30 Март 2019

Инженерные и железнодорожные войска в конце XIX - начале XX вв.

oboznik.ru - Инженерные и железнодорожные войска в конце XIX - начале XX вв.
#войска#инженерные войска#армия#русскаяармия#историяармии

Инженерные войска

Перестройка инженерных войск произошла еще в конце XIX в. Вместо произвольного количества инженерных частей было решено иметь в каждом корпусе усиленный саперный батальон, а в каждой дивизии — саперную роту. В соответствии с этим нужно было иметь 25 действующих и 2 резервных саперных батальона в составе 3 саперных и 1 телеграфной роты каждый и легко­го шестового парка для связи.

В 1900 г. в состав инженерных войск входило 25,5 саперных батальона, сведенных в 7 саперных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железно­дорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка.

Личный состав инженерных войск насчитывал 31 329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей.

Такая организация инженерных войск сохранялась до русско-японской войны. Накануне ее инженерные войска включали 31 саперный батальон и 1 роту, 8 понтонных батальонов, 14 крепостных саперных рот, 9 минных рот, 4 речные минные роты, 10 воен­ных телеграфов, 7 воздухоплавательных отделений и 7 полевых инженерных парков. Как и прежде, к инженерным войскам причислялись крепостные части, которые в 1901 г. насчитывали 88312 человек, в 1902 г. — 92 831, в 1903 г. — 90 879, в 1904 г.— 96 752 человека.

Изменения в личном составе собственно инженерных войск говорят о тенденции к росту. К 1 января 1901 г. в инженерных войсках состояло 31 329 человек, в 1902 г.—35 076, в 1903 г.—42 739, в 1904 г.—34 448 человек.

Русско-японская война показала возросшую роль инженерных войск, особенно в период зарождения позиционных форм борьбы.

В связи с этим произошло увеличение числа инженерных подразделений до 8 бригад, насчитывавших 44 449 человек. В ходе войны инженерные войска понесли тяжелые потери, и в 1905 г. их личный состав сократился более чем вдвое (до 20 247 человек). Учитывая возросшую роль инженерных войск, военное ве­домство увеличило число бригад в 1906 г. до 11. Соответственно возрос и личный состав: в 1906 г.— до 43 267 человек, сверх того 19 576 — в железнодорожных войсках, в 1907 г. — до 43 652 и 12 188 — в железнодорожных войсках, в 1908 г. — до 45188 и в железнодорожных войсках — 11 360 человек.

В 1910 г. инженерные бригады были упразднены. Все части получили батальонную организацию, которая просуществовала до конца 1915 г. В 1916 г. все батальоны были переведены на штат инженерного полка (1999 человек). Каждый полк состоял из двух батальонов (саперного и технического), в него входили полевой инженерный парк, команда связи и нестроевая рота. Ко­мандир полка одновременно занимал должность корпусного ин­женера. В марте 1917 г. все кавалерийские корпуса получили по одной инженерной роте, а кавалерийские дивизии — по одной са­перной полуроте.

С началом войны в армии были развернуты 41 саперная рота, 10 телеграфных рот, 6 понтонных батальонов, 5 искровых рот и 51 ополченская саперная полурота. Число инженерных частей продолжало расти. Применение немцами удушливых газов вынудило создать специальные химические команды.

Железнодорожные войска

До 1908 г. включительно железнодорожные части входили в состав инженерных войск. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.

В 1909 г. они имели 8 батальонов в Центральной России, 2 батальона — в Сибири, 2 батальона — на Кавказе и 1 закаспийский батальон. При проведении преоб­разований в 1910 г. было решено в случае войны сформировать 6 батальонов в Центральной России, 1 — на Кавказе и 3 — в Сибири.

Кроме того, создать 5 парков для конно-железнодорожных бригад полевых дорог и автомобильную роту. В таком составе железнодорожные войска действовали в мировую войну.

Л.Г. Бескровный. Армия и флот России в начале XX в.

Другие новости и статьи

« О рефинансировании ипотечного кредита, ранее полученного участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

Обязанности инженеров в армии времен Петра I »

Запись создана: Суббота, 30 Март 2019 в 0:01 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Транспорт, Управление тылом.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика