11 Май 2019

Выделение квартирно-эксплуатационных органов в самостоятельную службу

oboznik.ru - Выделение квартирно-эксплуатационных органов в самостоятельную службу
#КЭС#история#военнаяистория

Приказом НКО СССР от 15 августа 1937 г. было объявлено положение о военно-строительном управлении РККА, квартирно-эксплуатационном управлении РККА, их окружных отделах и об инспекции пожарной охраны округов.

По этому положению строительно-квартирное управление РККА было разделено на два самостоятельных управления: военно-строительное управление РККА и квартирно-эксплуатационное управление РККА. В округах строительно-квартирные отделы разделились на два самостоятельных отдела: военно-строительный и квартирно-эксплуатационный.

Военно-строительное управление (ВСУ) РККА являлось центральным органом НКО СССР, начальник и военный комиссар которого подчинялись непосредственно Народному комиссару обороны СССР. ВСУ РККА состояло из отделов: планово-учетного, общестроительных работ, авиационного строительства, специальных работ, кадров, материального обеспечения, финансового, секретного отделения и общей части.

Обеспечение авиационного строительства осуществлялось во ВСУ РККА отделом авиационного строительства, а в военно-строительных отделах округов — отделениями по авиационному строительству. Руководство эксплуатацией аэродромов, аэродромных сооружений и строительства оперативных аэродромов полностью передавалось в управление Военно-воздушных сил РККА, а в округах — командующим военно-воздушными силами округов.

Вопросы проектирования, составления и рассмотрения генеральных планов сосредоточивались в квартирно-эксплуатационном управлении РККА и квартирно-эксплуатационных отделах округов. Для этих целей в состав КЭУ РККА был включен проектный отдел и технический комитет, а в состав КЭО округов — проектно-техническое отделение.

В состав КЭУ РККА и КЭО округов включались строительно-технические инспекции, на которые возлагались обязанности по наблюдению и контролю за капитальным строительством. Кроме того, в центральных управлениях НКО СССР: ВВС, морских сил, артиллерийском, автобронетанковом и химическом — создавались отделения капитального строительства в составе 2—6 человек, на которые возлагались обязанности по разработке тактико-технических требований (выбор участков под постройки, подработка генпланов, разработка технических заданий на проектирование, участие в приемке зданий) для нового строительства.

Квартирно-эксплуатационное управление РККА являлось также центральным органом НКО, начальник и военный комиссар которого подчинялись непосредственно Народному комиссару обороны СССР. Квартирно-эксплуатационное управление РККА состояло из технического комитета, строительно-технической инспекции и отделов: плана и расквартирования, проектно-технического, ремонта и эксплуатации, топливного, оборудования, кадров, финансового и общего, секретного отделения. На квартирно-эксплуатационное управление возлагались следующие обязанности:

разработка с участием представителей заинтересованных центральных управлений НКО СССР обязательных для всего строительства РККА основных руководящих положений, инструкций, приказов НКО в развитие соответствующих постановлений и директив;

представление на утверждение Народному комиссару обороны СССР генеральных планов после рассмотрения и принятия их техническим комитетом;

заключение с начальником ВСУ РККА генерального договора на ведение строительных работ;

обеспечение строительных организаций земельными участками, генеральными планами, проектами и сметами для ведущегося по договору строительства;

организация контроля за ходом строительства, акцептирование процента технической готовности для оплаты счетов и приемка готовых объектов от военно-строительных органов;

учет казарменного, жилищного и складского фонда РККА, разработка по указаниям Генерального штаба РККА вопросов квартирного довольствия войск;

организация и контроль правильной эксплуатации зданий и сооружений, разработка и утверждение инструкций и норм по эксплуатации; руководство капитальным и текущим ремонтом, проводимым воинскими частями, обеспечение ремонта материалами;

снабжение казарм, домов начсостава и учреждений мебелью, оборудованием и топливом;

эксплуатация домов начсостава и организация жилищно-бытового обслуживания командного и начальствующего состава РККА;

определение порядка обеспечения частей и учреждений РККА коммунальными услугами и топливом на мобилизационный период по гарнизонам;

организация снабжения казарм, жилищ и складов противопожарным имуществом и инвентарем;

разработка норм, табелей и типов по всем видам квартирного довольствия: топливу, коммунальным услугам, оборудованию и мебели;

разработка вопросов подготовки и переподготовки квартирно-эксплуатационных работников.

Начальники военно-строительных отделов округов подчинялись непосредственно помощнику командующего войсками округа по материальному обеспечению. Военно-строительные отделы округов состояли из отделений: уче-тно-планового, производственного, авиационного, специальных работ, кадров, материального обеспечения, финансового, общего, секретного отделения и строительной инспекции.

Начальники военно-строительных отделов округов подчинялись непосредственно помощнику командующего войсками округа по материальному обеспечению. Военно-строительные отделы округов состояли из отделений: учетно-планового, производственного, авиационного, специальных работ, кадров, материального обеспечения, финансового, общего, секретного отделения и строительной инспекции.

Также выделялась как самостоятельная служба инспекция, пожарной охраны РККА, возглавлявшаяся начальником пожарной инспекции, подчиненным непосредственно заместителю Народного комиссара обороны СССР. На инспекцию пожарной охраны РККА возлагались следующие обязанности:

инспектирование всех воинских частей, учреждений и заведений РККА по вопросам пожарной охраны;

расследование причин пожаров; согласование строительных проектов и разработка необходимых мероприятий и норм пожарной безопасности; разработка образцов и табелей пожарно-технического вооружения РККА и наблюдение за правильной эксплуатацией и сбережением пожарного инвентаря, оборудования и спецустановок;

разработка и издание учебников, методических пособий, инструкций и наставлений для пожарной охраны : РККА;

руководство специальной подготовкой военных отделений пожарно-технических учебных заведений, пожарных школ, курсов усовершенствования начальствующего состава пожарной охраны РККА;

руководство переподготовкой пожарного начсостава запаса;

участие в разработках Генерального штаба и АМУ РККА организационно-штатных вопросов пожарной охраны;

разработка по указаниям начальника Генерального штаба РККА планов, программ и указаний по специальной противопожарной подготовке всего личного состава, РККА и пожарных команд;

инспектирование и техническое руководство работой инспекции пожарной охраны округов (флотов) и центральных управлений.

Инспекторам пожарной охраны РККА предоставлялись права:

воспрещать пользоваться зданиями, сооружениями и установками, если имеется угроза пожара, с немедленным уведомлением об этом командира — начальника части, учреждения и донесением командующему войсками или Народному комиссару обороны;

воспрещать производство строительства, не отвечающего требованиям пожарной безопасности или осуществляющегося по проектам, не согласованным с пожарной охраной, с немедленным уведомлением об этом строительных органов РККА;

наблюдать за обеспечением пожарной безопасности на самом строительстве;

требовать переделки отдельных недоброкачественных в пожарном отношении конструктивных элементов и частей сооружений;

устраивать поверочные пожарные тревоги с уведомлением начальника гарнизона;

производить дознания при расследовании причин пожаров и в случаях нарушения и невыполнения предупредительных мероприятий.

Инспекция пожарной охраны округа (флота) возглавлялась начальником пожарной инспекции, непосредственно подчиненным Военному совету округа (флота). Проведение этих мероприятий повысило ответственность начальников ВСУ, КЭУ и пожарной инспекции РККА за возложенные на них обязанности по строительству, эксплуатации и надзору за соблюдением противопожарных норм по эксплуатации казарменно-жилищного фонда РККА.

Произведенной проверкой эксплуатации жилищного фонда РККА в начале 1937 г. был выявлен ряд недостатков по заселению квартир командным и начальствующим составом РККА. В военных городках проживало множество лиц, не имевших никакого отношения к РККА и частично даже не прописанных. Приказом НКО СССР от 17 марта 1937 г.2 предлагалось: при назначении командного и начальствующего состава в другие гарнизоны ограничить срок проживания их семей по прежнему месту службы до двух месяцев (не более), запретить занимать квартиры одновременно в двух местах; обязать всех лиц, проживавших в военных домах, как военнослужащих, так и членов их семей, а также прибывавших, временно прописаться в установленном порядке через органы милиции; прописка временно прибывавших и посещение такого магазина, как магазин сорочек допускалась только с разрешения начальника квартирно-эксплуатационной части гарнизона по .согласованию с командиром воинской части на определенный срок.

В марте—апреле 1937 г. была произведена передислокация 5-й тяжелой танковой бригады из Харькова в Берди-чев, Горьковского бронетанкового училища в Харьков, Полтавского военно-политического училища в Горький, Ярославского автотехнического училища в Сызрань, Московского танкотехнического училища в Киев. При передислокации клубное имущество и имущество ленинских комнат оставалось на месте, казарменные помещения, казарменное оборудование и инвентарь были переданы по актам вновь прибывшему училищу комиссиями, созданными распоряжениями военных округов в составе председателя комиссии от прибывавших училища и бригады ч членов комиссии: представителя квартирно-эксплуатацион-ного отдела округа и представителя убывающих училища и бригады.

Приказом НКО СССР от 9 х\тая 3937 г. было объявлено Положение о квартирно-эксплуатационных органах РККА, которым определялась ответственность командиров (начальников) расквартированной части (учреждения, заведения) за сохранность, правильное использование и эксплуатацию всех казарменных, жилых, коммунально-бытовых зданий, сооружений и оборудования. Командиры частей (учреждений, заведений) должны были принимать от квартирно-эксплуатационных органов земельные участки, здания, сооружения и оборудование по актам и описям и при перемене дислокации сдавать все полностью и в порядке. Командиры (начальники) частей (учреждений, заведений, в том числе складов, институтов, госпиталей, санаториев, ДКА) не имели права без разрешения квартирных органов производить какие-либо перестройки и переделки в занимаемых помещениях. Списание пришедшего в негодность имущества (оборудования, инвентаря, мебели) разрешалось производить только с утверждения квартирно-эксплуатационных органов.

Непосредственная организация эксплуатации всего квартирного фонда части возлагалась на техников-смотрителей зданий, подчиненных командирам частей, а в отношении технической эксплуатации, учета фонда и соблюдения правил пожарной безопасности — подчиненных начальникам квартирно-эксплуатационных частей гарнизонов. При передислокации части техники-смотрители оставались на местах и зачислялись в штат той воинской части, которая заняла городок. В ведении техников-смотрителей были организация правильной эксплуатации ВОИНСКИХ зданий, сооружений, оборудования, мебели и земельных участков; текущего и капитального ремонта зданий части, проводимого хозяйственным способом; работы электрово-достанций, очистных сооружений и отопительных систем; управления домами начсостава, закрепленными за частью, и их эксплуатации, а также распределения квартир начсостава по указанию начальника-КЭЧ гарнизона; учет всех казарменных, жилищных, коммунально-бытовых зданий, сооружений, оборудования и земельных участков, занимаемых воинской частью; учет, хранение, ремонт и выдача в подразделения части казарменного инвентаря, мебели и топлива и составление заявок на них; выполнение обязанностей начальника пожарной охраны части, если в части нет штатного начальника пожарной охраны; участие в разработке мобилизационного плана по заданию командира части.

Обязанности квартирно-эксплуатационных отделений вузов, госпиталей, институтов, авиабригад, мехбригад и т. п., расположенных на территории гарнизонных КЭЧ, были аналогичны обязанностям техников-смотрителей зданий.

В пределах гарнизона эксплуатацией всего казарменного фонда ведала квартирно-эксплуатационная часть гарнизона (базы, укрепленного района, авиа- и мехбригад, расположенных отдельными гарнизонами). Начальник квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) гарнизона должен был не реже одного раза в месяц проверять во всех воинских частях (учреждениях, заведениях), расквартированных в гарнизоне, выполнение обязательных правил эксплуатации казарменного фонда; бесперебойность работы коммунально-бытовых сооружений; проведение противопожарных мероприятий; ведение топливного хозяйства (работа котельных, расход топлива) и обеспечение коммунальными услугами; расходование денежных и материальных средств на ремонт и пополнение некомплекта оборудования и мебели; соответствие размещения части квартирному расписанию.

Указания по устранению отмеченных недостатков и предложения по улучшению организации квартирно-эксплуатационной службы были обязательны для исполнения всеми частями и учреждениями гарнизона.

Начальник КЭЧ гарнизона подчинялся начальнику гарнизона, а в техническом и финансовом отношении — начальнику квартирно-эксплуатационного отдела округа (флота). Он отвечал за правильное заселение домов начальствующего состава, не допуская занятия квартир родственниками и другими лицами, не имевшими отношения к РККА; организовывал выселение лиц, потерявших связь с РККА.

В течение 1937 г. КЭУ РККА разработало проекты приказов, которые были подписаны Народным комиссаром обороны: №37 — «Порядок предоставления жилплощади начальствующему составу в военных домах», № 83 — «О топливном снабжении РККА», № 232 — «О порядке обеспечения мебелью ДНО. В течение 1938 г. №33 — «Нормы противопожарного оборудования и инвентаря», №36 — «Об инвентаризации фондов воинских зданий», №105 — «Положение о производстве строительных работ хозяйственным способом», № 106 — «Положение о домоуправлениях и правила внутреннего распорядка в ДНО, №233 — «О закреплении за гарнизонами жилплощади в домах местных Советов, занимаемых начальствующим составом».

Фактическое выполнение плана капитального строительства в 1938 г. составило в сумме 329 млн руб., в том числе: по оборонительному строительству — 99 мщ руб., необоронительному — 1 150 млн руб., по строительству: связи — 17 млн руб., оперативных аэродромов — 58 млн руб., спецбензоемкостей — 10 млн руб., артполигонов — 2 млн руб.Вопросам капитального строительства и улучшения размещения войск уделялось большое внимание военными советами округов. Так, например, в Московском военном округе в 1937—1938 гг. эти вопросы неоднократно рассматривались на заседании Военного совета под председатели ством командующего войсками МВО Маршала Советского Союза С. М. Буденного. Постановлением Военного совета от 21 июня 1937 г. начальнику СКО МВО И. И. Бодрову предлагалось обеспечить постоянный контроль исполнения плана строительства с ежедневным докладом о ходе строительства Военному совету по каждому участку в отдельности. Одновременно указывалась просьба к Народному комиссару обороны об обеспечении централизованными материалами, укомплектовании квалифицированными инженерно-техническими работниками за счет выпуска Военно-инженерной академии.

На других заседаниях Военного совета заслушивались доклады начальника ВСО И. П. Галицкого, начальника КЭО К. А. Александрова, а также помощника командующего войсками А, И. Шебунина. Принимались соответст-i вующие постановления по усилению темпов строительства и улучшению качества выполняемых работ. В 1938 г. эти вопросы на заседаниях Военного совета МВО рассматривались 7 раз.

Таким образом, в 1937 г. квартирно-эксплуатационные органы вновь выделились в самостоятельную службу, а из нее, в свою очередь, выделилась в самостоятельную службу инспекция пожарной охраны. Все вопросы материального обеспечения пожарным имуществом, инвентарем и оборудованием сохранились за квартирно-эксплуатацион-ными органами. Приказом ИКО СССР были конкретно определены функциональные обязанности КЭУ РККА, квартирно-эксплуатационных отделов военных округов (флотов) и квартирно-эксплуатационных частей гарнизонов, а также определены обязанности вольнонаемных техников-смотрителей зданий. Требовалось усилить низовое звено квартирно-эксплуатационных органов — квартирно-эксплуатационные части гарнизонов.

Другие новости и статьи

« Деятельность строительно-квартирного управления (СКУ) РККА по созданию казарменно-жилищного фонда

Ежов. Ломая догмы и стереотипы »

Запись создана: Суббота, 11 Май 2019 в 0:17 и находится в рубриках Межвоенный период, Расквартирование войск.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика