Инженерные и железнодорожные войска в конце XIX - начале XX вв.
oboznik.ru - Инженерные и железнодорожные войска в конце XIX - начале XX вв.

Инженерные войска

Перестройка инженерных войск произошла еще в конце XIX в. Вместо произвольного количества инженерных частей было решено иметь в каждом корпусе усиленный саперный батальон, а в каждой дивизии — саперную роту. В соответствии с этим нужно было иметь 25 действующих и 2 резервных саперных батальона в составе 3 саперных и 1 телеграфной роты каждый и легко­го шестового парка для связи.

В 1900 г. в состав инженерных войск входило 25,5 саперных батальона, сведенных в 7 саперных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железно­дорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка.

Личный состав инженерных войск насчитывал 31 329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей.

Такая организация инженерных войск сохранялась до русско-японской войны. Накануне ее инженерные войска включали 31 саперный батальон и 1 роту, 8 понтонных батальонов, 14 крепостных саперных рот, 9 минных рот, 4 речные минные роты, 10 воен­ных телеграфов, 7 воздухоплавательных отделений и 7 полевых инженерных парков. Как и прежде, к инженерным войскам причислялись крепостные части, которые в 1901 г. насчитывали 88312 человек, в 1902 г. — 92 831, в 1903 г. — 90 879, в 1904 г.— 96 752 человека.

Изменения в личном составе собственно инженерных войск говорят о тенденции к росту. К 1 января 1901 г. в инженерных войсках состояло 31 329 человек, в 1902 г.—35 076, в 1903 г.—42 739, в 1904 г.—34 448 человек.

Русско-японская война показала возросшую роль инженерных войск, особенно в период зарождения позиционных форм борьбы.

В связи с этим произошло увеличение числа инженерных подразделений до 8 бригад, насчитывавших 44 449 человек. В ходе войны инженерные войска понесли тяжелые потери, и в 1905 г. их личный состав сократился более чем вдвое (до 20 247 человек). Учитывая возросшую роль инженерных войск, военное ве­домство увеличило число бригад в 1906 г. до 11. Соответственно возрос и личный состав: в 1906 г.— до 43 267 человек, сверх того 19 576 — в железнодорожных войсках, в 1907 г. — до 43 652 и 12 188 — в железнодорожных войсках, в 1908 г. — до 45188 и в железнодорожных войсках — 11 360 человек.

В 1910 г. инженерные бригады были упразднены. Все части получили батальонную организацию, которая просуществовала до конца 1915 г. В 1916 г. все батальоны были переведены на штат инженерного полка (1999 человек). Каждый полк состоял из двух батальонов (саперного и технического), в него входили полевой инженерный парк, команда связи и нестроевая рота. Ко­мандир полка одновременно занимал должность корпусного ин­женера. В марте 1917 г. все кавалерийские корпуса получили по одной инженерной роте, а кавалерийские дивизии — по одной са­перной полуроте.

С началом войны в армии были развернуты 41 саперная рота, 10 телеграфных рот, 6 понтонных батальонов, 5 искровых рот и 51 ополченская саперная полурота. Число инженерных частей продолжало расти. Применение немцами удушливых газов вынудило создать специальные химические команды.

Железнодорожные войска

До 1908 г. включительно железнодорожные части входили в состав инженерных войск. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.

В 1909 г. они имели 8 батальонов в Центральной России, 2 батальона — в Сибири, 2 батальона — на Кавказе и 1 закаспийский батальон. При проведении преоб­разований в 1910 г. было решено в случае войны сформировать 6 батальонов в Центральной России, 1 — на Кавказе и 3 — в Сибири.

Кроме того, создать 5 парков для конно-железнодорожных бригад полевых дорог и автомобильную роту. В таком составе железнодорожные войска действовали в мировую войну.

Л.Г. Бескровный. Армия и флот России в начале XX в.

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , , , , , ,

Запись создана: Пятница, 3 Октябрь 2008 в 17:26 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Транспорт, Управление тылом. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты.

Комментарии закрыты.