21 Март 2019

Патриотизм как основа гражданского воспитания школьника

oboznik.ru - Патриотизм как основа гражданского воспитания школьника
#историяроссии#история#патриотизм#воспитание#общество#литература

Трегубова Ирина Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы
 АК ВГУЭС,  магистр педагогики
     Слово «гражданин» в словаре В.И.Даля трактуется практически  в одном значении: «городской житель, горожанин».  Сто лет спустя  данное слово получило иную трактовку. Словарь С.И.Ожегова первым значением этого понятия дает следующее разъяснение: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей». Быть гражданином -  значит осуществлять устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Но быть истинным гражданином в том понимании, которое вкладывал в это слово еще Николай Некрасов,  заявляя свою  позицию в стихотворении «Поэт и Гражданин», - это быть человеком неуспокоенным, ищущим, человеком с активной жизненной позицией, живо  и действенно откликающимся на происходящее в своей стране. Таким человеком может быть только настоящий патриот – «отчизнолюб», как комментирует  понятие «патриот» В.И.Даль.

     В течение последних десятилетий в нашей стране не уделялось должного внимания патриотическому воспитанию, в результате чего два-три поколения выросли в атмосфере уничижения страны, в атмосфере ориентации на западный образ жизни без учета ментальности народа. Подобная политика нашла отражение и в формировании у молодежи во многом превратного понимания того, что есть патриотизм. Поэтому, наверное, закономерны данные, полученные в ходе проведенного  анкетирования среди старшеклассников одного из учебных заведений г. Владивостока (в опросе приняли участие 36 учащихся 10-11 классов). 

    Считают своим домом Россию 50% старшеклассников, 42% ответили отрицательно на данный вопрос, остальные затруднились ответить. 
    При этом гордятся своим российским происхождением всего 18% (!). Отметили, что «не испытывают гордости от сознания своей принадлежности к России» 39%, называя страну слабо и среднеразвитой, не дающей возможности реализации желаний и возможностей.  А ведь процветание и безопасность страны во многом зависят от формирования любви к родному Отечеству, российскому народу. В. В. Ро́занов (1856–1919), литературный критик и публицист, один из противоречивых русских философов XX века, отмечал: «Легко любить сильное государство, сильную родину, могучую и процветающую, а вот вы попробуйте полюбить слабую родину, униженную, больную, оскорбленную…»  
     Мечтают уехать за границу на постоянное место жительства 72% (!). В сферу предпочтения вошли такие страны, как Канада, Англия, Швейцария. Всего 28%  ответили твердое «нет» на предложение навсегда покинуть страну.
     Что значит быть гражданином? Этот вопрос вызвал недоумение у 50% учащихся.   В остальных работах были примерно следующие ответы: «иметь паспорт», «жить в стране по ее обычаям, защищать свою страну, гордиться ею, любить, уважать», «подчиняться законам страны, в которой живешь».

     «Быть патриотом», по определению учащихся, «любить и защищать свою страну». Трогательными показались в одной из работ такие строки: «нигде, кроме России, нет людей добрей и красивей». Однако патриотами своей страны определили себя 33%  респондентов. 61% (!) таковыми себя не посчитали. 

     Быть патриотом – это еще и проявлять интерес к истории своей страны.  47% опрошенных отметили, что интересуются событиями в стране прошлого и настоящего, 44% не интересуют вопросы, связанные с жизнью России. Удивили такие ответы: «Люблю историю России, но только без России» и «Россия – лишь прихожая мира».  А ведь именно патриотизм, как верно определил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II,  «делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А “человек мира” это то же самое, что бездомный человек».  Простые и мудрые слова великого человека…

       Как выяснилось, сведения об истории своей страны подростки черпают из следующих источников: программа «Новостей», школьные учебники, Интернет, уроки истории,  родители, СМИ. Что касается средств массовой информации, то большую часть программ составляет криминальная хроника, детективные и мелодраматические сериалы, которые вряд ли могут способствовать формированию и развитию патриотизма и чувства гражданственности. Неудивительно, что 86% учащихся, прошедших анкетирование, не смогли  вспомнить названия кинофильмов о Великой Отечественной войне, о военных событиях нашей страны за последние десятилетия. В отдельных работах были названы такие фильмы: «А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны», «Кавказский пленник», «Блокпост», «Штрафбат», «Грозовые ворота»,   «Последний бронепоезд», «Мы из будущего», «9 рота».  Следует  отметить, что  киноленты о Чеченской  войне знакомы многим ребятам.

      Вообще, отношение к солдатам Великой Отечественной войны, к тем, кто воевал в Афганистане, Чечне, у  подростков крайне положительное.   96% ребят отметили, что испытывают глубокое уважение и гордость к  солдатам и офицерам: «наши – молодцы», «спасибо им», «через боль и слезы, через пламень и ад прошли эти люди ради нас. Вот только как отблагодарила их страна?..» На риторический вопрос последней работы ответ дать сложно, однако невольно напрашивается вывод, что молодежь, анализируя подобное отношение к  ветеранам, формирует и свою собственную гражданскую позицию.
      Воспитание патриотизма связывается в немалой степени со службой в армии. Положительное отношение к этой обязанности гражданина высказал 41% старшеклассников, 24% крайне отрицательно отнеслись к данной миссии. Не определились с ответом 36%. В ответах отмечены такие мнения: «должна быть контрактная служба с хорошей оплатой», «служить - обязанность каждого», «чтобы парень стал настоящим мужчиной, он должен пройти армию». При общем обсуждении вопроса «служить или не служить» главенствовала такая мысль: да, военные нужны стране, но что же случилось с нашей армией, если все стараются приложить усилия, чтобы «не загреметь» туда? Понятно, что ответ на подобный вопрос сложен и неоднозначен. Однако то, что ребята в большинстве своем понимают необходимость защиты Отечества, уже положительная тенденция, ибо неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование такой готовности выполнения конституционной обязанности.
      Выработка патриотизма как естественного свойства человека происходит в семье, ближнем окружении, этнокультурной среде, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями. Велико также   влияние учебного заведения, вот почему в школах необходимо особое внимание уделять патриотическому воспитанию. И происходить это должно не от случая к случаю, а планомерно и систематически как во внеклассной деятельности, так и на уроках, и прежде всего, – на уроках предметов гуманитарного цикла.
     Практически весь курс литературы построен по тематическому принципу. Любовь к Родине, защита Руси – сквозные мотивы былин. Пословицы, поговорки об Отчизне, такие как «родина-мать – умей ее защищать», «с родной земли – умри не сходи» и многие другие, с которыми учащиеся знакомятся еще в младших классах, в лаконичной форме концентрируют мысль о трепетном отношении русского народа к своей стране. В русских народных сказках -  любовь к природе родного края;  в героических и патриотических песнях - душа нашего народа, боль за Русь-матушку. Эти же темы прослеживаются и в «Песне о полку Игореве».
      Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой… Вся русская классика тематически связана с темой гражданственности и патриотизма. Особое место в изучении русской литературы занимают произведения о Великой Отечественной войне. Творческое кредо писателей-фронтовиков, прошедших войну по переднему краю (К.Воробьев, В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов), – правда и только правда.   Книги тех, кто всё видел своими глазами и кому Бог дал дар рассказать об этом,  могут противостоять историческому беспамятству потомков, воспитывать уважение к своей стране, к ее героическому и трагическому прошлому.
      Современная литература по-своему показывает время, в которое мы призваны жить. И педагогу важно  чувствовать, на какие произведения обращать внимание учащихся. Удивительны по своей тонкости, ненавязчивости рассказы Дмитрия Ермакова, в которых - «просто жизнь», неприхотливая, каждодневная,  открывающая какую-то новую истину: «…это же не просто так, как-то по-другому теперь надо жить, да?» («Ванька») В книге очерков Лидии Сычевой «Последний блокпост» - документальные зарисовки сегодняшнего дня, сегодняшней России – больной и грустной, радостной и печальной. Разной. Такой России, от которой отвернуться невозможно. Морщишься, плачешь, закусываешь губы от боли, но глядишь. «Неужели никогда матрос-дублер из третьего отсека атомной подлодки «Курск» Николай Павлов не пройдет по родной улице, никогда не обнимет мать, не сядет на лавочку рядом с отцом, не пожмет руку старшему брату, не пожалеет сестренку Танюшку, не поцелует невесту? Разве можно в это поверить тем, кто помнит его живым? Его, такого ловкого, сильного, красивого парня?» («Ваш сын и брат матрос Колька»). И все же каждый очерк заканчивается надеждой. На то, что опомнимся: негоже телевидению забывать про сельского жителя, человека труда. На то, что вспомним слова Достоевского: «Между народами никогда не может быть антагонизма, если бы каждый из них понимал истинные свои интересы». На то, что поймем: без Родины нет человека. Именно на подобных произведениях современности должен постигать школьник ситуацию сегодняшнего дня: а какой я – человек, патриот, гражданин?

       Чувство патриотизма всегда стимулировало прогресс отечественной науки. Достаточно вспомнить о деятельности таких ученых, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Н.И. Лобачевский, А.С.Попов, Н.Е. Жуковский, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, Н.М. Пржевальский, П.Н. Яблочков и многих других. А потому на уроках химии и физики, биологии и географии можно и нужно говорить о людях с активной жизненной позицией, людях неуспокоенных, ищущих, горячо любящих свою родину, а потому стремящихся сделать ее лучше и богаче. И чем искреннее зазвучит рассказ учителя, тем живее материал будет восприниматься учащимися. Необходимость подобного общения в воспитательном процессе становления Человека и Гражданина диктует сложное время переоценки ценностей и государственной политики.

Другие новости и статьи

« Когда нужно воспитывать патриотизм

М.Ю. Лермонтов (1814 - 1841 гг.) »

Запись создана: Четверг, 21 Март 2019 в 1:00 и находится в рубриках О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика