Денежное довольствие священников Русской армии
Поскольку духовенство осуществляло работу в Военном министерстве, то потребовалось провести разграничение прав и обязанностей между министерством и духовным правлением.
Протопресвитер своими распоряжениями назначал священников и других духовных лиц на новые должности, перемещал их по службе и увольнял со службы, пересматривал обязанности священнослужителей, награждал их. Военный совет вводил в действие штаты духовных учреждений, включал и исключал из штатов должности священнослужителей, о чем объявлялось в приказах по военному ведомству. При этом указывались конкретные должности, их количество и размер денежного довольствия. Следовательно, все, что связано с денежными расходами, находилось в ведении военного ведомства.
Материальное обеспечение священников осуществлялось по нормам офицерского состава. Занимаемые ими должности приравнивались к следующим воинским званиям: протопресвитер военного и морского духовенства — к генерал-лейтенанту, старший священник (в армии, корпусе и других управлениях) — к полковнику, старший священник в дивизии — к подполковнику, полковой священник — к капитану, дьякон — к поручику, псаломщик — к подпрапорщику. Соответственно этим рангам священники получали жалованье, столовые и квартирные деньги, путевое довольствие. В отличие от офицерского состава им полагалась прибавка за выслугу: за 10 лет — 25% жалованья, за 20 лет — 50% жалованья.
Увеличение денежного довольствия офицерам распространялось и на военных священников. Лишь в 1909 г. добавочное денежное содержание офицерам строевых частей не было предусмотрено для священнослужителей войск, хотя служба полковых священников приравнивалась к службе ротных командиров и старшего врача полка. По настоянию Синода и ходатайству протопресвитера в 1911 г. добавочное содержание ввели и для священников войск.
Священникам войск действующей армии полагалось увеличенное жалованье и все добавочные виды денежного довольствия, предусмотренные на военное время. Они наравне с офицерами получали деньги военно-подъемные, порционные, полевые или походные, суточные за время нахождения в госпиталях.
В случае увольнения священнослужителей со службы они имели право на пенсионное обеспечение наравне с офицерами. За выслугу 25 лет полагалась пенсия в размере 50% жалованья, столовых и добавочных денег; за каждый год, прослуженный сверх 25 лет, она увеличивалась на 3%. Предельный ее размер назначался за выслугу 35 лет (80% денежного довольствия). Протопресвитеру военного и морского духовенства пенсия определялась особым высочайшим повелением.
Формы и способы работы священников были очень разнообразными: проповеди, богослужение в церкви, беседы, религиозно-нравственные чтения, преподавание Закона Божия в учебно-полковых командах.
Военные священники вели патриотическую, милосердную и благотворительную деятельность. Они помогали бедствующим, духовно поддерживали и утешали раненых воинов, провожали в последний путь умирающих. На них возлагалась забота об устройстве и поддержании порядка на военных кладбищах. В целях усиления боевого духа воинов священники проводили молебны перед боем и напутствовали на победу.
Боевые и иные заслуги священнослужителей отмечались многими способами. Для них был предусмотрен более разнообразный, чем для офицерского состава, перечень наград, так как существовали особые награды для духовенства. За боевые подвиги, выслугу лет и благотворные деяния священнослужители награждались орденами Св. Георгия, Владимира, Анны и Станислава. Царь жаловал их золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте, золотыми и серебряными медалями на Владимирской, Анненской и Станиславской лентах. Синод и протопресвитер награждали наперсными крестами, митрами, палицеями, скуфьями, камилавками, набедерниками [1].
Примечания:
[1] Митра — позолоченный головной убор, которым награждались лица высшего духовенства; палицея — часть одежды заслуженных священников; скуфья — бархатная шапочка черного или фиолетового цвета как признак отличия заслуженных священнослужителей; камилавка — фиолетового цвета головной убор в виде расширявшегося кверху цилиндра, служил почетной наградой священников; набедерник — часть одежды священнослужителей в виде пояса.
См. также:
Задачи и структура органов военного духовенства Русской армии
См. далее:
Источники церковного капитала Русской Армии
Литература:
Тиванов В.В. Денежные капиталы в Русской армии
Другие новости и статьи
« Сколько воинов сражалось в Оршинской битве?
Задачи и структура органов военного духовенства Русской армии »
Запись создана: Пятница, 21 Август 2020 в 0:05 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Николаевская армия, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Финансовое.
метки: медицина, выплаты, финансы, священник
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика