21 Август 2020

Задачи и структура органов военного духовенства Русской армии

oboznik.ru - Задачи и структура органов военного духовенства Русской армии
#офицеры#финансы#священник

Высшим девизом граждан России считался девиз «За Веру, Царя и Отечество». На первом месте не случайно была поставлена вера, ибо руководители Российского государства полагали, что лишь при крепкой, прочной вере людей в Бога могут быть достигнуты преклонение перед царем, любовь к Отечеству, а при необходимости может быть осуществлена его военная защита.

Веру в Бога должно было в первую очередь обеспечить духовенство. На него возлагались важные, ответственные задачи по духовному воздействию на людей, с тем чтобы население России было глубоко верующим и на основе этого можно было воспитывать его в духе преданности российскому императору и любви к своему Отечеству.

Во главе всей Православной Церкви России, т.е. всего духовенства, стоял Синод. Синод ведал не всеми религиозными делами в стране. Помимо православной веры (70% всех верующих) в России имелись вероисповедания: магометанское, католическое, протестантское, иудейское и армяно-григорианское. Соответственно и в армии допускались разные веры. В 1913 г. из всех 1229 генералов православных насчитывалось 88%, протестантов (лютеранцев) — 7%, католиков — 3%. Остальные 2% исповедовали армяно-григорианскую и магометанскую веру [1].

Священнослужители имелись и в армии, существовали разветвленная сеть духовных органов и отлаженная система управления различными звеньями православной церкви.

В Военном и Морском министерствах с 1890 г. православную церковь возглавлял один священнослужитель — протопресвитер военного и морского духовенства. По рангу чинов в духовном мире он приравнивался к архиепископу, а в военном — к генерал-лейтенанту. Ему было предоставлено право личного доклада царю. По службе он подчинялся военному министру и являлся в известном смысле его помощником по духовной части. Многие вопросы духовного ведомства требовали согласования и одобрения их военным министром. Но некоторые вопросы протопресвитер решал и самостоятельно. Так, он самолично, без утверждения военными инстанциями, вводил новые должности по своему ведомству, если они не требовали расходов от казны.

В мирное время священники имелись в дивизиях, пехотных и кавалерийских полках, в некоторых артиллерийских бригадах, саперных и железнодорожных батальонах. В дивизиях и вышестоящих звеньях священники назывались еще благочинными, например — дивизионный благочинный. В России существовали благочиннические округа, руководители которых надзирали за духовенством своего округа. Дивизионный благочинный возглавлял духовенство всех воинских частей дивизии и контролировал службу церквей.

Большинство же артиллерийских бригад и разных батальонов обслуживалось священниками из соседних частей, а иногда и гражданскими священниками. В связи с этим штатная численность по ведомству протопресвитера была сравнительно невелика: к началу первой мировой войны она составляла 730 священников.

Организация службы духовенства и количество должностей значительно менялись в военное время. В первую мировую войну, например, были введены должности главных священников фронтов, штабов армий, госпиталей. В каждом гарнизоне, имевшем не менее двух военных священников, учреждалась должность гарнизонного священника. На него возлагались обязанности поддержания связей с начальником гарнизона, созыва «братских собраний», распределения обязанностей между священнослужителями и др. Существовала специальная инструкция по работе гарнизонного священника в военное время [2].

В ходе войны была утверждена полевая канцелярия при протопресвитере, которому согласно повелению императора российского приказано было состоять при штабе Верховного главнокомандующего в целях более оперативного руководства и объединения деятельности духовенства действующих армии и флота. Были определены взаимоотношения между начальником штаба Верховного главнокомандующего и протопресвитером, последнему предоставлялось право доклада особо важных дел непосредственно Верховному главнокомандующему [3].

В 1916 г. решением царя на основании ходатайства протопресвитера были введены должности армейских проповедников по одному на каждую армию. На них была возложена довольно ответственная задача — постоянно вести в воинских частях квалифицированные, эффективные проповеди. На должности проповедников назначались самые выдающиеся духовные ораторы.
С увеличением количества воинских частей во время войны и с появлением новых духовных должностей число священников в армии возросло до 5000 человек. В ходе войны было убито и умерло от ран 30, ранено и контужено более 100 и попало в плен тоже более 100 священнослужителей [4].

Во время войны основным руководящим документом по организации работы священнослужителей на фронте являлось Положение о полевом управлении войск в военное время. В нем были изложены основные задачи военного духовенства, его структура, подчинение и другие вопросы. В Положении, безусловно, не могли быть предусмотрены все обязанности военных священников, а тем более их работа на поле брани. В связи с этим еще до начала первой мировой войны была разработана инструкция о деятельности священников на театре военных действий. В ней подробно перечислялись обязанности священников полка, госпиталя, корабля, указывалось, где священник должен находиться, что он обязан делать во время боя и в спокойное время, где и как совершать богослужение, о чем и как проповедовать и т.д.

Полковому священнику, например, помимо общеизвестных задач инструкцией вменялось: возглавлять эвакуацию с поля боя раненых и убитых; помогать медицинскому персоналу в перевозке раненых; проводить богослужение во время похорон воинов; извещать возможно обстоятельнее родственников об убитых; организовывать в своих частях общество помощи семьям убитых и увечных воинов и др.

Примечания:
[1] Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 2. С. 14
[2] Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 4. С. 161.
[3] Вестник военного и морского’духовенства. 1916. № 17—18. С. 613.
[4] Шавельский Георгий. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1964. Т. 2. С. 93, 106.

См. далее:
Денежное довольствие священников Русской армии

Литература:
Тиванов В.В. Денежные капиталы в Русской армии

Другие новости и статьи

« Денежное довольствие священников Русской армии

Мнимый конец турецкого флота, или как был ранен Сервантес »

Запись создана: Пятница, 21 Август 2020 в 0:06 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Николаевская армия, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика