Мост через Волгу — он был необходим для перевода эшелонов из Астрахани на правый берег

Целая героическая эпопея сложилась при наведении моста через Волгу — он был необходим для перевода эшелонов из Астрахани на правый берег. Строить обычный мост не было ни времени, ни средств, ни технических возможностей. Решили создать наплавной мостовой переход на баржах. Сделали расчеты. Барж для крепления бортом к борту не хватало. Тогда решили строить кильватерную колонну из барж и на ней «ленточную переправу».
Такое вершилось впервые в нашей стране. Но война вынуждает идти на любой риск — войска надо обеспечивать, Сталинград Верховный приказал удержать во что бы то ни стало. А по мосту должны проходить не легковые экипажи, а тяжелые вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим.
Самоотверженно трудились мостовики. Копровые команды лейтенантов А.Я. Малецкого, В.А. Ронина, воентехника В.Д. Мчедлишвили в три-четыре раза перекрывали нормы, забивая по 30-40 свай в смену. Обустройство шло одновременно на всех баржах, между ними делали переходные мосты, монтировали водоотливные механизмы. Баржи укрепляли на якоря, соединяли тросами. Через десять дней по наплавному мосту пошли поезда!
"Но характер у наплавного моста оказался капризным, - вспоминал генерал-полковник П.А. Кабанов, — потребовалось тщательно следить за точным соблюдением прямолинейности оси в плане".
Круглосуточно специальные команды дежурили у насосов, поддерживая баржи на определенном уровне. В зависимости от поведения реки они регулировали осадку барж. Вода служила балластом. Ее то добавляли, то откачивали. Военные инженеры разработали правила технической эксплуатации переправы. Машинистам паровозов категорически запрещалось превышать допустимую скорость, тормозить на мосту состав, давать контрпар.
Несмотря на жесткое крепление барж и строжайшее соблюдение всех расчетных норм, ось моста выгибалась, подобно парусу на ветру. Во всех случаях этот изгиб не должен был превышать определенных технических норм, чтобы подвижной состав мог вписываться в кривую. Немецкие самолеты часто бомбили переправу. Не раз она оказывалась в огне, и бойцы, презирая смерть, спасали сооружение. Строили переправу и обеспечивали ее живучесть мужественные люди. Многие из них были удостоены высоких государственных наград. Грудь комбата майора Н.А. Перова украсил орден Красного Знамени. Наплавной мост действовал около года, затем был заменен временным мостом, а впоследствии — и капитальным.
И это еще не все! В разгар битвы за Сталинград ряд железнодорожных подразделений снимался с технического прикрытия порученных объектов и становился на рубежи обороны. 5 сентября 1942 года 84-й железнодорожный батальон, которым командовал майор П.М. Шейн — он сменил погибшею капитана Н. Д. Жандарова, — был направлен по приказу заместителя командующего фронтом по тылу в распоряжение начальника Сталинградского гарнизона — командира 10-й дивизии НКВД полковника А.А. Сараева для использования в обороне города.
Участник тех событий полковник в отставке М.Н. Грищенко вспоминал: «Полковник АА. Сараев довооружил нас противотанковыми ружьями, танковыми и ручными пулеметами, гранатами, бутылками с горючей смесью, заменил наши видавшие виды винтовки автоматами, приказал занять оборону в центре Сталинграда на опорных пунктах у площади Павших борцов революции, у Астраханского городского моста, у железнодорожного моста через реку Царица и Госэлеватора. Таким образом, весь наш 84-й путевой батальон с оружием в руках защищал город…»
Бывший командир 3-й роты путейцев полковник в отставке Ф.В. Приходько писал: «…Первым у нас принял бой взвод лейтенанта Шпанюка, который оборонял железнодорожный мост через реку Царицу и оперативно подчинялся командиру пехотной части. Его личный состав дрался стойко, храбро и до конца выполнил свой долг. Только несколько израненных бойцов взвода возвратились в расположение роты. Остальные, в том числе и лейтенант Шпанюк, пали смертью храбрых».
Таких эпизодов было немало. «И если наша победа под Сталинградом была воспринята за рубежом как величайшее чудо, — писал нарком путей сообщения военных лет,— то не меньшим чудом явилось транспортное обеспечение этой стратегической операции, в результате чего слабые и неподготовленные кусочки сети превратились в непрерывно действовавший крупный выгрузочный район и послужили базой для развертывания контрнаступления невиданной силы».
В это чудо весомый вклад внесли военные железнодорожники. Огромную работу, проделанную ими в период битвы на Волге, ярко показывают следующие цифры. С июля 1942 года по 1 января 1943 года в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами. Когда было принято решение окружить и уничтожить трехсоттысячную армию Паулюса, то для осуществления этой грандиозной операции надо было создать свежую мощную группировку войск (причем сосредоточить ее за короткий срок, чтобы противник не успел противодействовать), обеспечить эту ударную группировку всем необходимым до начала операции и в ходе ее.
И все это осуществляли работники службы тыла РККА и Наркомата путей сообщения, объединенные усилия которых возглавлял и направлял генерал Хрулев.
Без долгих доказательств очевидно: если бы рокадная железная дорога на правом берегу Волги не была построена — не состоялись бы ни окружение, ни уничтожение немецкой армии. Вот такова цена предвидения Верховного и энергичной деятельности генерала А.В. Хрулева.
См. также
Подвиг, без которого могла не состояться знаменитая Сталинградская эпопея
Хрулев и службы тыла - от них зависел успех в боевых действиях войск
Обстановка перед битвой и в битве за Кавказ
В 1942 году врагу удалось осуществить подготовку и нанести удар гигантской силы по Кавказу
Гитлер: «…если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен покончить с этой войной…»
Гитлер считал, что советские вооруженные силы надо подорвать прежде всего экономически…
Оборонительная операция под Москвой продолжалась с 30 сентября до 5 декабря 1941 года
Армию сосредоточили под Москвой. Сотни эшелонов для этого — забота генерала Хрулева
«Позади Москва, отступать некуда!»
Битва за Москву: воспоминания Хрулева
7 ноября 1941 года: парад на Красной площади
Карпов В.В. “Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант.”
Другие новости и статьи
« Военная реформа преподнесла очередной сюрприз
С игровыми автоматами стало проще »
Запись создана: Воскресенье, 5 Июль 2009 в 15:07 и находится в рубриках Вторая мировая война, Транспорт, Управление тылом.
метки: Москва, мост, сталинград, эшелон
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика