Как это было: роль финансов в укреплении обороноспособности социалистического государства
Военно-экономическая роль финансов Вооруженных Сил проявляется в организации связей армии и флота с народным хозяйством по их обеспечению оружием, военной техникой и другими Материальными средствами, регулировании пропорций распределения части национального дохода, предназначенной для обеспечения высокой боевой готовности войск и сил флота.
Как уже отмечалось, финансы Вооруженных Сил функционируют в особой сфере деятельности, существенно отличающейся от народного хозяйства. В силу этого они имеют ряд особенностей. Данное обстоятельство учитывается при более детальном рассмотрении военно-экономической роли финансов Вооруженных Сил. Однако изучение аспектов ее проявления во многом базируется на знании сущности социалистических финансов и их значения в укреплении обороноспособности государства.
В условиях товарно-денежных отношений и развития финансовых методов обеспечения военных потребностей государства была выявлена зависимость исхода военных сражений от состояния финансов противоборствующих сторон. Эта проблема не утратила своей актуальности и в наши дни. Вот почему данному вопросу большое внимание уделил В. И. Ленин, труды которого о роли финансов в укреплении обороноспособности страны имеют непреходящее значение.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции со всей остротой вызвала необходимость защиты революционных завоеваний от внешних и внутренних врагов. В создавшихся условиях обоснование роли финансов в обеспечении обороноспособности Советского государства приобрело не только теоретическое, но и в большей степени практическое значение. В. И. Ленин на основе творческого применения и развития марк-совой теории воспроизводства, вывода о дальнейшем усилении взаимосвязи войны и экономики показал истинное место финансов в обеспечении военных потребностей государства.
Существовавшие ошибочные взгляды буржуазных теоретиков, преувеличивавших или принижавших значение финансов в войне, были отброшены. Роль финансов обосновывалась исходя из того, что они являются частью экономической организации общества, которая, как отмечал В. И. Ленин, в современной войне имеет решающее значение. Финансы рассматривались В. И. Лениным не только в качестве рационального средства мобилизации ресурсов на военные цели, но и как действенный механизм регулирования производства и использования общественного продукта и национального дохода, позволяющий сочетать строительство материально-технической базы социализма с укреплением экономических, морально-политических, научно-технических и военных основ обороноспособности страны. Поэтому В. И. Ленин задачу укрепления финансов выдвинул в качестве первоочередной. В приветствии Всероссийскому съезду финансовых работников он писал: «Задача укрепления советских финансов является одной из труднейших, но она стоит теперь в первом ряду и без ее решения невозможно сделать значительных шагов вперед ни в деле ограждения независимости Советской России от международного капитала, ни в деле хозяйственного и культурного развития страны».
Под руководством В. И. Ленина и при его непосредственном участии был принят и реализован ряд крупных мер по налаживанию и упрочению финансовой системы Советского государства, что способствовало также укреплению обороноспособности страны и улучшению финансового обеспечения армии и флота. Основателем Коммунистической партии и руководителем первого в мире социалистического государства разработаны ведущие принципы организации финансового обеспечения Вооруженных Сил. Среди этих принципов важнейшим является принцип финансовой централизации. «Нам, — подчеркивал В. И. Ленин, — необходима финансовая централизация, необходима концентрация наших сил; без проведения в жизнь этих принципов мы не достигнем экономических преобразований…»
Исключительно важную роль финансовая, централизация играет в военное время. В. И. Ленин указывал, что условием победы в войне наряду с единым командованием всеми отрядами Красной Армии является «строжайшая централизация в распоряжении всеми силами и ресурсами социалистических республик, в частности, всем аппаратом военного снабжения, а также железнодорожным транспортом…»
Финансовая централизация предполагает высокую степень концентрации финансовых ресурсов, сосредоточение их в необходимом объеме в государственном бюджете и прежде всего в его ведущей части — союзном бюджете, а также централизацию руководства финансовой системой. В соответствии с указанным принципом в ходе социалистического строительства централизация финансовых ресурсов постоянно повышалась, что подтверждается увеличением удельного веса государственного бюджета в национальном доходе страны.
Финансовое обеспечение строительства Советских Вооруженных Сил организуется с учетом и другого ленинского принципа — принципа научного подхода к определению объема ассигнований на оборону страны.
В. И. Ленин подчеркивал, что «в пользу Красной Армии мы “должны идти на известные тяжелые жертвы, конечно, строго определяя размеры этих жертв». При этом В. И. Ленин исходил из необходимости тщательного учета всех условий, особенно экономических возможностей страны, и, если расходы бюджета не покрывались доходами, настаивал на соответствующих сокращениях расходов, которые «должны производиться не в замаскированном виде, а открыто, путем перестройки бюджета, с вытекающими отсюда определенными последствиями в смысле планового сокращения транспорта, промышленных предприятий, армии и пр.».
Реализация принципа научного подхода к определению ассигнований на оборону имеет важное социально-экономическое, политическое и военное значение. В социально-экономическом отношении научно обоснованный объем расходов на оборону способствует более высоким темпам строительства материально-технической базы коммунизма, подъема материального благосостояния трудящихся страны; в политическом — СССР действительно подтверждает стремление к миру, свою миролюбивую внешнюю политику; в военном — безопасность советских людей и народов стран социалистического содружества гарантируется не только современным уровнем боевого потенциала Советских Вооруженных Сил, но и высокими темпами укрепления экономических основ обороноспособности страны.
К числу ведущих принципов, всесторонне обоснованных В. И. Лениным, относится также принцип соответствия финансового обеспечения Вооруженных Сил характеру решаемых ими задач в мирное и военное время. Реализация указанного принципа означает, что финансовое обеспечение армии и флота должно быть своевременным и полным в любых условиях обстановки. При этом финансовая деятельность организуется таким образом, чтобы государственные средства использовались в строгом соответствии с целевым предназначением и с высокой эффективностью.
Неуклонное соблюдение в организации финансового обеспечения Вооруженных Сил ленинских принципов способствует повышению военно-экономической роли финансов, а изучение их роли раскрывает значение финансов в укреплении экономических основ обороноспособности государства.
Исходя из диалектической взаимосвязи войны и экономики, В.И. Ленин учил, что к войне «надо готовиться длительно, серьезно, начиная с экономического подъема страны…», т. е. с укрепления экономических отгнов ее обороноспособности. Уровень развития государства характеризуется его экономическим потенциалом, определенная часть которого способна удовлетворять потребности обороны. Эта часть экономического потенциала и есть военно-экономический потенциал (ВЭП), он отражает максимальные возможности государства обеспечивать материальные потребности вооруженных сил или войны, определяемые уровнем развития производительных сил, характером и степенью зрелости производственных отношений. Именно в развитии БЭП и его реализации в военно-экономическую мощь наиболее полно проявляется военно-экономическая роль социалистических финансов.
ВЭП как часть экономического потенциала характеризуется двумя сторонами: технико-экономической (часть производительных сил общества) и социально-экономической (соответствующие им производственные отношения). Финансы как часть экономических отношений входят в состав социально-экономической стороны БЭП и находятся в диалектической взаимосвязи с ним..
Воздействие финансов страны на развитие БЭП осуществляется по многим направлениям. Основным из них является обеспечение финансовыми методами необходимых пропорций распределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода в целях:
создания условий для планомерного развития экономики и поддержания на этой основе высоких и устойчивых темпов роста экономического могущества и ВЭП страны. Финансы позволяют распределять стоимость совокупного общественного продукта в заранее заданных пропорциях, определяемых планами экономического и социального развития страны, тем самым содействовать совершенствованию отраслевой структуры народного хозяйства, повышению сбалансированности экономики страны в целом;
технического переоснащения предприятий оборонных отраслей промышленности. Эти отрасли составляют костяк ВЭП. Их техническая оснащенность должна обеспечивать непрерывное совершенствование технологии производства, повышение его эффективности. Все это требует финансовых ресурсов для постоянной реконструкции производственных мощностей, возмещения затрат по освоению новой техники;
преимущественного роста базовых отраслей народного хозяйства и повышения соответствия экономики оборонным потребностям. В процессе хозяйственного строительства принимаются меры по ускоренному «развитию тех отраслей народного хозяйства вообще и промышленности в частности, на которые выпадает главная роль в деле обеспечения обороны и хозяйственной устойчивости страны в военное время». В соответствии с указанным требованием партии финансирование капитальных вложений из бюджета обеспечивает необходимый рост производства в оборонных и базовых отраслях промышленности, т. е. непосредственное расширение и укрепление ВЭП. При этом производственные мощности оборонных отраслей промышленности превышают текущую потребность Вооруженных Сил в продукции указанных отраслей. Тем самым происходит согласованное решение двух задач: создание резервных производственных мощностей для экстренного расширения военного производства и использование этих мощностей для выпуска в мирных условиях продукции общегражданского назначения; создания запасов вооружения, военной техники и других материальных средств для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, государственных стратегических резервов сырья, материалов, продовольствия и т. д.;
согласованного решения в процессе финансирования капитальных вложений всего комплекса проблем по повышению живучести экономики, рациональному размещению производительных сил. Накопленный богатый опыт использования финансов в регулировании пропорций распределения совокупного общественного продукта широко применяется в распределении части национального дохода, выделенной на содержание Вооруженных Сил.
При этом образование и использование фондов денежных средств подчинено задаче обеспечения оптимальных пропорций между видами Вооруженных Сил и родами войск с учетом стоящих перед ними задач. Таким образом, финансы Вооруженных Сил используются в качестве одного из инструментов управления развитием армии и флота в соответствии с требованиями советской военной доктрины.
Следующим направлением воздействия с помощью финансов на развитие ВЭП выступает использование финансовых методов стимулирования интенсификации производства в народном хозяйстве, в том числе и в оборонных отраслях промышленности, рационального использования производственного потенциала страны.
Интенсификация производства осуществляется различными методами, в системе которых определенное значение имеет стимулирующая роль финансов. Она совершенствовалась на протяжении всей истории Советского государства. Однако наибольшее развитие финансовые методы стимулирования интенсификации производства получили в ходе осуществления хозяйственной реформы в результате введения фондов экономического стимулирования, образование и использование которых направлено на усиление материальной заинтересованности отдельных работников и производственных коллективов в повышении эффективности производства и качества работы.
Применяемые в народном хозяйстве финансовые методы стимулирования интенсификации производства в полной мере используются в промышленном производстве и капитальном строительстве Министерства обороны.
ажным этапом совершенствования финансовых методов стимулирования интенсификации производства, усиления воздействия финансов на рациональное использование производственного потенциала и всех видов ресурсов явилось принятие ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления от 30 июня 1981 г. «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов». В нем предусмотрены изменения в порядке образования фондов экономического стимулирования, значительно усилена роль финансов в выявлении и использовании имеющихся резервов, вовлечение которых в хозяйственный оборот будет способствовать укреплению экономических основ обороноспособности страны.
Современные условия потребовали решительного поворота на интенсивный путь развития экономики страны и ее ВЭП. Это касается оборонных и базовых отраслей промышленности, расширение производства в которых во многом достигается путем увеличения финансовых ресурсов, направляемых на техническое переоснащение и реконструкцию действующих предприятий. В этой связи значительно усиливается роль фонда развития производства, средства которого становятся одним из существенных источников финансирования интенсивного пути развития народного хозяйства.
Одним из важных направлений воздействия на ВЭП в современных условиях является использование финансов в целях ускорения научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс создает качественно новые условия для совершенствования средств вооруженной борьбы, новые возможности в укреплении обороноспособности страны в связи с разработкой и внедрением в производство более совершенной технологии, открытием и промышленным освоением новых видов энергии, созданием качественно новых материалов. Только на основе научно-технических достижений можно обеспечить высокую боевую готовность Вооруженных Сил, соответствующую требованиям Коммунистической партии.
С помощью финансов осуществляется: образование и использование фондов денежных средств на развитие науки, распределение финансовых ресурсов между основными направлениями научно-технических исследований и их концентрация на ведущих направлениях научно-технического прогресса;
образование специальных фондов денежных средств и их использование для возмещения предприятиям и организациям дополнительных расходов, обусловленных освоением новой техники;
воздействие на качество выпускаемой продукции путем применения финансово-экономических санкций к поставщикам и изъятия в бюджет всей прибыли от реализации продукции, изготовленной с отступлениями от стандартов и технических условий;
усиление материальной заинтересованности непосредственных исполнителей в повышении эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в своевременном внедрении научно-технических достижений в производство и сферу обороны страны.
Основные пути воздействия финансовыми методами на научно-технический прогресс в полной мере реализуются в процессе финансового обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой и созданием новых образцов военной техники. Однако ряд вопросов, например, по усилению материальной заинтересованности непосредственных исполнителей, возмещению дополнительных затрат, обусловленных освоением новой техники, решается несколько иначе, чем в ходе финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд народного хозяйства. Эти особенности подробно рассматриваются в соответствующих главах учебника.
Одним из направлений влияния на развитие ВЭП является тоздание финансовыми методами условий для качественного воспроизводства трудовых ресурсов общества. В. И. Ленин называл трудящегося первой производительной силой. От его профессиональной подготовленности, общего уровня развития и состояния здоровья во многом зависит производительность труда. Вооруженные Силы также комплектуются за счет трудовых ресурсов страны, качественная характеристика которых влияет на боевую и политическую подготовку личного состава армии и флота.
Удовлетворение основных потребностей трудящихся в условиях товарно-денежных отношений осуществляется в денежной форме, что позволяет применять финансовые методы регулирования фондов заработной платы, создавать и использовать фонды экономического стимулирования и общественные фонды потребления различного назначения.
Развитие ВЭП в мирное время происходит в таких условиях, когда его определенная часть постоянно находится в реализованном состоянии, Степень реализации, определяемая отношением реализованной части ВЭП к его общей величине, характеризует военно-экономическое напряжение государства и диктуется потребностями достижения и поддержания конкретного уровня боевой готовности Вооруженных Сил. Полная реализация ВЭП, которая может иметь место лишь в военное время, вносит определенную специфику в использование финансов.
Как полная, так и частная реализация ВЭП обусловливает функционирование военной экономики и необходимость военно-финансовых отношений, т. е. военных финансов, специфика которых предопределяется военно-целевым предназначением совокупного военного продукта.
Военные финансы социалистического государства рассматриваются как система военно-экономических отношений, в процессе которых при планомерном распределении совокупного военного продукта образуются и используются целевые фонды денежных средств в целях поддержания на определенном уровне военно-экономической мощи страны и боевой готовности ее вооруженных сил.
Военные финансы проявляются в форме распределительных экономических отношений. Выделенные из государственного бюджета ассигнования на оборону проходят многократный процесс распределения непосредственно в Вооруженных Силах и являются материальным содержанием финансовых отношений в армии и на флоте.
Расходование выделенных на оборону ассигнований, например, на оплату военных поставок, ведет к перемещению денежных средств из Министерства обороны в оборонные отрасли промышленности и другие отрасли материального производства, обеспечивающие потребности армии и флота. Из поступлений от Министерства обороны в указанных отраслях народного хозяйства также образуются и используются фонды денежных средств: амортизационные фонды на полное восстановление и на капитальный ремонт; фонды экономического стимулирования; производятся платежи из прибыли в государственный бюджет. Это свидетельствует о том, что процесс распределения выделенных на оборону ассигнований продолжается и за пределами Вооруженных Сил, т. е. часть военно-финансовых отношений складывается в народном хозяйстве. Однако материальным содержанием военных финансов выступает объем ассигнований на оборону страны, утверждаемый ежегодно Законом о Государственном бюджете СССР.
Другие новости и статьи
« Современный капитализм — что это?
Гениальный адмирал Ли Сун Син »
Запись создана: Вторник, 16 Ноябрь 2021 в 0:01 и находится в рубриках Новости, Финансовое.
метки: история, обороноспособность, финансы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика