8 Май 2021

Деятельность Реввоенсовета Республики по сбережению и ремонту казарменно-жилищного фонда

oboznik.ru - Деятельность Реввоенсовета Республики по сбережению и ремонту казарменно-жилищного фонда
#казарма#КЭС#история

Реввоенсовет Республики чутко реагировал на доклады начальника Главного военно-санитарного управления, Военно-морской инспекции, Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, ВЧК, а также других советских органов и принимал своевременные и конкретные меры по сбережению и ремонту казарменно-жилищного фонда. Об этом красноречиво говорят издаваемые им приказы.

Вот некоторые из них.

От 10 января 1919 г. Во избежание заражения сыпным тифом предлагалось строго наблюдать, чтобы поступающие больные подвергались обязательной стрижке и обмыванию, для чего принять меры к исправлению имевшихся ванн и душей, а где таковых нет — к обзаведению ими.

От 11 июля 1919 г. Предлагалось: Центральному управлению снабжения испросить в срочном порядке дополнительные кредиты на ремонт казарменных помещений и распорядиться разассигновавшем их в соответствии с действительной потребностью в округа; окружным комиссарам по военным делам принять самые решительные меры для развития в текущий строительный период работ по оборудованию и приспособлению казарменных помещений военного ведомства; с целью предупреждений поломок и расхищений в принимаемых войсками зданиях организовать надежную охрану каждого из помещений, еще не занятых войсками или временно освобождаемых ими вследствие выхода в лагеря или для ремонта, дезинфекции и очистки помещений; наблюдать за ходом работ по приведению в полный порядок в течение лета казарменных помещений самим воинским частям.

От 2 декабря 1919 г. Предлагалось: начальникам инженеров фронтов и армий, ГВИУ, МОВИУ ввиду наступления зимы и создавшейся обстановки при производстве позиционных сооружений земляные работы прекратить, за исключением случаев крайней необходимости; постройку казарм-блокгаузов на позициях ограничить необходимостью; освободившиеся силы военно-полевых строительств временно использовать для гарнизонных работ по устройству и приспособлению зданий для казарм, госпиталей и прочих казарменных потребностей, а также на заготовке топлива для фронтов и железных дорог.

От 31 декабря 1919 г. Объявлялось, что все распоряжения комендантов, назначенных на основании приказов РВСР 1919 г. специально для наблюдения за зданиями, занятыми под расквартирование войск, в пределах предоставленных им прав обязательны для всех без исключения и никто не имеет права вмешиваться в деятельность постоянных комендантов по части расквартирования частей войск, пользования зданиями и находящимися в них устройствами.

От 3 июня 1920 г. Ввиду обнаруженного крайне медленного выполнения ремонтных работ в зданиях, занимаемых военно-лечебными заведениями, и непрекращавшихся эпидемических заболеваний ГВИУ предлагалось срочно разработать и осуществить детальный план ремонтных работ этих зданий по всей Республике, закончить все работы до конца строительного сезона; Чусоснабарм обязывался оказывать полнейшее содействие военно-инженерный органам в обеспечении их необходимыми материалами и инструментом. Окружные военно-инженерные управления и главврачи военно-лечебных заведений обязывались широко использовать соглашение ГВИУ и РКИ о разрешении выдавать главным врачам военно-лечебных заведений авансы до 200 тыс. руб. на текущие ремонты помещений с постепенным возобновлением этих авансов но мере необходимости.

От 30 августа 1920 г. Отмечалось, что, несмотря на требования приказа РВСР № 2133 1919 г., имеются случаи небрежного, а иногда и просто хищнического отношения к содержанию казарменных зданий. Для прекращения этого предлагалось всю ответственность за соблюдение правил содержания поисковых помещений возложить на командный и административный состав, а также комиссаров квартирующих частей; обо всех случаях порчи войсковых помещений комендантам соответствующих зданий безотлагательно доносить окружным военно-инженерным управлениям для последующего доклада окружным военным комиссарам и предания суду обнаруженных виновников.

От 18 октября 1920 г. В связи с общим недостатком строительных материалов и рабочей силы, невозможностью в потребной мере обеспечить ими ремонтные работы предлагалось согласно прилагавшемуся перечню установить ударный минимум производства строительных ремонтных , работ, к работе приступать только в том случае, когда эти работы организованы и обеспечены строительными материалами и рабочей силой; по каждому пункту, зданию или помещению вести работу по строго обдуманному плану в зависимости от их важности и неотложности в целях возможности скорейшего использования ремонтируемого помещения по своему прямому назначению; принять за общее правило: раз работы начаты, то они должны быть закончены без перерыва, а потому снятие с работ рабочих допустимо лишь в тех исключительных случаях, когда нет необходимых материалов.

От 22 сентября 1921 г. В целях прекращения перемещения частей и учреждений Красной Армии .из одного помещения в другое и окончательного размещения их согласно твердой дислокации предлагалось командующим войсками принять срочные меры к использованию полностью всех имевшихся на территории округов казарменных помещений военного ведомства для размещения в них воинских частей, управлений, учреждений и заведений военного ведомства, руководствуясь нормой площади, установленной для каждой из указанных категорий. Предлагалось: в первую очередь освободить за счет уплотнения казарм помещения учебных заведений ввиду необходимости возвращения их Наркомпросу; при уплотнении и занятии казарм обратить самое серьезное внимание на их срочный ремонт; все перемещения произвести к 1 января 1922 г., обратить внимание, чтобы вновь отводимое здание нуждалось только в мелком ремонте.

Казарменные помещения и здания, состоявшие в ведении военного ведомства, а также муниципализированные и частновладельческие здания, которые после установленной твердой дислокации и распределения оставались занятыми под расквартирование воинских частей, управлений и заведений военного ведомства, передавались в исключительное распоряжение военно-инженерных дистанций (последние категории зданий до момента изменения дислокации), которые должны были вести учет кубатуры, степень заполнения, распределять помещения между воинскими частями, учреждениями и заведениями; сведения о емкости и степени заполнения зданий сообщать местным жилищным отделам с целью информации.

Занятие гражданских помещений допускалось лишь при полнейшем недостатке в округе казарменных помещений и зданий военного ведомства. В этом случае военно-инженерные дистанции должны обращаться с соответствующими заявлениями в местные жилищные отделы согласно инструкции, объявленной приказом РВСР № 904 (1921 г.)

Следует отметить, что расквартирование Красной Армии в 1921 г., несмотря на окончание войны и демобилизацию, все еще не вошло в нормальную колею. Постоянное перемещение воинских частей, особенно в связи с необходимостью ликвидации бандитизма, не позволило установить твердую дислокацию и перейти к условиям постоянного расквартирования. Большая часть казарм военного ведомства, вполне оборудованных и приспособленных к условиям быта армии, отошла от РСФСР на территории бывшего Варшавского н Виленского военных округов ко вновь образовавшимся республикам (Польше, Латвии, Литве, Эстонии).

Оставшиеся казармы за отсутствием ремонта с начала империалистической войны и в связи с постоянной сменой квартирующихся частей были доведены до такого состояния, что пришлось из части их выводить войска и размещать по временным баракам и частновладельческим домам. В 1921 г. главное внимание было обращено на приведение казарм в жилой вид в целях перевода в них воинских частей из частновладельческих зданий.

Всего к 1 декабря 1921 г. Красная Армия занимала 10 млн куб, саженей строений. Большой вред содержанию зданий в чистоте и исправности приносило отсутствие закрепления их за занимаемыми частям.и. Для устранения такого положения устанавливалась твердая дислокация: здания закреплялись за занимающей их воинской частью и ответственность за поддержание зданий в.чистоте.и исправности возлагалась на эту часть. Военному ведомству принадлежали только казармы и временные бараки. Бывшие частновладельческие здания, занимаемые Красной Армией, находились на учете и в распоряжении жи-лищно-земельных отделов.

В связи с демобилизацией и перемещением центра тяжести на мирное строительство интересы Красной Армии при предоставлении ей помещений стали нарушаться в пользу других ведомств. Здания, отремонтированные и приспособленные под размещение воинских частей, передавались другим учреждениям, а воинским частям отводились помещения необорудованные и неприспособленные.

Из-за недостаточности казарм и необходимости размещения войск во временных бараках и бывших частновладельческих домах, не приспособленных к потребностям и нуждам войск, расквартирование Красной Армии было неудовлетворительным. Не было необходимого количества соответствующих столовых, клубов, караульных помещений, библиотек-читален. Не было учебных помещений, гимнастических залов, достаточного числа полигонов, манежей, тиров и т. п. Здания были в плохом состоянии: не полная остекленность окон, протекающие крыши, недостаточное водоснабжение и освещение, низкая температура помещений из-за недостатка топяива. Производившийся ремонт носил характер латания заплат, замазывания дыр. Объем воздуха на каждого красноармейца составлял 1,12 куб. сажени в Сибири и 3,1 куб. сажени в Москве, в среднем 1,6 куб, сажени при норме 1,5 куб. сажени. Из городских водопроводов снабжались водой 57 процентов всех зданий. Остальная часть снабжалась водой из колодцев или подвозом н бочках. Освещалось электричеством только 30 процентов всех зданий.

Самым больным местом расквартирования Красной Армии был вопрос отопления помещений, о чем указывалось выше. В 1921 г. большое внимание уделялось оборудованию казарм. Начало года застало армию размещенной почти сплошь на нарах, в большинстве двухъярусных. Численность Красной Армии в феврале 1921 г. составляла: в военных округах — 2 562 800 человек, всего без флота — 5385900 человек, а всего с флотом — 5 483 000 человек. В целях улучшения быта армии и в связи с сокращением ее численности производилась замена нар на топчаны и кровати. К концу года на топчанах размещалось 60 процентов, на одноярусных нарах 30 процентов и на двухъярусных нарах только 10 процентов личного состава.

Все строительные работы производились военно-инженерным ведомством. Непосредственным исполнителем строительных работ военного ведомства на местах были губернские военно-инженерные дистанции (ГВИД) со своими районными инженерами. Всего па территории РСФСР имелись 91 ГВИД, из них 7 на территории автономных Кавказских республик, 13 окружных и фронтовых инже нерных управлений ГВИУ. Для производства новых работ особой важности имелось 9 временных строительных комиссий, подчиненных непосредственно Главному военно-инженерному управлению РККА.

Начало 1921 г. характеризовалось переходом к хозяйственному способу производства. Однако этот опыт не оправдал возлагавшихся на него надежд из-за недостатка инструмента, материальной необеспеченности персонала, низкой квалификации контингента служащих и рабочих, отсутствия поощрения за успешную работу. Пришлось перейти к производству работ тремя способами: хозяйственным, сдельным (артелями) и подрядным. Вот потребность военного ведомства в строительных работах на 1921 г. была определена в 7 млн куб. саженей ‘зданий ремонта и 240 тыс. куб. саженей новых построек.

Начальник инженеров Украины и Крыма Д. М. Карбышев 30 сентября 1921 г. подал рапорт начальнику ГВИУ РККА, в котором предложил школьные помещения, занятые военно-учебными заведениями, оставить за последними, чтобы не срывать дело образования и воспитания комсостава. Школьные помещения, занятые частями, управлениями и учреждениями (кроме занятых госпиталями), передать Наркомпросу по согласованию на местах, получая через жилотделы соответствующую компенсацию. Школьные помещения, занятые госпиталями, которые специально оборудованы, оставить за ними.

Приказом РВСР и НКВД от 23 марта 1922 г. в целях урегулирования отношений между органами военного ведомства и коммунального хозяйства предлагалось все помещения, окончательно освобожденные военведом, передавать в течение трех суток с момента получения коммунальными хозяйствами уведомления об освобождении. После этого срока ответственность за целость освобожденных помещений ложилась на органы коммунального хозяйства. Воинские части, освобождающие помещения, сообщали об этом ГВИД за 24 часа до оставления здания, а последние, в свою очередь, сообщали органам коммунального хозяйства не позднее 24 часов с момента освобождения помещения. Все помещения, оставляемые частями или учреждениями временно (уход в лагеря, временные командировки и т. п.), охранялись распоряжением части или учреждения. Все помещения, принятые органами военно-инженерного ведомства, но временно не распределенные между частями, учреждениями и заведениями, охранялись распоряжением органов военно-инженерного ведомства).

По докладу Военно-морской инспекции о проверке 3-х Майкопских курсов СКВО и при них утвержденных повторных курсов, а также повторное пехотное отделение при 53-х Новочеркасских пехотных командных курсах помещения для курсантов и повторников не соответствовали своему назначению. 7 мая 1922 г. командующему СКВО Реввоенсоветом Республики было предложено срочно обеспечить курсы соответствующими помещениями.

Приказом РВСР от 24 мая 1922 г. в отмену приказов РВСР 1921 г. № 1585, 2197 и в развитие инструкции по отоплению, объявленной в приказе РВСР 1922 г. № 718, устанавливался следующий порядок снабжения топливом РККА. Всякого вида топливо для нужд Красной Армии с 1 мая 1922 г. отпускалось за плату, кредит, потребный для этого, исчислялся по смете Наркомвоена. Потребность в топливе исчислялась по нормам приказа РВСР от 1921 г. № 406.

Недостаточность сметных ассигнований на топливоснабжение в 1922—1923 гг. ставила перед Красной Армией за-дачу по организации самозаготовок топлива. Для использования летнего неотапливаемого периода заготовка топлива началась немедленно, и к 1 октября в казармах и госпиталях был образован четырехмесячный запас топлива. Для разработки плана топливоснабжения в пределах округа (фронта) командующие войсками округов и фронтов под своим председательством созывали совещания из представителей начальника инженеров, политуправления округа, отдела ВУЗ с целью установления потребностей топлива по нормам, календарной программы и плана работ с учетом всех средств, необходимых для успешного его выполнения; установления фонда из общего количества, заготовляемого воинскими частями топлива, который поступал в распоряжение губернской военно-инженерной дистанции для снабжения госпиталей, дез-установок, бань, прачечных. Для самозаготовки, вывозки и перевозки топлива использовался полностью воинский гужевой и автомобильный транспорт, а также помощь шефов. Копии разработанных планов к 10 июня 1922 г. бы-! ли представлены в ГВИУ, а последнее ежемесячно представляло доклады РВСР о ходе работ по самозаготовке топлива.

Приказом РВСР от 29 мая 1922 г. отмечалось, что, несмотря на неоднократные приказы, циркуляры и распоряжения, квартирующие части продолжали проявлять небрежное отношение к занимаемым помещениям. Так, в Астрахани здания, где размещался 240-й Тверской стрелковый полк, заново отремонтированные осенью 1921 г., по выходе указанного полка оказались в полуразрушенном состоянии, загажены и совершенно непригодны для жилья. Предлагалось командующему войсками Приволжского военного округа предать суду Ревтрибунала всех лип, виновных в этом.

Совместным приказом РВСР Народного комиссариата РКИ и Народного комиссариата внутренних дел от 2 июня 1922 г. командующим войсками военных округов предписывалось принять срочные меры к использованию полностью всех имевшихся на территории округов казарменных помещений военведа для размещения в них воинских частей, управлений, учреждений и заведений военведа, руководствуясь нормой площади, установленной для каждой из указанных категорий. Перемещение надлежало закончить к 1 января 1922 г. Однако из поступавших сведений усматривалось, что указанный приказом РБСР и НКВД от 1921 г. порядок использования казарменных помещений и освобождения гражданских зданий не всеми местными органами военведа выполнен своевременно и в полной мере. Воинские части оставались размещенными в гражданских зданиях при наличии свободного казарменного помещения. В связи с этим срок действия приказа был продлен до 1 августа 1922 г. Все освобождаемые гражданские здания очищались от мусора, нечистот, военного имущества и передавались по принадлежности с составлением особых актов о состоянии передаваемых помещений.

Заместитель Председателя РВСР Э. М. Склянский 26 ноября 1922 г. обратился к заместителю Народного комиссара внутренних дел А. Г. Белобородову с просьбой о помощи в расквартировании войск Западного фронта & Смоленском гарнизоне, где коммунальными отделами были отведены помещения, непригодные для проживания в них без основательного ремонта.

Размещение командного и административного состава на квартирах также не было решено, так как в связи с приостановкой муниципализации домов коммунальный отдел не имел возможности предоставить квартиры, а частные домовладельцы требовали большой платы.

Таким образом, РВСР постоянно принимал соответствующие меры по сбережению и ремонту казармеыно-жи-лищного фонда, по освобождению занимаемых войсками частновладельческих зданий, а также зданий школ и других учебных заведений для использования их по прямому назначению. Решение этих вопросов требовало максимальных усилий как со стороны управления делами Реввоенсовета Республики, так и квартирно’-эксплуатационных органов в Главном военно-инженерном управлении, а также в окружных военно-инженерных управлениях. Основная же работа была выполнена непосредственными исполнителями — губернскими военно-инженерными дистанциями, которые внедряли в жизнь все принимаемые решения Реввоенсовета Республики по сбережению и ремонту казармен-но-жнлищного фонда, по расквартированию воинских частей, управлений, учреждений и заведений военного ведомства и обеспечению их всеми видами квартирного довольствия.

В тех случаях, когда для принятия соответствующих мер прав Реввоенсовета Республики было недостаточно, он издавал приказы совместно с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции и Народным комиссариатом внутренних дел, а также обращался за их помощью для проведения в жизнь необходимых мероприятий по расквартированию войск и укреплению обороноспособности нашей страны.

Другие новости и статьи

« Организация работы по квартирному довольствию войск Главным военно-инженерным управлением и Главным начальником снабжений Красной Армии

Александер Тунисский Харолд Руперт Леофрик Джордж »

Запись создана: Суббота, 8 Май 2021 в 0:14 и находится в рубриках Гражданская война, Расквартирование войск.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика