31 Август 2009

Деятельность органов тыла при подготовке к Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

oboznik.ru - Деятельность органов тыла при подготовке к Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

   Для ведения боевых действий были сформированы Дунайская, в составе четырех корпусов, и Кавказская армии. Главнокомандующим Дунайской армией назначили брата Александра II великого князя Николая Николаевича. К середине января 1877 г. войска сосредоточились в Бессарабии. По несовершенным русским дорогам в намеченные планом сроки перевезли 254 тыс. человек; много лошадей и материальных средств, что по тому времени было крупным достижением. Большую роль в этом сыграли созданные в 1870 г. первые военно-железнодорожные команды, а в 1876 г. — первые железнодорожные батальоны. С их формированием началась история железнодорожных войск в Русской армии. В сентябре 1877 г. они построили железную дорогу Бендеры-Галац с русской широкой колеей протяженностью 303 км и пропускной способностью семь пар поездов в сутки. Они же возвели железнодорожную рокаду Фратешти — Зимница протяженностью 90 км.

Для руководства обеспечением боевых действий войск к началу войны в Кишиневе за счет средств Одесского военного округа организуется полевое интендантское управление действующей армии. К 1 февраля 1877 г. был уже сформирован и интендантский транспорт (4900 повозок, 14 тыс. лошадей — грузоподъемность 10 суточных дач продовольствия на два корпуса), который подразделялся на 14 отделений.

Корпуса и дивизии своего транспорта не имели. В пехотных полках штатный обоз состоял из 65 повозок и 219 лошадей. Он доставлял грузы на расстояние 10 – 15 км (половина суточного перехода). Была разработана специальная инструкция о снабжении войск при вступлении их в Болгарию, согласно которой соединения и части должны были переправиться через Дунай, имея 8 сутодач провианта, а сахара и чая по 30 суточных дач. Для обеспечения армии продовольствием в период мобилизации были предназначены склады с «чрезвычайными запасами»: в Динабурге, Витебске, Вильнюсе, Варшаве, Бобруйске, где имелось муки 186800 четвертей и круп 24900 четвертей.

Как видно из расположения этих складов, ни один из них не находился в Бессарабии, где по плану войны сосредоточивалась действующая армия. Не было их и на территории Одесского военного округа, интендантское управление которого должно было обеспечивать армию. Поэтому с началом мобилизации Одесскому военному округу были выделены денежные средства для срочного проведения заготовок продфуража, который сосредоточивался в главных (базисных) складах в Кишиневе, Бендерах, Тирасполе, Одессе, Раздольной, Пырлице, Аккермане.

К концу января 1877 г. запасы продовольствия составили: муки и крупы — на 95 дней, сухарей — на 23 дня, чая и сахара — на 29 дней, вина — на 16,5 недель, зернового фуража — на 94 дня. Кроме того, в расходных складах содержались 10-дневные запасы муки и крупы. В войсках были созданы запасы: при личном составе — 3 сутодачи сухарей, в полковом обозе — 5 сутодач сухарей и 8 сутодач крупы, фуража зернового в пехоте, артиллерии и обозах имелось 4 сутодачи, в кавалерийских и казачьих частях — 2 сутодачи; сена во всех частях было по 2 сутодачи.

Перед самым началом войны пехотным полкам было разрешено покупать волов по 8 пар для использования их в качестве тягловой силы и последующего убоя на мясо. Кавалерийским полкам разрешалось приобрести по две пары волов. В дальнейшем заготовка мяса оставалась на обязанности войск. Кроме того, для обеспечения соединений и частей мясом Главное интендантское управление заготовило 4 млн. порций мясных консервов, а для лошадей — 4 млн. 120 тыс. рационов фуражных консервов, но к началу войны они не были доставлены в армию, а находились в Курске и Орле.

Значительный отрыв театра военных действий от внутренних районов России почти исключал возможность подвоза гужевым транспортом. Поэтому важное значение в снабжении войск продовольствием и фуражом должны были сыграть местные средства.

Для разведки продовольственных ресурсов Румынии и Болгарии по заданию Главного интендантского управления был секретно послан купец Пашов (болгарин). В декабре 1876 г. он донес, что в Румынии можно приобрести все, кроме гречневой крупы, пшена и капусты, но встретятся трудности с размолом зерна, а в Придунайской Болгарии возможности заготовок продфуража меньше, чем в Румынии. (Это в действительности не подтвердилось). Предварительные виды на заготовки из местных средств продфуража были благоприятные. Однако точными данными Главное интендантской управление и руководство действующей армии не располагали.

Таким образом, для снабжения и обслуживания войск на Балканах были сосредоточены значительные запасы материальных средств и достаточное количество частей и учреждений для обеспечения боевых действий. Однако резервов продовольствия и фуража на случай увеличения армии и сроков войны не создали, что впоследствии сыграло отрицательную роль. Произошло это в силу того, что в Положении о полевом управлении армией в военное время, разработанном в 1868 г. и уточненном в 1876 г., крайне слабо были представлены вопросы интендантского обеспечения. «С удалением армии от границ империи, — говорилось в Положении, — учреждаются в занятых армией областях, по мере надобности, местные интендантские, — артиллерийские и инженерные управления…».

О том же, как создавать эти управления, как осуществлять связь с военными округами, а также с Военным министерством в Положении не говорилось. Поэтому к началу войны не существовало никаких органов местного управления. Уже в ходе боевых действий генералу Дрентельну поручили разработать проект управления снабжением армии, который спешно подготовили к осени 1877 г. Лишь в ноябре того же года были открыты учреждения по снабжению войск продфуражом в Бухаресте, а в декабре — на севере Болгарии.

Все это, естественно, затрудняло снабжение армии. Войска терпели нужду еще и из-за того, что обеспечение продовольствием доверили нечестным людям. Так, интендантство действующей армии России заключило специальный договор на поставку необходимых продуктов для войск с крупными торговцами Грегером, Гервицем и Коганом. Все они были иностранного происхождения, и война их, разумеется, интересовала только с коммерческой точки зрения. «Товарищество Грегер-Гервиц-Коган» стремилось получить громадные прибыли. Агенты компании находили спекулянтов, в том числе и в Болгарии, которые занимались продажей краденого скота. «Товарищество» не всегда добросовестно относилось к своим обязанностям. Были факты поставки недоброкачественных продуктов. Так, в рапорте командира 55-го пехотного полка от 30 апреля 1877 г. говорилось, что в Леово «товарищество» вместо 4-дневного запаса хлеба доставило 1,5-дневный, в Фальчи и Ведени хлеб поступил недоброкачественный. В Оанче сено отпускали наполовину с примесью камыша. Командир 56-го пехотного полка рапортом от 5 мая доносил, что в с. Ведени полк хлеб не принял, потому что он был покрыт плесенью.

Литература: 1. П. Вещиков. В СНЕГАХ БАЛКАНСКИХ ГОР (Обеспечение войск продовольствием в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг.)

См. также: Обеспечение войск в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Другие новости и статьи

« Профессиональный сержант российской армии будет получать 35 тысяч руб.

Устав 1796 г. об обеспечении маршей и размещении в полевом лагере »

Запись создана: Понедельник, 31 Август 2009 в 8:53 и находится в рубриках После Крымской войны, Продовольственное, Транспорт, Управление тылом.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика