Обер-провиантмейстером был и А.В. Суворов
О А.В. Суворове написано множество книг и статей. Авторы стремились, и эта тенденция продолжается, отобразить характер полководца, раскрыть основные черты его военного искусства, постигнуть тайну его ошеломляющих побед. Однако одна сторона в деятельности великого соотечественника, на наш взгляд, не нашла достаточного освещения, причем она, эта сторона деятельности, является составляющей понятие «полководец». Имеется в виду служба его на так называемых «нестроевых должностях».
В середине XVIII в. Россия имела сильную армию. Организация и боевая подготовка войск строилась на основе Воинского устава 1716 г., разработанного при Петре Великом. Юный Александр Васильевич Суворов, покинув отчий дом, был определен в провиантскую канцелярию, служил он там недолго и вскоре был зачислен в 3-ю роту. Изучив устав, А.В. Суворов на всю жизнь запомнил и неуклонно выполнял ст. 1 главы 53, где говорилось: «… Пропитание как людей, так и скоту наиглавнейшие дела суть, о чем мудрый и осмотрительный генерал всегда мыслить должен, ежели хощет, чтоб сущее под его командою войско в том никакого недостатка не имело и всегда в добром состоянии прибыло …» (История тыла и снабжения русской армии. Калинин Ю.В., 1955, С. 33).
Почти девять лет А.В. Суворов прослужил в «нижних чинах». Одно время его на солдатской сходке избрали ротным артельщиком. Александр Васильевич строго вел учет отпускаемому «на прокорм» провианту и деньгам «на приварок». Впоследствии он выскажется, что артельщика следует менять через полгода: «… больно хлопотна и трудна ноша его …» Стоит только вспомнить его продолжительное «госпитальное сидение», служба ординарцем, командировки за границу и т.д. Служба нижним чином имела большое значение для его полководческой деятельности. 8 (19) июня 1751 г. последовало повышение в чине: А.В. Суворова произвели в сержанты.
25 апреля (6 мая) 1754 г. он получает воинское звание поручик и направляется в Ингерманландский пехотный полк. Позднее, приводя в порядок хозяйственную часть войск в Финляндии, А.В. Суворов сам признавал пользу подготовки, полученной им во время пребывания на нестроевых должностях.
В Российском государственном архиве древних актов, в фонде Новоладожской воеводской канцелярии имеется целое дело о провиантмейстере Суворове А.В. 17(28) января 1756 г. А.В. Суворова произвели в обер-провиантмейстеры (ранга капитанского), а затем было приказано «иметь в смотрении» продовольственные и фуражные магазины (склады) Новгорода, Новой Ладоги, Старой Руссы и села Сольцы. «И для того, — говорилось в Указе императрицы Елизаветы Петровны от 24 июля (4 августа) 1756 г., — ему, обер-провиантмейстеру Александру Васильеву, ехать и лежащий в тех могазейнах провиант и овес пересмотреть, в надлежащем ли бережении содержица, и могазейны в годности ль состоят и не требуют ли какой починки, и на поклажу провианта могазейнов довольно ль, или сколько надлежит прибавить». По всей видимости, Александр Васильевич Суворов был послан императрицей проверить и привести в готовность продовольственные склады для обеспечения войск в предстоящей прусской кампании.
По прибытии в Новгород Суворов отправил в воеводские канцелярии указ о своем назначении. Местные власти были обязаны представлять в Комиссию ведомства обер-провиантмейстера А.В. Суворова ежемесячные отчеты о наличии, приходе и расходе провианта, фуража и денег. Тогда Александр Васильевич очень внимательно рассматривал представленные документы: сохранились его пометки, резолюции, они очень оригинальны. На одном из них такая надпись: «Овес идет худо, стойки амбара — труха, крыша худа, заполночь еду».
Затем А.В. Суворов находился преимущественно на хозяйственной работе, и был назначен в Казанский полк, который дислоцировался в Прибалтике, где проводилась подготовка рекрутов. В период Семилетней войны (1756 – 1763 гг.), А.В. Суворов назначается на должность начальника этапного пункта в Либаву, оттуда сплавлял по Балтийскому морю запасы продовольствия в Мемель. На этой должности он получает чин премьер-майора. Впоследствии переводится в криге-комиссариатскую службу армии, которую в это время возглавлял В.И. Суворов.
Позднее, став командиром полка, а затем бригады, обучал воинов тому, что необходимо в бою и в повседневной жизни. Надо полагать, что уже здесь он начинает работу над известным трудом «Полковое учреждение», в котором имеются такие рекомендации: «…необходимо несколько часов в день отводить для обучения рекрута занятиям потребным солдату: обуваться и одеваться, чистить и ремонтировать обмундирование и омуничные вещи, сохранять их от износа, следить за волосами, стирать белье. При обучении поступать с ним весьма ласково и неторопливо». (Суворов А.В. Документы, М., 1949, Т. 1, С. 116). Уже тогда будущий великий полководец протестовал против того, чтобы у солдат были косы, пудрение, завивка волос, наряду с прочей прусско-немецкой бессмысленной муштрой и нелепо-карикатурной формой одежды. Косу на солдатской голове он со злостью называл «вшивень». В полку, которым командовал А.В. Суворов, солдат «не били, а учили каждого: как чистица, обшиваца и мыца и что к тому потребно, то был человек здоров и бодр».
Примечательно, что в «Полковом учреждении» для ротного командира специально предписывались его обязанности в части организации правильного питания военнослужащих: «…ротному командиру в артелях наблюдать доброй порядок и крайне надзирать, чтоб рядовым в провиянте… не случилось недостатка, хлебы гораздо бы выпекали… всякой день ели теплое варение; ежели чтоб в медном котле варено, то варить столько, чтоб на один завтрак стать могло, дабы не отмеденело, а ужин варить свежее, а когда выедят, токож часу котел чисто песком вычистить; каша бы доварена и не сыра была; сие весьма служит для соблюдения здоровья». (Там же, С. 104). Многое тут зависело от главы артели. По мнению А.В. Суворова, старостой артели должен быть честный и благочестивый человек и ротный командир и вся артель должны относиться к нему с уважением».
Некоторое время своей долголетней службы Александр Васильевич являлся генерал-аудитором-лейтенантом. В то время так называемые военно-судные вопросы находились в ведении Военной коллегии. На нее возлагалось утверждение приговоров военных судов относительно штаб- и обер-офицеров до полковника включительно. В знаменитой «Науке побеждать» было предусмотрено все, что необходимо делать воину как в мирное, так и в военное время. Как подбирать одежду и обувь, их содержать, что должен делать лекарь и подлекарь, сохраняя здоровье личного состава. «Больным принадлежит, где не лучшая вода, таковая отварная и отстоянная, а слабым — сухарная или с уксусом: в пище же выпеченный хлеб, исправные сухари, теплое варево и крепко полуженные котлы». (Там же, С. 104).
К пищеварным котлам Александр Васильевич имел особое «пристрастие». Видимо, это было связано с теми временами, когда нес службу в течение 5 месяцев в «Генеральном гофшпитале» (ныне главный клинический госпиталь им. акад. Бурденко), где он насмотрелся всяких бед, связанных со здоровьем нижних чинов, по причине некачественного их питания. Так, при сражении на Лимане (кампания 1788 г.) среди заболевших воинов принца К.Г. Нассау-Зигена было несколько смертельных исходов.
По этому случаю А.В. Суворов писал: «Неумолимая смерть, дорогой принц, таится в нелуженых котлах егерей. Посылаю Вам один такой и другой взятый у других солдат. Откровенен с Вами. Все здешние котлы приказал я вылудить. Сделайте милость, Ваше высочество, немедленно распорядиться, чтобы доставили Вам новые котлы, а покаместь вылудили бы прежние. Единственно здесь могли б привести в оправдание, что батальонные котлы были в значительно худшем состоянии. Дайте на это столько денег, сколько потребуется, из моих экстраординарных сумм с тем, чтобы после покрыть расход личными средствами всех этих душегубов, к коим причисляю командиров батальонов и рот. Исключаю из оных молодого шевалье де Рибаса, который только недавно вступил в службу». (Суворов А.В. Письма, «Наука», 1986, С. 140).
Стоило только на место А.В. Суворова прийти новому командиру, как положение дел с провиантом, питанием солдат и здоровьем ухудшалось. Так, в годовом отчете по военному ведомству за 1835 год находим такие данные: «Из двухсот тысяч человек действующей армии умерло одиннадцать тысяч, то есть каждый двадцатый». В этом же отчете автор далее пишет: «При Суворове на пятьсот человек здоровых был один больной, теперь на пятьсот человек больных — один здоровый». И далее: «Огромнейшая армия есть выражение не силы, а бессилия государства. И для чего эта громадная армия, когда она исчезает от болезней, когда она, можно сказать, съедает благосостояние государства без пользы и славы для империи» (Чулков Г. Императоры, М., 1991, С. 198).
См. далее: Деятельность А.В. Суворова по управлению снабжением войск
Литература: 1. П. Вещиков. «ПРОПИТАНИЕ ЛЮДЕЙ НАИГЛАВНЕЙШИЕ ДЕЛА СУТЬ…», или Обер-провиантмейстером был и Суворов
Другие новости и статьи
« Информационная война и специфика воспроизводства русской социокультурной реальности
Запись создана: Четверг, 25 Октябрь 2018 в 9:35 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Вещевое обеспечение, Медицинское обеспечение, Продовольственное.
метки: интендант, А.В. Суворов, обоз, генералиссимус, обмундирование, продовольствие, снабжение, суворов, фураж
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика