4 Февраль 2013

Анализ методов управления риском в ведущих зарубежных странах при реализации программ приобретения продукции военного назначения

oboznik.ru - Анализ методов управления риском в ведущих зарубежных странах при реализации программ приобретения продукции военного назначения

Оценке риска и управлению им в ходе реализации программ приобретения ПВН в ведущих зарубежных странах уделяют серьезное внимание уже сравнительно давно. В США еще в 1969 г. неадекватность разрешения данной проблемы была названа министерством обороны в числе основных причин недостаточной эффективности системы военных НИОКР США. Позднее Конгресс потребовал от Минобороны США более четкого определения рисков создания образцов ПВН при формировании бюджетных заявок на финансирование НИОКР. В 1986 г. контрольно-ревизионное управление Конгресса вновь указало на неадекватность используемых методов и процедур оценки технического риска и управления им, используемых в системе приобретения Минобороны США.

В Великобритании повышенное внимание к вопросам оценки и управления риском разработки и производства ПВН стало уделяться с конца 80-х годов. При этом в целях повышения эффективности управления риском для крупных программ приобретения в состав рабочих групп руководителей стал привлекаться независимый специалист (группа специалистов), отвечающий за управление рисками на всех стадиях жизненного цикла ПВН. Основной целью деятельности специалиста по рискам (группы специалистов) является не просто определение наличия и уровня риска, но и выработка мероприятий по его снижению. Такой подход позволяет руководителю программы направить дополнительные ресурсы на предотвращение рисков и снизить их до приемлемого уровня, поскольку недостаточный анализ рисков может привести к проблемам достижения требуемых характеристик ПВН, значительному возрастанию стоимости программы и (или) отставанию от графика. В целом общая ответственность за организацию управления рисками в рамках разрабатываемых программ в Великобритании возлагается на директора по политике приобретения (Director of procurement Policy), который является представителем Главного управления по приобретению ПВН.

Что касается методов оценки риска и способов управления им при реализации программ приобретения ПВН, то в ведущих зарубежных странах они примерно идентичны, однако наибольшее развитие и практическую направленность эти методы получили в США [(DoD, 1991), (DoD, 2001), (Military Project, 1993), (Risk Management, 1998)1.

Методы оценки риска и способы управления им в Минобороны США. В американской литературе, касающейся вопросов анализа и управления риском, используется более 20 различных терминов, определяющих этот процесс или его элементы, причем имеет место неоднозначное их толкование. В руководящих документах МО США (DoD 5000.1 и DoD 5000.2) используются следующие термины для составных элементов (этапов) процесса управления риском (risk management): планирование риска (risk planning); оценка риска (risk assessment); анализ риска (risk analysis); снижение риска (risk reduction). Кроме того, в элементе "оценка риска" иногда выделяют подэлемент "идентификация риска" (risk identification), а в элементе "снижение риска" — подэлемент "преодоление последствий реализации события риска" (risk handling).

метод статистических испытаний, предполагающий выбор значений недетерминированных ключевых исходных параметров случайным образом; метод сценариев, который основывается на проработке опытными экспертами сценариев нескольких типовых вариантов развития событий и соответствующих им значений динамики выпуска продукции, доходов, расходов и т.д., а также на расчете для каждого сценария чистого дисконтированного дохода и других показателей эффективности проекта.

Само управление риском, как правило, строится исходя из "концепции приемлемого риска", при этом уровень приемлемого риска зависит от отношения субъекта к риску (для одного субъекта даже небольшой ущерб может привести к банкротству, другой может рискнуть гораздо большим объемом средств). Полученные численные оценки риска лежат в основе выбора методов управления им. Все применяемые на практике методы управления риском делятся на четыре типа [Клейнер, Тамбовцев, Качалов, 1997]: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы диссипации риска; методы компенсации риска. Применительно к инвестиционным проектам можно дать следующую характеристику данным методам. Методы уклонения от риска могут использоваться, когда проект должен быть выполнен наверняка, с минимальным риском.

Для этого, как правило, отказываются от услуг ненадежных исполнителей, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами. Если возможно, отказываются от проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения. Одним из наиболее эффективных и часто применяемых на практике возможностей уклонения является страхование проектов, когда риск фактически переносится на третье лицо.

Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но и повышает ответственность руководителей, принуждая их к разработке и принятию более обоснованных решений, проведению превентивных защитных мер в соответствии с условиями страховых контрактов.

Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап проекта, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень риска. С этой целью создают так называемые венчурные предприятия для реализации высокорискованных проектов.

Методы диссипации риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) всех участников проекта, заинтересованных в успехе общего дела. Сюда же можно отнести метод диверсификации выполнения рискованных проектов (чаще этапов проекта), когда работы задаются одновременно нескольким исполнителям и по результатам их выполнения выбирается наилучший вариант.

Среди методов компенсации риска наиболее распространено создание резервов, в первую очередь финансовых. Рассмотренные методы оценки и управления риском в различных интерпретациях достаточно хорошо опробованы в банковском деле, на производственных предприятиях, коммерческих операциях.

Однако при обосновании и реализации планов развития ПВН проблеме разработки методов оценки риска и управления им до последнего времени уделялось крайне недостаточное внимание. Рискованность их реализации оценивалась лишь на интуитивном уровне, и, как правило, специальных мер по снижению риска не предусматривалось. Зачастую усилия разработчиков планов направляются на устранение последствий проявления неблагоприятных событий, а не на их упреждение, что, как известно, не является лучшим способом борьбы с неопределенностью (затраты на предотвращение ущербов примерно в 30 раз меньше расходов по возмещению нанесенного ущерба [Третьяков, Ефимов, 1998]).

Проведенный анализ показал, что использование рассмотренных выше методов оценки и управления риском для решения проблем повышения эффективности программно-целевого планирования ПВН теоретически возможно, однако в большинстве случаев для этого требуется их значительная модификация с учетом специфики ПВН, а также проектов и планов создания вооружения и военной техники, поскольку в основе таких планов лежит не получение прибыли, а достижение целей обеспечения национальной безопасности (ради которых они разрабатывались) и избежание напрасного расходования бюджетных средств. В качестве основных методов управления риском при планировании развития ПВН предлагаются следующие основные.

1. Организация конкурсного проектирования, предполагающего задание нескольких параллельных разработок для создания одного образца ПВН. Конкурсное проектирование позволяет повысить вероятность создания образца, но требует дополнительных затрат. Поэтому выбор варианта организации конкурса по созданию образца осуществляется по минимуму математического ожидания полных затрат. 2. Метод многоеариантного планирования и метод корректи ровки планов (как разновидности метода снижения риска), суть которых заключается в формировании на этапе разработки дол госрочного плана множества вариантов плана, выборе вариантов из некоторой их совокупности по критерию "эффективность- стоимость" и трансформации программного варианта развития системы вооружения на этапе разработки краткосрочного плана в случае значительного отклонения реального финансирования от принятого при формировании ГПВ [Рахманов, Буренок, Мельников, 2000]. 3. Метод резервирования финансовых ресурсов (как наибо лее мобильного вида ресурсов).

При решении задачи разработки методического и организационного обеспечения повышения эф фективности планирования НИОКР используется понятие пла новых резервов, под которыми понимается сознательно пла нируемый комплекс ресурсов, отвлекаемых от текущего произ водственного и непроизводственного потребления. При этом вве дены такие понятия, как требуемая величина вероятности реали зации плана НИОКР и относительная ошибка прогноза потреб ных и выделяемых ассигнований, и показано, что для компенса ции возможного превышения реальной стоимости образцов ПВН над плановой резерв долгосрочного плана должен составлять 10-20% от выделяемых ассигнований (при значении требуемой вероятности 0,9).

Однако другие виды риска работ, входящих в план, и возможный при этом ущерб не учитываются. Метод резервирования финансовых ресурсов достаточно широко применяется на практике при формировании и реализации планов развития ПВН. При этом объем резервов предусматривается, как правило, на пров’едение непредвиденных и оплату прекращенных работ. Для определения величины резерва на отдельные проекты используется метод аналогий и опыт реализации проектов подобного типа [Морозов, 1999].

Следует отметить, что при достаточно высоком уровне неопределенности создание резервов теряет смысл, так как их величина может превосходить разумные пределы. Более того, практика показывает, что плановые органы по окончании срока планового периода оказываются перед дилеммой: не истратив резерва, не получишь нового; эффективно же истратить резерв в конце планового периода практически невозможно. 4. Метод уклонения заключается в отказе от проектов, вы полнение которых связано с большим риском.

В практике заказов ПВН он должен применяться с большой осторожностью, так как следствием этого в перспективе может стать невозможность выполнения боевой задачи, решение которой возлагалось именно на те образцы, создание которых предусматривалось в рамках данных проектов. В лучшем случае задачу можно будет выполнить другими средствами, но с гораздо меньшим эффектом либо при значительно большем расходе ресурсов, в том числе и финансовых [Астахов, 1998]. В связи с этим особо следует отметить возрастание роли метода страхования рисков как разновидности метода уклонения, который до сих пор в практике программно-целевого планирования развития ПВН совершенно не применялся.

Причин тому несколько: неразвитость приемлемых для этого видов страхования в стране (около 50 видов страхования против 600 видов в Европе и более 3000 видов в США и Японии [Третьяков, 1998]); недостаточные размеры уставных капиталов и объемы страховых резервов отечественных страховых компаний, что не позволяет принимать на страхование значительные риски, которые характерны для продукции военного назначения (особенно НИОКР); отсутствие обоснованной стратегии государственной поддержки страхования в интересах военной организации РФ; отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы для страхования оборонных заказов; недостаток у страховщиков статистических данных, необходимых для расчета страховой суммы; отсутствие у разработчиков планов развития ПВН и страховщиков методической базы для оценки рисков создания вооружения и военной техники и тем более для определения размеров страховых фондов; отсутствие средств на оплату страховых взносов.

В то же время методы страхования в последнее время интенсивно развиваются как в России, так и за рубежом. В России увеличивается количество страховых фирм, растут возможности по страхованию крупных проектов. Уже имеется опыт страхования экспортных поставок, транспортных перевозок, рисков строительно-монтажных работ, морских и космических рисков и т.д. [(Извеков, 2001), (Кургин, 2001)]. В этой связи назрела необходимость создания системы комплексного страхования, предусматривающей возможность страхования оборонных заказов как предприятиями, выполняющими их, так и заказчиками.

Актуальность использования методов страхования при формировании и реализации планов развития ПВН обусловлено также тем, что выделяемых средств, как правило, не хватает даже на закупку требуемого количества новой ПВН, а следовательно, создание большого объема резерва ресурсов для компенсации факторов неопределенности является проблематичным.

С учетом вышеизложенного в качестве общего недостатка существующих методических подходов к оценке и управлению риском можно отметить отсутствие комплексного подхода к применению всей совокупности рассмотренных методов при формировании и реализации планов развития ПВН. Кроме того, практически без рассмотрения остается проблема создания системы организационно-экономических механизмов, позволяющих проводить соответствующую политику управления рисками. Многие из такого рода механизмов уже имеются и функционируют в интересах решения других задач, так или иначе связанных с укреплением обороноспособности России.

Однако в интересах повышения военно-экономического обеспечения реализации планов развития ПВН они используются весьма ограниченно. Таким образом, проблема комплексной оценки риска выполнения планов развития ПВН, а также разработки методов и организационно-экономических механизмов управления риском в интересах обеспечения их реализации по-прежнему остаются в России нерешенными.

Другие новости и статьи

« Основные проблемы контрактно-конкурсного размещения оборонных заказов

Минобороны обеспечит военнослужащих деньгами для покупки жилья »

Запись создана: Понедельник, 4 Февраль 2013 в 16:18 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика