Как это было: особенности финансов Вооруженных Сил СССР
Каждая конкретная сфера функционирования финансов неизбежно накладывает на них свой отпечаток, они приобретают особенности той отрасли деятельности, в которой используются. Финансы Вооруженных Сил по сравнению с финансами отраслей народного хозяйства и общегосударственными финансами имеют особенности, отличительные черты, обусловленные спецификой Вооруженных Сил, их особой организацией и выполняемыми задачами. Эти особенности позволяют выделить финансы Вооруженных Сил из всех других финансовых отношений в стране и тем самым рассматривать их как самостоятельное звено финансовой системы СССР.
В Вооруженных Силах фондам денежных средств присуща специфическая военно-целевая направленность.
В экономике Вооруженных Сил функционирует весьма разветвленная система финансовых отношений, связанных с финансовым обеспечением мероприятий по боевой готовности войск и сил флота. Даже на промышленных предприятиях и в строительных организациях Министерства обороны финансовые отношения подчинены цели обеспечения процесса ремонта вооружения и техники, создания объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил СССР.
Фонды денежных средств, образуемые в Министерстве обороны, отличаются по своему назначению от фондов в гражданских министерствах и ведомствах своей военно-целевой направленностью, что обусловлено спецификой сферы их применения. Как указано в Конституции СССР, Вооруженные Силы созданы для защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства; их долг перед народом — быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор агрессору.
Это назначение Советских Вооруженных Сил, их организационная структура, своеобразные задачи, решаемые войсками и силами флота, условия их деятельности, определили общую военно-целевую направленность финансов Вооруженных Сил и соответственно фондов денежных средств, заключающуюся в использовании части национального дохода в стоимостной форме на специфическое военное потребление. Расходование Советским государством финансовых ресурсов на оборону страны отвечает интересам всего социалистического общества, всех трудящихся, так как строительство коммунистического общества возможно лишь при надежной обороноспособности страны, гарантом которой являются Вооруженные Силы, их боевая готовность и боевая мощь.
Из этой особенности финансов Вооруженных Сил закономерно вытекают требования к финансовой службе: в любых условиях полностью и своевременно обеспечить финансовыми ресурсами мероприятия, проводимые в воинских частях, организациях и учреждениях; наиболее эффективно использовать ассигнования, выделенные на оборону страны.
Финансы Вооруженных Сил имеют универсальный характер, что обусловлено спецификой задач, выполняемых Вооруженными Силами СССР. Многообразие этих отношений выражается в формировании и использовании фондов денежных средств по обеспечению:
боевой готовности войск и сил флота (боевой и политической подготовки, военных поставок, потребностей личного состава и Др.); производственной сферы экономики Вооруженных Сил СССР;
воинских учреждений здравоохранения и образования, связи, транспорта, функционирование которых необходимо в армии и на флоте ввиду их автономности; валютных расходов советских войск, временно находящихся на иностранной территории.
Специфика Вооруженных Сил обусловливает большую разновидность финансовых отношений, ведет к расширению и усложнению задач финансовой службы армии и флота. На нее возложено решение ряда вопросов, которые в народном хозяйстве решаются, как правило, специальными вневедомственными органами.
Финансовая служба армии и флота выполняет разносторонние задачи по обеспечению личного состава, многие из которых для других министерств решаются Государственным комитетом по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, республиканскими министерствами социального обеспечения и их местными органами, комитетами профсоюзов и др. Финансовая служба армии и флота разрабатывает предложения по совершенствованию денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих, решает вопросы назначения пенсий офицерскому составу, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям, контролирует правильность выплаты пенсий, предоставление пенсионерам установленных льгот и преимуществ. Через финансовую службу осуществляется выплата рабочим и служащим Министерства обороны пособий по нетрудоспособности, пенсий по старости работающим в воинских частях пенсионерам. Финансовая служба финансирует социально-культурные расходы, в том числе связанные с военно-медицинским обеспечением военнослужащих в санаториях, домах отдыха, госпиталях, поликлиниках.
В Министерстве обороны осуществляется финансирование обширного комплекса организаций, учреждений и заведений (научно-исследовательских учреждений, промышленных предприятий, учебных и детских дошкольных заведений и др.). Финансовая служба финансирует капитальное строительство, в то время как во всех отраслях народного хозяйства финансирование капитального строительства производится главным образом через Стройбанк СССР, который сосредоточивает у себя не только ассигнования из госбюджета, но и собственные накопления хозорганов, предназначенные для капитального строительства.
Финансовая служба Советской Армии и Военно-Морского Флота образует и использует специальные фонды денежных средств на оказание временной финансовой помощи хозрасчетным предприятиям и организациям, так как они пользуются краткосрочным кредитом банка с некоторым ограничением.
Центральное финансовое управление и финансовая служба военных округов контролируют обоснованность цен на продукцию промышленных предприятий, на Центральное финансовое управление возложено составление сводного пятилетнего плана по промышленности Министерства обороны в целом, тогда как в других министерствах финансовые органы этим не занимаются.
Ведомственный финансовый контроль в Министерстве обороны охватывает все сферы деятельности, связанные с затратами денежных средств; предусмотрена ежегодная ревизия финансового,хозяйства воинских частей, учреждений и организаций, совершающих кассовые операции. Функции вневедомственного финансового контроля ввиду специфики выполняемых задач Вооруженными Силами несколько ограничены. В других министерствах, например, установлен обязательный контроль со стороны Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов СССР, министерств финансов союзных и автономных республик и их местных органов. В отношении воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Министерство финансов СССР осуществляет проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР.
В Министерстве обороны контроль за расходами фонда денежного довольствия и заработной платы в воинских частях и бюджетных предприятиях осуществляют довольствующие финансовые органы (в том числе путем проверки правильности утверждения и регистрации штатных расписаний), а за расходами фонда заработной платы на промышленных предприятиях и в строительных организациях — довольствующие службы. В отраслях народного-хозяйства контроль за фондом заработной платы возложен на. Госбанк и Стройбанк, а за расходами бюджетных средств на заработную плату — на Министерство финансов СССР и союзных республик. Поскольку финансирование капитального строительства в Министерстве обороны осуществляет финансовая служба, она обязана проводить и финансовый контроль за капитальным строительством, в народном же хозяйстве этот контроль осуществляет главным образом Стройбанк, финансирующий капитальные вложения. Таким образом, финансовый контроль в Министерстве обороны более разнообразен, чем в народном хозяйстве, в нем сочетается финансовый и банковский контроль, он в значительной мере заменяет некоторые формы вневедомственного контроля, применяемые в отношении других министерств.
Универсальность финансов Вооруженных ‘Сил возлагает ответственные обязанности на военных финансистов-экономистов. Они должны обладать глубокими военно-экономическими знаниями, хорошо знать вопросы финансов, денежного обращения и кредита СССР и других стран. Финансам Вооруженных Сил присуща мобильность, они организуются с учетом характера современной войны.
Организация финансовых отношений в Вооруженных Силах, структура финансовой службы позволяют быстро сосредоточивать денежные средства в соответствующих фондах и направлять их на проведение необходимых мероприятий. Централизация руководства финансовой службой и финансовых ресурсов дает возможность организовать систему финансовых отношений в армии и на флоте таким образом, чтобы она соответствовала специфическим чертам Вооруженных Сил, способствовала оперативному, своевременному решению всех задач, поставленных перед ними Коммунистической партией и Советским правительством.
В любых ситуациях, которые могут сложиться в результате нападения агрессора на нашу страну, финансовая служба обязана обеспечить все потребности Вооруженных Сил в денежных средствах. В связи с этим еще в мирное время финансы должны быть так организованы, чтобы в случае войны без существенной перестройки обеспечить потребности войск действующей армии. С этой целью уже в мирное время организация финансовых отношений в армии и на флоте приближается к требованиям военной обстановки.
Эта особенность финансов Вооруженных Сил ставит перед финансовой службой весьма ответственные задачи. Финансовое планирование, финансирование, контроль, учет, применяемые в мирное время, должны быть организованы так, чтобы в случае войны не потребовалось радикальной их перестройки, трудно осуществимой в условиях ведения боевых действий. В этой связи на основе опыта финансового обеспечения войск в период войсковых учений заблаговременно определяются те изменения, которые необходимо внести в руководящие документы по финансово-хозяйственным вопросам на военное время.
Наконец, особенностью финансов Вооруженных Сил является ограничение сферы распространения финансовых отношений в войсковом звене. Мобильность финансов Вооруженных Сил накладывает -существенный отпечаток на финансовые отношения в армии и на флоте. Оснащение воинских частей вооружением и военной техникой производится бесплатно, без денежных расчетов с воинскими частями, путем оплаты поставок вооружения и техники главными и центральными довольствующими управлениями. Отсутствуют денежные расчеты за предметы поставок при перераспределении их между воинскими частями, учреждениями, организациями армии и флота.
Опыт войн свидетельствует, что в военных условиях возрастает удельный вес централизованного снабжения, происходит сужение сферы финансовых отношений в войсках. Переход к мирному положению делает возможным и целесообразным осуществлять обеспечение воинских частей некоторыми материальными средствами через торговую сеть, что ведет к расширению денежных отношений.
Эта особенность финансов Вооруженных Сил также накладывает определенные обязанности на финансовую службу. Необходимо найти наиболее оптимальную меру распространения финансовых отношений в войсковом звене. Сочетание централизованного снабжения и приобретения материальных ценностей для войск путем децентрализованных заготовок должно способствовать наилучшему обеспечению их боевой готовности и сохранности социалистической собственности.
Другие новости и статьи
Последний тысяцкий Василий Вельяминов »
Запись создана: Вторник, 9 Ноябрь 2021 в 0:04 и находится в рубриках Новости, Финансовое.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика