Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства



Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства

oboznik.ru - Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д.

Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общейстратегиипатриотическоговоспитания. Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося. Определяемый, таким образом, «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности позволяет учесть основные проблемы, связанные с его реализацией и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания в виде его цели и задач.

Сформировать единое направление гражданско-патриотического воспитания сегодня непросто. Слишком большая социально-культурная  дистанция (если не культурный разрыв) отделяет идеалы и ценности этого воспитания от реального состояния социальной и образовательной среды. Назовем основные трудности на этом пути.
Социальная поляризация общества. Она сказывается на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии.
Разнотипность образовательных учреждений и разнонаправленность реализуемых ими образовательно-воспитательных программ.

Между тем общая стратегия гражданско-патриотического воспитания предполагает достаточно высокий уровень единства образовательной среды с точки зрения формирования общегражданских ценностей и общей национальной идентичности.
Отсутствие общероссийской консолидированной системы ценностей и слабость общероссийской идентичности. Реализация на практике и в масштабе всей страны единой линии патриотического воспитания должно поддерживаться, хотя бы минимально, чувством общего дела и общего будущего страны, а не частными делами и частным интересом. Однако, формирование коллективных идентичностей связано в основном с утверждением представлений о целостности той или иной региональной ли этнической общности.

Основу формирования и реализации общей стратегии патриотического воспитания еще предстоит создавать совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных органов власти, профессиональных субъектов образования. Можно выделить несколько стратегических ориентиров на этом пути, которые обозначили бы решительный поворот к формированию единого пространства патриотического воспитания.

Создание государственно-общественной системы патриотического воспитания детей и молодежи. Ее ядро могли бы составить интегрированные учебно-воспитательные комплексы, состоящие из государственных общеобразовательных учреждений; структур дополнительного образования; детских общественных объединений, работающих на постоянной и профессиональной основе при финансовой, материально-технической поддержке государства.

Характер деятельности таких комплексов должны определять: сочетание систематического обучения с просвещением и распространением российской культуры, сохранением исторической памяти (неформальное образование); стимулирование самообразования и общественной деятельности социальной, патриотической направленности; создание условий для наиболее полного удовлетворения творческих и образовательных запросов детей и молодежи в объединениях по интересам; привлечение к неформальному образованию и общественной деятельности возможно большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; кадровое обеспечение деятельности учебно-воспитательных комплексов (введение ставок старших вожатых, педагогов-организаторов, подготовка, переподготовка актива детских общественных объединений (проведение встреч, сборов, семинаров, профильных смен); подготовка программ и учебно-методических пособий, информационных материалов по организации патриотического воспитания.
Реализация на практике идеи социального государства, стратегическая заинтересованность государства в развитии и расширении социальной сферы, переход к общественной системе, базирующейся на развитии человека, повышении его знаний, духовном обогащении, культурном совершенствовании.

С точки зрения стратегии гражданско-патриотического воспитания особо важное значение имеет один из главных принципов социального государства – принцип социальной солидарности. На уровне социальной практики этот принцип означает способность и готовность власти, работодателей, профсоюзов, партий, неправительственных организаций вступать в переговоры и заключать локальные, региональные, общенациональные соглашения по базовым вопросам общественной жизни.

Договариваться на основе патриотического долга, взаимного согласия и компромисса, жертвуя, если это необходимо, частью своих групповых, корпоративных интересов. Поддержка государством подобных практик, внедрение образа солидарных действий в повседневную жизнь и массовое сознание означали бы создание полноценной среды массового воспитания гражданственности – в масштабе города, региона, российского государства.

Сочетание патриотического воспитания с социальной поддержкой работающей молодежи (возможности получения достойной работы, решения жилищных проблем, забота о новорожденных, организация семейного отдыха и т. д.). Наиболее перспективным направлением молодежной политики сегодня, видимо, является объединение молодых людей по интересам, привлечение молодежи к участию в масштабных региональных и общенациональных социальных проектах.

Формирование, пропаганда, закрепление средствами обучения и воспитания культурных образцовобщероссийской идентичности. Надо помнить о том, идентичность не просто выделяется определенными признаками, но формирует четко выраженную логику поведения, выступает в качестве реальных «правил жизни», моделей выстраивания собственной жизни и адекватного понимания воспитательных воздействий.

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новыхи нформационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды: 
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России,способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.
Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

  • создание единого пространства гражданско-патриотическоговоспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;
  • формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотическойидентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;
  • усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;
  • подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной  и патриотической деятельностью детей и молодежи;
  • разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания могут включают в себя:
компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);
компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);
компонент организационно-воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.).

Е.Е. Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО,  профессор  кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО



Другие новости и статьи

« Информатизация маркетинговых коммуникаций в системе развития образовательной организации

Палевич Владимир Степанович »

Запись создана: Четверг, 11 Октябрь 2018 в 11:23 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы