Деятельность органов тыла при подготовке к Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.



Деятельность органов тыла при подготовке к Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

oboznik.ru - Деятельность органов тыла при подготовке к Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

   Для ведения боевых действий были сформированы Дунайская, в составе четырех корпусов, и Кавказская армии. Главнокомандующим Дунайской армией назначили брата Александра II великого князя Николая Николаевича. К середине января 1877 г. войска сосредоточились в Бессарабии. По несовершенным русским дорогам в намеченные планом сроки перевезли 254 тыс. человек; много лошадей и материальных средств, что по тому времени было крупным достижением. Большую роль в этом сыграли созданные в 1870 г. первые военно-железнодорожные команды, а в 1876 г. — первые железнодорожные батальоны. С их формированием началась история железнодорожных войск в Русской армии. В сентябре 1877 г. они построили железную дорогу Бендеры-Галац с русской широкой колеей протяженностью 303 км и пропускной способностью семь пар поездов в сутки. Они же возвели железнодорожную рокаду Фратешти — Зимница протяженностью 90 км.

Для руководства обеспечением боевых действий войск к началу войны в Кишиневе за счет средств Одесского военного округа организуется полевое интендантское управление действующей армии. К 1 февраля 1877 г. был уже сформирован и интендантский транспорт (4900 повозок, 14 тыс. лошадей — грузоподъемность 10 суточных дач продовольствия на два корпуса), который подразделялся на 14 отделений.

Корпуса и дивизии своего транспорта не имели. В пехотных полках штатный обоз состоял из 65 повозок и 219 лошадей. Он доставлял грузы на расстояние 10 – 15 км (половина суточного перехода). Была разработана специальная инструкция о снабжении войск при вступлении их в Болгарию, согласно которой соединения и части должны были переправиться через Дунай, имея 8 сутодач провианта, а сахара и чая по 30 суточных дач. Для обеспечения армии продовольствием в период мобилизации были предназначены склады с «чрезвычайными запасами»: в Динабурге, Витебске, Вильнюсе, Варшаве, Бобруйске, где имелось муки 186800 четвертей и круп 24900 четвертей.

Как видно из расположения этих складов, ни один из них не находился в Бессарабии, где по плану войны сосредоточивалась действующая армия. Не было их и на территории Одесского военного округа, интендантское управление которого должно было обеспечивать армию. Поэтому с началом мобилизации Одесскому военному округу были выделены денежные средства для срочного проведения заготовок продфуража, который сосредоточивался в главных (базисных) складах в Кишиневе, Бендерах, Тирасполе, Одессе, Раздольной, Пырлице, Аккермане.

К концу января 1877 г. запасы продовольствия составили: муки и крупы — на 95 дней, сухарей — на 23 дня, чая и сахара — на 29 дней, вина — на 16,5 недель, зернового фуража — на 94 дня. Кроме того, в расходных складах содержались 10-дневные запасы муки и крупы. В войсках были созданы запасы: при личном составе — 3 сутодачи сухарей, в полковом обозе — 5 сутодач сухарей и 8 сутодач крупы, фуража зернового в пехоте, артиллерии и обозах имелось 4 сутодачи, в кавалерийских и казачьих частях — 2 сутодачи; сена во всех частях было по 2 сутодачи.

Перед самым началом войны пехотным полкам было разрешено покупать волов по 8 пар для использования их в качестве тягловой силы и последующего убоя на мясо. Кавалерийским полкам разрешалось приобрести по две пары волов. В дальнейшем заготовка мяса оставалась на обязанности войск. Кроме того, для обеспечения соединений и частей мясом Главное интендантское управление заготовило 4 млн. порций мясных консервов, а для лошадей — 4 млн. 120 тыс. рационов фуражных консервов, но к началу войны они не были доставлены в армию, а находились в Курске и Орле.

Значительный отрыв театра военных действий от внутренних районов России почти исключал возможность подвоза гужевым транспортом. Поэтому важное значение в снабжении войск продовольствием и фуражом должны были сыграть местные средства.

Для разведки продовольственных ресурсов Румынии и Болгарии по заданию Главного интендантского управления был секретно послан купец Пашов (болгарин). В декабре 1876 г. он донес, что в Румынии можно приобрести все, кроме гречневой крупы, пшена и капусты, но встретятся трудности с размолом зерна, а в Придунайской Болгарии возможности заготовок продфуража меньше, чем в Румынии. (Это в действительности не подтвердилось). Предварительные виды на заготовки из местных средств продфуража были благоприятные. Однако точными данными Главное интендантской управление и руководство действующей армии не располагали.

Таким образом, для снабжения и обслуживания войск на Балканах были сосредоточены значительные запасы материальных средств и достаточное количество частей и учреждений для обеспечения боевых действий. Однако резервов продовольствия и фуража на случай увеличения армии и сроков войны не создали, что впоследствии сыграло отрицательную роль. Произошло это в силу того, что в Положении о полевом управлении армией в военное время, разработанном в 1868 г. и уточненном в 1876 г., крайне слабо были представлены вопросы интендантского обеспечения. «С удалением армии от границ империи, — говорилось в Положении, — учреждаются в занятых армией областях, по мере надобности, местные интендантские, — артиллерийские и инженерные управления…».

О том же, как создавать эти управления, как осуществлять связь с военными округами, а также с Военным министерством в Положении не говорилось. Поэтому к началу войны не существовало никаких органов местного управления. Уже в ходе боевых действий генералу Дрентельну поручили разработать проект управления снабжением армии, который спешно подготовили к осени 1877 г. Лишь в ноябре того же года были открыты учреждения по снабжению войск продфуражом в Бухаресте, а в декабре — на севере Болгарии.

Все это, естественно, затрудняло снабжение армии. Войска терпели нужду еще и из-за того, что обеспечение продовольствием доверили нечестным людям. Так, интендантство действующей армии России заключило специальный договор на поставку необходимых продуктов для войск с крупными торговцами Грегером, Гервицем и Коганом. Все они были иностранного происхождения, и война их, разумеется, интересовала только с коммерческой точки зрения. «Товарищество Грегер-Гервиц-Коган» стремилось получить громадные прибыли. Агенты компании находили спекулянтов, в том числе и в Болгарии, которые занимались продажей краденого скота. «Товарищество» не всегда добросовестно относилось к своим обязанностям. Были факты поставки недоброкачественных продуктов. Так, в рапорте командира 55-го пехотного полка от 30 апреля 1877 г. говорилось, что в Леово «товарищество» вместо 4-дневного запаса хлеба доставило 1,5-дневный, в Фальчи и Ведени хлеб поступил недоброкачественный. В Оанче сено отпускали наполовину с примесью камыша. Командир 56-го пехотного полка рапортом от 5 мая доносил, что в с. Ведени полк хлеб не принял, потому что он был покрыт плесенью.

Литература: 1. П. Вещиков. В СНЕГАХ БАЛКАНСКИХ ГОР (Обеспечение войск продовольствием в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг.)

См. также: Обеспечение войск в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.



Другие новости и статьи

« Профессиональный сержант российской армии будет получать 35 тысяч руб.

Устав 1796 г. об обеспечении маршей и размещении в полевом лагере »

Запись создана: Понедельник, 31 Август 2009 в 8:53 и находится в рубриках После Крымской войны, Продовольственное, Транспорт, Управление тылом.

Метки: , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы