9 Февраль 2013

Организация и ведение воинского учета

oboznik.ru - Организация и ведение воинского учета

О.А. Першина, главный специалист-эксперт отдела государственной службы
и кадров  Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Свердловской области

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 11.03.2010, далее – Закон о воинской обязанности) органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.

Воинский учет призывников и военнообязанных - это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части. Каждая организация должна быть поставлена на воинский учет в военном комиссариате по месту регистрации в налоговом органе.

В настоящее время основными нормативными документами, регламентирующими ведение воинского учета в организациях, являются Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее - Методические рекомендации).
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются организациями на период мобилизации на военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
Военнообязанные, служащие в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоят на общем воинском учете и планируются к направлению для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

В соответствии с п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
- мужского пола, пребывающие в запасе;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
Не подлежат воинскому учету граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности, проходящие военную службу,  отбывающие наказание в виде лишения свободы,  женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами РФ, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.
Согласно п. 9 Положения о воинском учете за состояние воинского учета, осуществляемого организацией, отвечают их руководители. Они должны назначить работников, ответственных за ведение воинского учета.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации. Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях предусмотрено, что кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром, ему же рекомендовано направлять копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организациях должны содержать пункты, регламентируемые в соответствующих должностных инструкциях.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ, а для государственных гражданских служащих,  с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при заключении трудового договора (служебного контракта) военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют документы воинского учета. Согласно п. 30 Положения о воинском учете работнику кадрового подразделения необходимо проверить:
- наличие в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности;
- подлинность документов и записей воинского учета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства (регистрации);
- сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), занимаемой должности, месте жительства или временного пребывания.
При обнаружении в указанных документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляется уведомление в соответствующий военный комиссариат.
При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка.
Основным участком работы по воинскому учету в организации является ведение личных карточек работников (государственных (муниципальных) служащих).
В соответствии с п. 27 Положения о воинском учете воинский учет граждан осуществляется по личным карточкам работников (форма Т - 2), государственных (муниципальных) служащих (форма Т-2 ГС (МС)) (далее - личные карточки) (раздел 2), утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются вышеуказанные документы, являются:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений в личных карточках и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений в документах воинского учета военных комиссариатов работники, осуществляющие воинский учет (п. 32 Положения о воинском учете) обязаны:
- направить в  двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы  (по форме, приведенной в приложении 9 к Методическим рекомендациям). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
- направить в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по форме, приведенной в приложении 10 к Методическим рекомендациям);
- сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете в личных карточках со сведениями в документах воинского учета граждан;
- сверять не реже одного раза в год в порядке, приведенном в приложении 12 к Методическим рекомендациям сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
- вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения государственного учреждения, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты (в порядке, приведенном в приложении 13 к Методическим рекомендациям);
- оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Каждая организация с момента своего образования и перед началом очередного календарного года:
-  разрабатывает приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе и другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- ведет картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
-  формирует справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
При проверках военкомата предъявляется требование, чтобы документы по воинскому учету граждан в организациях хранились в недоступном месте, желательно в несгораемом сейфе.  
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Должностные лица организаций, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут административную ответственность согласно законодательству РФ. Главой 21 КоАП РФ за правонарушения в области воинского учета для руководителя организации установлена следующая административная ответственность:
- за непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
- за неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову штраф составляет от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ);
- за несообщение сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Другие новости и статьи

« Повторное поступление на военную службу граждан, получающих пенсию за выслугу лет: правовые последствия

Методические основы создания резервного и страхового фондов в интересах обеспечения реализации планов развития продукции военного назначения »

Запись создана: Суббота, 9 Февраль 2013 в 18:40 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика