был замкнутым или кастовым, в него ежегодно вливались тысячи молодых людей ‘из всех сословий и групп общества.
В годы перед Первой мировой войной большинство офицеров происходило не из родовитого дворянства. Их отцы или деды, а зачастую и сами офицеры были удостоены дворянского звания благодаря присвоению определенного воинского звания либо награждению орденом. Кстати сказать, в начале XX в. почти половина офицеров вообще не принадлежала к дворянам, а князей, графов и баронов даже среди генералов и полковников насчитывалось немногим более сотни. В офицерской среде в общем-то не ощущалось различий по происхождению — все были на службе императору, и только звание и занимаемая должность устанавливали градацию прав и обязанностей.
Вместе с тем следует отметить, что в русском обществе офицеры составляли особый социально-профессиональный слой: они имели довольно высокий уровень общего развития, образованности и моральных понятий. В случае войны они первыми вместе со своими воинскими частями и подразделениями прибывали на поле брани, многие из них оказывались убитыми либо ранеными.
Значительную часть времени офицеры в войсках вынуждены были отдавать служебным делам. Их рабочий день начинался очень рано в солдатской казарме и продолжался допоздна. По вечерам они вели дополнительные занятия с солдатами, участвовали в работе различных комиссий, повышали свои военные знания. И в ночное время им нередко приходилось отправляться в казармы для проверки порядка.
Офицерам требовалось немало времени, чтобы превратить полуграмотного новобранца, а часто и вообще неграмотного в умственно и физически развитого и морально крепкого воина.
В связи с таким напряженным рабочим днем у офицеров совсем немного времени оставалось на отдых и развлечения, невозможно было уделить должное внимание своей семье.
Особое предназначение офицеров, их положение в обществе, большая загруженность служебными обязанностями не могли не влиять на их вступление в брак и создание своей семьи. Будущие жены офицеров должны были понимать и мириться с особенностями жизни военной семьи, не сетовать на невзгоды, помогать мужьям в выполнении ими своих ответственных и беспокойных обязанностей.
При определении пристойности брака принималось во внимание общественное положение невесты. Ее образ жизни, поведение и воспитание должны были находиться на уровне, который подобает людям, допущенным в офицерскую среду. Не разрешалось поэтому жениться на девушке предосудительного поведения, на дочери человека с неблаговидной профессией (например, ростовщика), на цыганке, в том числе из цыганского хора, на разведенной женщине, при разводе взявшей вину на себя, и т.п.
Когда речь шла о вопросах, затрагивавших пристойность и офицерскую честь, никто не считал себя вправе отступить от принятых норм. Относительно одного такого случая великий князь Константин Константинович, внук Николая I, один из просвещеннейших и гуманнейших людей своего времени, командовавший лейб-гвардии Преображенским полком, писал императору Николаю II: «У нас очень огорчены тем, что общий в полку любимец должен уходить. Я тебе сказывал про его женитьбу. Она состоялась на днях, и я не могу допустить, чтобы офицер вступил в брак с разведенной, которая при разводе добровольно взяла вину на себя. Казакевич в отчаянии, все мы тоже, но обстоятельства сильнее нас, и мы скрепя сердце должны им покоряться». (Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX и XX вв. М., 1973. С. 233.)
Пристойность брака оценивал командир части. При положительном отношении к браку он пересылал рапорт офицера со своим заключением командиру дивизии. Право окончательного решения вопроса о пристойности брака принадлежало ему.
Долгое время действовало еще одно правило вступления в брак, касавшееся всех офицеров. Они могли заключить брак лишь после двух лет службы в той части, где собирались жениться. Этот период был установлен для изучения офицеров командиром и офицерским обществом. Но в действительности такое правило мало согласовывалось с реалиями военной службы. Главный штаб и военный совет министерства в докладах императору обращали внимание на то, что офицеры, особенно младшие, довольно часто, причем не по своему желанию, меняли место службы и поэтому, даже имея возможность материально обеспечить брак или достигнув 28-летнего возраста, они не вправе были обзавестись семьей. Лишь в апреле 1906 г. это правило было отменено.
Необходимо сказать, что ограничения в заключении браков в ту пору были характерны не только для офицерского состава. В той или иной мере они имелись среди инженеров, педагогов, правительственных чиновников, т.е. в группах граждан, по общественному положению находившихся приблизительно на уровне офицеров.
См. также:
Условия заключения брака офицерами в конце XIX - начале XX веков: возрастные и материальные условия
См. далее:
Свадебный капитал русского офицера
Литература:
Тиванов В.В. Денежные капиталы в Русской армии
Другие новости и статьи
« В Южном округе пожарные команды приведены в состояние боевой готовности
Органы тыла Рабоче-Крестьянского Красного Флота в период формирования »
Запись создана: Понедельник, 3 Июнь 2019 в 0:01 и находится в рубриках О патриотизме в России, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Тыл: образование и наука.
метки: капитал, офицеры, пристойность, брак, финансы, ценз, реверс, расходы, честь
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика