4 Август 2019

Реформирование структуры управления ОПК

oboznik.ru - Реформирование структуры управления ОПК
#ОПК#ГОЗ#НИОКР

Можно бесконечно ссылаться на исторические традиции, уникальность и специфичность механизмов управления российским государством и его военной организацией, но в демократическом мире принято, что контроль над состоянием ОПК, а также все финансовые ресурсы, выделяемые на оборону, находятся в полном распоряжении министерств обороны, наделенных для этого соответствующими структурами, функциями, задачами и ответственностью. В России же вопросы строительства и технического оснащения военной организации, напрямую подчиняющейся Президенту России, до последнего времени находились фактически в полной зависимости от решений правительства в лице Минэкономразвития, отвечающего за формирование ГОЗ, и Минфина, обеспечивающего финансирование ГОЗ.

Основной потребитель ПВН -МО РФ - лишен в условиях ограниченного и неритмичного финансирования ГОЗ эффективных механизмов управления оборонными НИОКР и производством [Коротченко, 20046]. Административная реформа радикально затронула структуру управления высокотехнологичной промышленностью. Несмотря на предпринятые усилия, они смогли нормализовать работу ОПК в соответствии с требованиями его потребителей. Отсутствие единой системы управления разработками, производством, эксплуатацией, модернизацией и утилизацией препятствует успешной реализации программы разработок и закупок ПВН.

Структура управления предприятиями ОПК разнесена по множеству ведомств, каждое из которых не имеет четко обозначенных и однозначных полномочий, а следовательно, и ответственности. Создается впечатление ее виртуальности, того, что строгой вертикали управления ОПК, хотя бы адекватной бывшей в советское время Комиссии по военно-промышленным вопросам, создать не удается. Высокая же степень информационной и организационной неопределенности (энтропии) при принятии важных решений является ключевым фактором низкой результативности ОПК. Показная рыночная суть некоторых государственных структур может наносить прямой ущерб оборонной и технологической безопасности государства без всякой ответственности за свою формально понимаемую деятельность (которая на самом деле может содержать и плохо скрываемый корыстный интерес некоторых чиновников). Так, например, упраздненная в результате реформы Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротствам на начало 2004 г. вела дела против предприятий Российского агентства по обычным вооружениям, 37% которых (из 127 предприятий) имели все основания быть обанкроченными, еще у 32% было неустойчивое финансовое положение по вине других структур, в том числе государственных, вовремя не оплачивавших ГОЗ.

Даже стратегические предприятия могли быть ликвидированы с помощью этой государственной структуры. Неочевидна и ожидаемая эффективность от переподчинения той части Минатома, которая отвечала за ядерный оборонный комплекс, непосредственно МО РФ. Специалисты отмечают грубое нарушение научно обоснованных и проверенных практикой законов управления, непродуктивность подчинения технологически развитой структуры менее технологически развитой [Мясников, Мухин, Крамер, 2004]. В 2004 г. была предпринята попытка исправить это положение. Едва ли не ключевым фактором, определяющим в ближайшие годы развитие производственного потенциала той или иной отрасли, станет новая система управления, создаваемая в результате административной реформы. Итогом изменения структуры правительства уже стало исчезновение четырех оборонных агентств из пяти: они на правах управлений вошли в Федеральное агентство по промышленности (ФАП), подчиненное Министерству промышленности и энергетики РФ. Сохранившее самостоятельность Федеральное космическое агентство (ФКА) отвечает теперь только за космическую деятельность.

Смысл административной реформы состоял в разделении правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных функций федеральных органов власти. В процессе перестройки столь четкое дробление местами размылось (например, в ФКА, в котором все эти функции объединились), но в общих чертах все же пока остается в силе.

ФАП, структура которого представлена на рис. 1.3, переданы правоприменительные функции, а также функции по оказанию услуг и управлению имуществом упраздненных агентств: по боеприпасам, по обычным вооружениям, по системам управления, по судостроению.

Вместе с тем в составе МО РФ появились федеральные службы по ВТС и ГОЗ, преобразованные из существующих ранее госкомитетов. Служба ГОЗ наделена полномочиями по размещению заказов военного ведомства по предприятиям ОПК на конкурсной основе, что, по мнению специалистов МО, позволит сократить расходы на приобретение ПВН на 15%. По мнению некоторых экспертов [Кедров, 2004], такие изменения будут способствовать улучшению ситуации в ОПК.

Например, снова появится возможность консолидации всех оборонных научно-промышленных программ, деятельности отраслевых ведомств в области обороны под одним руководством. Будут продолжены, безусловно, важные глобальные проекты по унификации, взаимному увязыванию целевых программ радиоэлектроники, судостроения, авиации и т.д.

Нынешняя оптимизация позволит выработать единую техническую политику, общую целевую программу развития, создать нормативно-правовую базу, получить прозрачную строку в бюджете страны именно на нужды ОПК и обеспечить целевое развитие промышленности. Станет возможным контроль над ценовой и контрактной политикой отдельных ведомств, индексами-дефляторами по различным направлениям научно-производственной деятельности, что должно влиять на их обоснованность при формировании бюджета. По мнению специалистов, начинать свою деятельность ФАП должно с разработки нормативно-правовой базы.

Другие новости и статьи

« Финансирование ОПК

Структурная трансформация предприятий ОПК »

Запись создана: Воскресенье, 4 Август 2019 в 12:20 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика