Построение тыла фронта в первый год РККА
95 лет создания РККА и РККФ (Советской Армии и ВМФ)!
Для тылового обеспечения войск в действующей армии предусматривалось иметь фронтовые, армейские и дивизионные базы с запасами материальных средств. Состав баз был различным и зависел от многих факторов: роли, места и состава фронта (армии, дивизии), решаемых задач; экономического состояния театра военных действий, наличия на нем местных ресурсов; наличия и состояния транспортных средств и коммуникаций в полосе фронта (армии) и др.
В состав фронтовой базы, как правило, входили склады по видам материальных средств, транспортные части, санитарные и ветеринарные учреждения, хлебопекарни, мастерские, авиационные парки, части этапно-транспортной службы, железнодорожные и другие части и учреждения. Для ремонта некоторых видов имущества, например инженерного, базы имели поезда- мастерские. Медицинские учреждения во фронтовой базе кроме складов были представлены госпиталями и лазаретами.
Армейская база имела примерно такую же структуру, как и фронтовая.
Размещение органов тыла оперативного и войскового звеньев при подготовке и в ходе проведения операций определялось наличием и состоянием путей сообщения, необходимостью эшелонирования по глубине запасов материальных средств, а также возможностями использования местных ресурсов в интересах войск фронта.
Исходя из этого каждому фронту (армии, дивизии) назначался тыловой район, глубина которого в зависимости от местных условий могла достигать: фронтового — 500 км и более, армейского — от 100 до 200 км и войскового — до 70 км. Общая глубина тылового района во фронте составляла 700 км и более.
В целях приближения запасов материальных средств к войскам для наиболее полного и своевременного их обеспечения фронтовые (армейские, дивизионные) базы располагались, как правило, вдоль коммуникаций, что соответствовало принципу создания и эшелонирования группировок тыла по всей глубине тыловых районов.
У тыловой границы фронта (армии), как правило, на крупном железнодорожном узле размещалась основная фронтовая (армейская) база. Она составляла тыловой эшелон с запасами материальных средств и поэтому называлась тыловой базой. Ближе к армейскому тыловому району располагалась фронтовая передовая база, которая при благоприятных условиях могла размещаться и в армейском тыловом районе.
В ходе операции фронтовая передовая база могла выдвинуть в войсковой тыловой район как головные, так и передовые склады с запасами основных видов материальных средств (боеприпасов, стрелкового вооружения и продовольствия), а при необходимости и склад вещевого имущества.
В свою очередь головные склады армий имели возможность в подготовительный период или в ходе операции выдвигать на головные железнодорожные станции свои отделения с запасами материальных средств и даже располагать их на грунте (в отрыве от железных дорог).
На важнейших направлениях предусматривалось содержание повышенных запасов материальных средств. Это позволяло обеспечивать войска во время перерывов в подвозе и придавало им определенную автономность. Так, в соответствии с существующими положениями повышенные запасы во фронтовых базах должны были обеспечивать 2-месячную потребность войск фронта, а в армии — 7-суточную потребность. В дивизии должно было содержаться до 3 боекомплектов боеприпасов, до 9 сутодач продовольствия и до 6 сутодач фуража. Однако в связи с тяжелым экономическим положением запасы материальных средств к началу операции создавались значительно ниже этих норм.
Для экстренной подачи материальных средств в войска на базах содержались резервы боеприпасов и продовольствия в железнодорожных вагонах. Резерв продовольствия назывался продовольственным маршрутом. Размеры резервов были весьма различными и полностью зависели от наличия материальных средств, интенсивности, напряженности боевых действий и других условий.
Тыловое обеспечение частей и учреждений войскового звена осуществлялось по тем же принципам, что и оперативного. Однако войсковой тыл в то время был весьма громоздким и малоподвижным, что не соответствовало маневренному характеру боевых действий в гражданской войне. Так, в стрелковой дивизии имелось: четыре склада (артиллерийский, ружейно-пулеметный, продовольственный и вещевой), три полевых подвижных госпиталя, три санитарных отряда (перевязочный, санитарно-гигиенический и эпидемиологический), ветеринарный лазарет, три парка (артиллерийский, ружейно-пулеметный и инженерный), четыре транспорта (артиллерийский, ружейно-пулеметный, продовольственный и военно-санитарный), полевая подвижная хлебопекарня и гурт скота.
В войсковом тыловом районе в ходе наступления подразделения тыла полка размещались, как правило, на удалении 12— 15 км, части тыла бригад — 35—40 км и дивизионные части и учреждения — 60—70 км от линии фронта.
Подвоз материальных средств во фронте и армии, как и в первую мировую войну, осуществлялся в основном по принципу «от себя». Однако при подаче материальных средств от конечных выгрузочных станций до дивизионных складов применялся комбинированный способ: по железной дороге — «от себя», а по грунтовым путям подвоза — «на себя». В звене же дивизия — полк подвоз осуществлялся преимущественно «на себя», и лишь в случае подачи материальных средств на дивизионные склады железнодорожным транспортом бригады и полки усиливались дивизионными транспортными средствами.
При организации подвоза материальных средств, особенно в войсковом тылу, широко использовался опыт русской армии, но не всегда достаточно полно учитывался динамичный характер гражданской войны, что отрицательно сказывалось на обеспечении войск. Это определялось прежде всего слабой подготовкой специалистов тыла к работе в новых условиях.
Таким образом, в годы гражданской войны в самом начале становления тыла Красной Армии складываются принципы максимального приближения запасов материальных средств к войскам и автономности обеспечения в тыловом отношении соединений и частей.
oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Никита (? – 1611 гг.) и Андрей (? – 1598 гг.) Щелкаловы
Военно-морские флаги и вымпелы »
Запись создана: Понедельник, 11 Февраль 2013 в 0:20 и находится в рубриках Гражданская война, Транспорт, Тыл: образование и наука, Управление тылом.
метки: 1918, РККА, база, подвоз, мастерская, Транспорт, снабжение, склады, тыл
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика