21 Март 2013

Военная реформа: семь шагов вперед, два шага назад?

oboznik.ru - Военная реформа: семь шагов вперед, два шага назад?

Как оценивать нововведения предыдущего министра обороны

После смены руководства Министерства обороны встал вопрос: что сохранить из прежних преобразований, начатых экс-министром Анатолием Сердюковым, а от чего отказаться? Конечно, новая метла всегда метет по-новому. Но жаль было бы «вымести» что-то важное. А для этого нужен спокойный, как говорится, без гнева и пристрастья, анализ его реформ. Многие их ограничивают историями о министерских «амазонках», распределении ведомственного имущества, да историями о конфликтности строптивого «фельдмебеля».

Конечно, характер у Анатолия Сердюкова, видимо, не подарок. И многие военные, как теперь пишут, на него обижались. В то же время он начал массовую чистку среди генералитета, включая сокращение штатов министерства обороны (а генералов в российской армии в начале его Министерских полномочий было почему-то почти в 6 раз больше, чем в армии США, в целом по численности превосходящей нашу «непобедимую и легендарную»). Так что море критики в адрес «маршала Табуреткина» со стороны сокращаемых Сердюков себе заведомо обеспечил.

Но если абстрагироваться от особенностей его личности, то следует признать — и с этим согласны многие военные аналитики, — при Анатолии Сердюкове вооруженные силы страны подверглись перестройке, равной которой не было с конца 50-х годов прошлого века, со знаменитых реформ маршала Жукова. Но только эти перемены были при Сердюкове как раз направлены на отказ от модели армии прошлого века. Сейчас кому-то выгодно противопоставлять подходы к реформированию армии Сергея Иванова, предшественника Сердюкова на министерском посту и якобы некомпетентного «мебельщика». Но это далеко не так.

Приведу один пример. В прошлом году сообщалось, что стоимость российских танков Т-90 за последние 10 лет выросла в 10 раз, российская армия покупает их по 118 млн рублей (3,65 млн долларов). При Сердюкове Минобороны выявило причину необоснованного роста цен на продукцию ОПК, которая кроется в большом количестве субподрядчиков у головных предприятий. Сергей Иванов тогда посоветовал Минобороны размещать заказы за рубежом, если отечественные предприятия завышают цены. Такой же прием предлагает и новый глава военного ведомства.

Первое, на что указывает, например, военный обозреватель Александр Гольц, Сердюков взял курс на отказ от армии мобилизационного типа. Говорят, что генералы всегда готовятся к той войне, которая уже прошла. Для XXI века это справедливо вдвойне. Многомиллионные армии с многотысячными клиньями бронетехники и прочим остались во временах знаменитых танковых сражений Второй мировой. Пример Ирака, скажем, когда его миллионную (советского типа) армию войска НАТО разнесли в минимальный срок практически без потерь, очень поучителен. В современной войне техника «шестого поколения» не может управляться солдатом-срочником. Нужны профессионалы. Поэтому Сердюков принял решение сократить численность армии и повысить ее профессионализацию за счет увеличения доли контрактников.

Правда, сейчас генералы опять начинают делать ставку на призыв срочников, пытаясь обеспечить армии миллионную численность любой ценой. С учетом демографических особенностей ситуации в России, а также роста численности других силовых структур (внутренних войск, подразделений МЧС и так далее) это вряд ли возможно. Но, видимо, должно пройти немало лет, пока «отцы-командиры» с этим очевидным фактом согласятся.

Второе — реорганизация системы управления армией и ее структуры. Надо сказать, что «план Сердюкова» появился осенью 2008 года на основе анализа уроков кампании по «принуждению к миру» Грузии. Конечно, это было не «взятие Грозного одним полком за два часа», ставшее кровавой мясорубкой. Но все-таки в ходе операции стало ясно, насколько тогда наша армия выглядела неповоротливой. Переход с дивизионной и полковой системы на западную бригадную в Сухопутных войсках и ВДВ, на трехзвенную систему управления был направлен именно на это.

В-третьих, ликвидация кадрированных («кастрированных», как шутят в армии — только с офицерами, но… без рядовых) воинских частей, превращение всех оставшихся в части постоянной готовности. На месте кадрированных дивизий создавались армейские склады техники и вооружений, на базе которых в случае угрозы войны можно было развернуть из резервистов полноценные соединения.

В-четвертых, радикальное (почти вдвое!) сокращение офицерского корпуса и изменение его структуры. Сердюков в свое время заявил, что «с точки зрения должностей наша армия сегодня напоминает яйцо, раздутое в середине. Полковников и подполковников больше, чем младших офицеров. Через три года мы построим пирамиду, где все будет четко структурировано и выверено». Соответственно, количество лейтенантов и старших лейтенантов в вооруженных силах должно было не уменьшиться, а возрасти.

В-пятых, отказ от института прапорщиков и мичманов — одно из самых неоднозначных новшеств, вызвавших как критику, так и одобрение в среде специалистов. С одной стороны, хорошо известны армейские шутки о прапорщиках, вроде того, что «это алмазный фонд нашей армии, поскольку не поддаются никакой обработке» и прочие. Вместе с тем прапорщиками были, как отмечали критики, не только завскладами, но и многие специалисты-техники.

Сердюков хотел перевести должности на складах, в армейских столовых и так далее на аутсорсинг, в гражданский сектор. С другой стороны, на смену прапорщикам он планировал создать кадровый унтер-офицерский корпус — из профессиональных сержантов, которые проходят трехлетний курс обучения… Время показало бы, чего от этого новшества больше — вреда или пользы. Но, как мы знаем, институт прапорщиков будут возвращать.

В-шестых, как это ни парадоксально звучит на фоне громких заявлений Следственного комитета по делу «Оборонсервиса», именно при Сердюкове российская армия впервые за десятилетия сделала шаг в направлении большей финансовой прозрачности. Он попытался сделать более транспарентными отношения с оборонно-промышленным комплексом. На фоне стремительно деградировавшей промышленности, срывавшей сроки оборонных заказов и «проваливавшейся» по качеству предлагаемых вооружений, цены на продукцию ОПК росли как на дрожжах.

На заседании правительства, посвященном проблеме ценообразования в отечественном авиапроме, были озвучены следующие данные: «За последние четыре года произошел взрывной рост цен на вертолеты и самолеты: первые подорожали в 3-3,5 раза, вторые — в два и более раз».

Наконец, в-седьмых, Сердюков предпринял ряд шагов, пусть осторожных и не очень последовательных, для гуманизации армейской атмосферы. В частности, впервые разрешил солдатам пользоваться мобильными телефонами (а для них это не только возможность передать привет родственникам, но и, например, сообщить о неуставных отношениях в части). Наладил нормальные рабочие отношения с представителями гражданского общества, включая Комитет солдатских матерей.

В этом кратком обзоре многие нововведения энергичного Сердюкова остались «за кадром» — это и попытка реорганизации структуры высшего военного образования, и создание объединенной системы воздушно-космической обороны и так далее. Спорно? Но давайте хотя бы сегодня, когда Сердюков совсем уже не министр, спокойно взвешивать все «за» и «против», чтобы защитить Россию не как всегда числом, а как это положено — умением.

Е. Маслов, mk.ru

Другие новости и статьи

« Конституционный суд определил нормы, допускающих досрочное увольнение контрактников

Бывшие военнослужащие Минобороны украли квартир на миллиард рублей »

Запись создана: Четверг, 21 Март 2013 в 9:06 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика