12 Октябрь 2018

Обеспечение войск в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

oboznik.ru - Обеспечение войск в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

12 апреля 1877 г., в день объявления войны, русская действующая армия перешла румынскую границу и, совершив комбинированное выдвижение на расстояние 600 – 700 км, к середине июня сосредоточилась в районе Бухареста. Переправа войск через Дунай началась в полночь с 14 на 15 июня. Русские войска успешно сбили турецкое охранение и с рассветом перешли в наступление с целью расширить плацдарм, а 19 июня уже построили «нижний» мост длиной 1200 м, что позволило ускорить переброску главных сил Дунайской армии.

Для медицинского обеспечения форсирования Дуная на острове напротив села Зимницы развернули перевязочный пункт. Так как командование не разрешило медицинскому персоналу переправляться на противоположный берег, раненых через реку эвакуировали на лодках, где на нашем берегу расположились все медицинские средства. На перевязочных пунктах полков им делали перевязки и направляли в главные перевязочные пункты дивизий. Из дивизионных пунктов эвакуация осуществлялась лазаретными повозками дивизии в военно-временные госпитали. Для эвакуации по железной дороге впервые применялись военно-санитарные поезда.

После форсирования Дуная подвоз продовольствия из России еще более затруднился. Войска, не имея продовольствия, вынуждены были приостанавливать наступление, выделять солдат для заготовок продовольствия и выпечки хлеба. Начальник Рущукского отряда телеграфировал 27 июля Главнокомандующему армией: «Решительно ничего не получаем ни от интендантства, ни от «товарищества». Хлеба, сухарей нет, печем сами, что можем. В настоящую минуту не можем двинуться с места».

Командир передового отряда русской армии генерал Гурко придавал большое значение подготовке к предстоящему движению, поэтому в своих приказах неоднократно повторял, что, пока не будет хорошо и правильно организовано обеспечение войск всем необходимым, нельзя рассчитывать на успех боя. В отряде генерала Гурко был создан 5-дневный запас сухарей и 3-дневный запас фуража для лошадей.

Наконец, в августе 1877 г. в действующую армию прибыли первые 10 походных кухонь. Солдаты называли их «кормилицами войск». Эти кухни послужили образцами для армий других государств, где они стали применяться значительно позже. С этого времени в ряде воинских частей приготовление горячей пищи для личного состава стало осуществляться уже через батальонные пункты питания. Вместе с тем ротная солдатская артель еще долгое время продолжала функционировать.

Впервые в Русской армии для перевозки применялись паровые автомобили с прицепами, которые свели в специальный отряд в составе 12 паровых автомобилей. За войну на этих автомобилях было перевезено 9300 тонн различных грузов. Однако большая часть запасов во время боевых действий оставалась на складах из-за невозможности доставить их до подразделений. Боевые действия проходили в крайне тяжелых условиях, особенно при обороне Шипки и штурме Плевны.

Начальник шипкинской позиции генерал Ф. Радецкий еще в начале ноября доносил Главнокомандующему: «В Тырнове и Габрове сухарей нет; сообщение между этими городами и Шипкой может в скором времени прекратиться вовсе. Если не будет немедленно выслан в Габрово двухмесячный запас сухарей, крупы и спирту, то шипкинскому отряду… угрожает голод… Обо всем этом я неоднократно сносился с полевым интендантством, а запаса все-таки нет».

Обычно пищу для личного состава доставляли в котлах, установленных на передках провиантских телег. Зачастую она прибывала совершенно остывшая, почти замерзшая. При гололедице котлы нельзя было доставить на позиции, тогда привозили одно мясо и воду на вьюках. В темноте, по скользким, крутым тропинкам, взбирались на скалы, люди падали, опрокидывали пищу и даже теряли котелки. Со времени установившейся гололедицы прекратилась всякая возможность подвоза пищи, и поэтому с половины ноября было признано довольствовать людей консервами. С 8 декабря сухарей выдавалось только по одному фунту. Многие солдаты, находясь на аванпостах, «нерасчетливо употребляли продукты питания», вследствие чего в отдельные дни просто голодали или «жертвовали последней копейкой», покупали лепешки у болгар.

Водка (разбавленный водой спирт) выдавалась редко, по полчарки на человека. Солдаты предпочитали употреблять его в чистом виде. Но вскоре было замечено, что чистый спирт был часто причиной обморожения. Люди с ослабленным организмом скоро засыпали под влиянием выпитого спирта. Тогда, по совету врачей, спирт разбавляли «двойным и тройным количеством воды», и выдавали его сами ротные командиры после обеда. (Пузыревский П.З. Переход через Балканы. СПб., 1884, С. 54) Кроме того, от водки нередко люди отказывались, так как румынский спирт, из которого ее делали, разбавленный водой, был отвратительного вкуса. Поэтому, если было возможно, то спирт охотно заменяли чаем.

Неблагополучно обстояло дело и со снабжением людей обмундированием, обувью. Зимой потребовались валенки и полушубки. Их доставили на Шипку только к весне, к тому же не все войска ими обеспечили.

Трудности доставки материалов и топлива, каменистый грунт не позволяли построить удобные землянки. Тяжелые условия привели к резкому росту заболеваемости, частым обморожениям, что значительно снижало боеспособность войск. Так, например, в 24-й пехотной дивизии за время двухмесячного «шипкинского сидения» полки потеряли (не считая убитых и раненых): Иркутский полк — 46,3 проц. личного состава, Енисейский полк — 65 проц., Красноярский полк — 59 проц., что в среднем по дивизии составило 56 проц. Дивизия была признана небоеспособной, отведена в тыл для переформирования и до конца войны участия в боевых действиях не принимала.

Для приема раненых и больных, оборонявших Шипкинский перевал, организовали передовой перевязочный пункт в 2 – 3 км от линии фронта. Главный перевязочный пункт, развернутый лазаретом 94-й пехотной дивизии, находился в двух километрах от штаба корпуса. В Габрове развернулся подвижный лазарет 14-й пехотной дивизии. Имелись госпитали на путях подвоза и в других населенных пунктах. В.И. Немирович-Данченко, участвовавший в войне в качестве военного корреспондента, сообщал: «В убогом соборе Габрово… лежали ряды солдат 24-й дивизии. Это были замерзнувшие мученики Шипки… Замерзнувшие потому, что о них никто не думал, потому, что их жизнь никому не была дорога. Шаркунам, фразерам, карьеристам не было дела до этих сотен наших… тружеников».

После второй неудачной атаки Плевны русское командование отказалось от наступления и перешло к обороне, ожидая прибытия резервов и создания дополнительных запасов материальных средств. Осада Плевны велась в крайне трудных условиях начавшейся осенней непогоды. В снабжении войск участились перебои. Болгарское население собирало для русских солдат продовольствие. Но это не спасало, начались голод, заболевания. До 200 человек в день выбывали из строя. В ходе войны численность русской армии увеличивалась, потребности ее возрастали, а подвоз затруднился. Поэтому в сентябре 1877 г. формируются два вольнонаемных транспорта в составе 23 отделений по 350 пароконных повозок в каждом, а в ноябре 1877 г. еще два транспорта в составе 28 отделений того же состава. К концу ноября в подвозе участвовало 26 тыс. 850 вольнонаемных повозок и большое количество другого транспорта. Но и они не успевали за наступавшими войсками.

В ходе всей войны контроль за организацией питания осуществлялся как контролерами Дунайской армии, так и со стороны Главного интендантского управления. Так, полевой контролер Черкасов указывал в своем отчете, что «товарищество» во многих случаях несвоевременно или неполно удовлетворяло потребности войск.

Н.И. Беляев, анализируя состояние дел с обеспечением войск продовольствием, писал: «…под прямым покровительством верхушки командования армии Аренса (полевого интенданта армии — авт.), Непокойчицкого (начальника штаба армии — авт.) и Николая Николаевича (брата русского императора Александра II, Главнокомандующего Дунайской армией — авт.) — положение сложилось крайне неблагоприятное. На втором этапе войны никто из командного состава не сомневался, что Непокойчицкий и Николай Николаевич в купе с интендантством брали с «товарищества» взятки и вместе с ним наживались на русском солдате и офицере» (Беляев Н.И. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг., М., 1956, С. 302).

После разгрома турецкой армии русские войска 4 января 1878 г. взяли Софию. Разбитые и деморализованные турецкие войска отступали, бросая артиллерию, боеприпасы, продовольствие в другое имущество. Несмотря на отставание интендантских транспортов, русская армия, используя трофеи и местные средства, особых трудностей в обеспечении продовольствием и боеприпасами в это время не испытывала.

3 марта 1878 г. был подписан Сан-Стефанский договор. Русско-турецкая война явилась важным этапом в развитии военного хозяйства Русской армии. Она показала, что вопросы обеспечения войск в связи с изменением способов ведения войны и увеличением численности армии стали играть еще более важную роль.

Война подтвердила, что для ее успешного исхода необходимо иметь крупные стратегические запасы продфуража, организовать четкую работу железных дорог для подвоза материальных средств и массовой эвакуации раненых и больных. Была принята новая система снабжения войск: армия — корпус — дивизии — полк — рота — солдат. Введены должности интенданта корпуса на военное и мирное время и интенданта дивизии на военное время с подчинением их строевым командирам. Дивизиям и корпусам выделили средства, придали дополнительные части и подразделения. В корпусах и дивизиях оформились самостоятельные звенья войскового хозяйства. Появились общеармейские хозяйственные части и подразделения. Опыт, приобретенный в русско-турецкой войне, лег в основу выработки теоретических взглядов на организацию военного хозяйства и снабжения массовой армии.

Литература: 1. П. Вещиков. В СНЕГАХ БАЛКАНСКИХ ГОР (Обеспечение войск продовольствием в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг.)

См. также: Деятельность органов тыла при подготовке к Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

Другие новости и статьи

« Виды и порядок предоставления воинской частью услуг предприятиям военной торговли

Техническое, транспортное и медицинское обеспечение ОВС НАТО »

Запись создана: Пятница, 12 Октябрь 2018 в 9:57 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Военная торговля, Медицинское обеспечение, После Крымской войны, Продовольственное, Транспорт, Управление тылом.

метки: , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика