22 Декабрь 2021

Необходимость, принципы и классификация финансового контроля в Министерстве обороны СССР

oboznik.ru - Необходимость, принципы и классификация финансового контроля в Министерстве обороны СССР
#СССР#история#тактика#победа#общество#военныефинансы

Из истории финансов Вооруженных Сил

Финансовый контроль в Министерстве обороны распространяется на все стороны финансово-хозяйственной деятельности войск и сил флота. Его необходимость обусловлена потребностью обеспечить правильную организацию финансово-хозяйственной деятельности в войсках и в производственной сфере; законное и целесообразное использование финансовых и в определенной мере материальных и трудовых ресурсов; повышение эффективности расходования государственных средств.

Финансовый контроль в Министерстве обороны представляет собой деятельность органов государственной власти и государственного управления, командования и финансовой службы по систематической проверке и анализу состояния финансово-хо-зяйствеиной деятельности в Советской Армии и Военно-Морском Флоте в целях достижения законности и наибольшей эффективности расходования денежных средств, выделяемых на оборону страны. Финансовому контролю присущи две стороны: объективная и субъективная. Объективная сторона выражается в том, что осуществление финансового контроля основано на использовании контрольной функции финансов Вооруженных Сил СССР. Субъективная сторона финансового контроля состоит в том, что его проведение возложено и осуществляется должностными лицами согласно действующему законодательству и нормативным документам, определяющим организацию указанного контроля.

Принципами финансового контроля в Министерстве обороны являются: партийность, массовость и гласность, объективность и действенность.

Принцип партийности означает, что в процессе осуществления контроля проводится в жизнь политика КПСС в области развития экономики и военного строительства. КПСС направляет деятельность всех контрольных органов, в том числе и органов контроля в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, определяя общие принципиальные установки его осуществления. Должностные лица, осуществляющие контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, поддерживают связь с политорганами и партийными организациями, информируют их о результатах проводимых ими ревизий и проверок и опираются на их помощь. Результаты контрольно-ревизионной работы рассматриваются военными советами военных округов и объединений, на заседаниях партийных комитетов, партийных собраниях, что имеет важное значение для повышения действенности контроля и реализации материалов ревизий и проверок.

Принципы массовости и гласности финансового контроля вытекают из ленинских идей о всеобщности контроля, об участии в его проведении широких масс трудящихся. Эти принципы проявляются в привлечении к его проведению широкой армейской и флотской общественности: представителей органов народного контроля, внутренних проверочных комиссий по финансовому хозяйству и другим службам, специалистов различного профиля, в обсуждении результатов контроля на служебных совещаниях, собраниях партийно-хозяйственного актива, публикации материалов по результатам .ревизий в армейской и флотской печати.

Принципами финансового контроля являются его объективность и действенность. Объективность применительно к финансовому контролю выражается в том, что оценка состояния финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов определяется исходя из государственных интересов, с позиций строгого соблюдения законоположений по финансово-хозяйственным вопросам, непримиримого отношения к нарушениям социалистической законности и финансовой дисциплины, фактам излишеств и бесхозяйственности. В неразрывном единстве с объективностью находится действенность контроля. В процессе осуществления финансового контроля не только выявляются и объективно оцениваются факты финансовых нарушений, но и принимаются все необходимые меры по устранению их и недопущению в будущем. С этой целью по результатам контроля вносятся конкретные предложения соответствующим должностным лицам для устранения выявленных нарушений и улучшения финансово-хозяйственной деятельности, а также проверяется выполнение этих предложений.

Правильная постановка и систематическое проведение финансового контроля являются важным условием эффективного использования денежных и материальных средств в Министерстве обороны, средством обеспечения режима экономии, соблюдения финансового законодательства и на этой основе лучшего удовлетворения потребностей войск в денежных средствах.

Финансовый контроль в Министерстве обороны весьма разнообразен по формам и методам его осуществления, что обусловлено сложностью и многообразием финансово-хозяйственной деятельности.

Классификация финансового контроля в Министерстве обороны, может быть произведена по двум признакам: организационному и времени проведения контроля.

По организационному признаку финансовый контроль подразделяется на государственный (вневедомственный и ведомственный) и общественный, по времени проведения — на предварительный и. последующий.

Вневедомственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в Министерстве обороны осуществляют: высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, Комитет народного. контроля СССР, органы финансово-кредитной системы СССР (Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Стройбанк СССР, финансовые органы Советов народных депутатов).

Верховный Совет СССР непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и проведением в жизнь государственными и общественными организациями Конституции СССР, Законов СССР и других решений Верховного Совета СССР, за выполнением государственных планов эког номического и социального развития, Государственного бюджета СССР.

В порядке подготовки к сессии Верховного Совета СССР, которая рассматривает и утверждает Государственный бюджет СССР„ по поручению Президиума Верховного Совета СССР проект государственного бюджета (а в его составе и расходы на оборону} передается для предварительного рассмотрения и подготовки заключения планово-бюджетным и другим постоянным комиссиям. Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. То же относится и к отчетам об исполнении Государственного бюджета СССР в целом и сметы Министерства обороны.

Совет Министров СССР согласно Закону СССР «О Совете Министров СССР» осуществляет контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и других подведомственных, организаций. В области финансов контроль осуществляется в процессе рассмотрения проекта Государственного бюджета СССР ш отчета о его исполнении.

Народный контроль в СССР, сочетая государственный контроль с общественным, играет важную роль в руководстве народным хозяйством страны. Согласно Закону о народном контроле а СССР на систему органов народного контроля в стране возложены важные функции по контролю за выполнением планов и плановых заданий, соблюдением должностными лицами социалистической законности, выявлению резервов в народном хозяйстве, обеспечению экономного использования материальных и трудовых ресурсов, государственных денежных средств.

Органом вневедомственного контроля по отношению к Совет-ской Армии и Военно-Морскому Флоту является непосредственно Комитет народного контроля СССР, который действует на основании Закона о народном контроле СССР и Положения о порядке осуществления деятельности органов народного контроля в Вооруженных Силах СССР.

Комитет народного контроля СССР через военный отдел в Вооруженных Силах проверяет: выполнение решений партии и правительства по вопросам организации и состояния материального и технического обеспечения войск и сил флота; учет и сохранность всех видов материальных ценностей; состояние торгово-бытового и медицинского обслуживания личного состава; производственную и финансово-хозяйственную деятельность военных строительных организаций, хозрасчетных и бюджетных производственных предприятий; соблюдение режима экономии; эффективность использования государственных материальных и денежных средств.

Министерство финансов СССР осуществляет контроль при рассмотрении проекта сметы Министерства обороны, отчетов о ее исполнении, при открытии кредитов по смете в советской и иностранной валютах. Кроме того, Министерство финансов СССР производит проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности воинских частей, организаций и учреждений. Эти проверки осуществляются по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР.

Финансовые органы Советов народных депутатов контролируют использование районными военными комиссариатами средств местных бюджетов на ремонт их служебных зданий и помещений .для призывных пунктов, а также на содержание сторожевой охраны и уборщиц военных комиссариатов и их призывных пунктов.

Учреждения Государственного банка СССР в отношении финансовых операций воинских частей и финансовых органов распорядителей кредитов по смете Министерства обороны контролируют выполнение правил ведения бюджетных, текущих и расчетных счетов в процессе перевода кредитов и денежных средств, а также применение действующих форм расчетов по оплате предметов военных поставок, услуг и приобретаемых материальных ценностей. Стройбанк СССР контролирует соблюдение правил ведения расчетных счетов строительными организациями, когда они открываются в учреждениях Стройбанка СССР, а также погашение ссуд, если они предоставляются указанным организациям Министерства обороны.

Ведомственный финансовый контроль в Министерстве обороны организуется и осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства СССР, уставами Вооруженных Сил СССР, приказами и директивами Министра обороны СССР.

В целом по Советской Армии и Военно-Морскому Флоту финансовый контроль организуется Министром обороны СССР. Общественный финансовый контроль в Министерстве обороны СССР. К нему относится контроль:

органов народного контроля в войсках; внутренних проверочных комиссий по финансовому хозяйствую профсоюзных организаций.

Органы народного контроля проверяют в войсках: порядок хранения, сбережения, учета и правильность использования всех видов материальных ценностей; организацию материального, финансового, медицинского и других видов обеспечения личного состава; состояние войскового хозяйства, правильность содержания. и эксплуатации учебно-материальной базы, казарменного и жилого фонда и ряд других вопросов.

Важное место в деятельности органов народного контроля занимает борьба с нарушениями государственной дисциплины, бесхозяйственностью и расточительством, любыми попытками обмана государства, с посягательствами на социалистическую собственность и иными действиями, наносящими ущерб государству, боевой готовности армии и флота. По результатам проверок органы народного контроля имеют право вносить на рассмотрение командиров (начальников), политорганов и общественных организаций* предложения по предупреждению и устранению выявленных недостатков и о привлечении виновных лиц к ответственности. Им также предоставлено право принимать участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций.

В порядке осуществления внутреннего финансового контроля во всех воинских частях, имеющих самостоятельное финансовое хозяйство, а также состоящих на хозяйственном расчете и самостоятельном балансе учреждениях, предприятиях и строительных организациях, по приказу командира (начальника) создаются внутренние проверочные комиссии по финансовому хозяйству.. В воинских частях в состав этих комиссий включаются офицеры, прапорщики и мичманы, а в строительных и производственных предприятиях —также рабочие и служащие. Они систематически проверяют состояние финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со специальной инструкцией.

Контроль со стороны профсоюзных органов воинских частей, учреждений, предприятий и строительных организаций Министерства обороны производится в отношении правильности начисления средств по государственному социальному страхованию и их использования на выплату пособий по временной нетрудоспособности рабочим и служащим, пенсий работающим пенсионерам и другие разрешенные расходы. Кроме того, в хозрасчетных предприятиях и организациях Министерства обороны профсоюзные комитеты принимают участие в контроле за образованием и использованием фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Эти фонды образуются и расходуются по совместным решениям администрации и, комитета профсоюза в соответствии с утвержденными ими сметами.

Предварительный и последующий финансовый контроль в Министерстве обороны. Сложные и ответственные задачи финансового контроля в Министерстве обороны решаются с применением различных форм и методов предварительного и последующего финансового контроля, относящихся как к вневедомственному, так и к ведомственному контролю.

Под формой финансового контроля понимается разновидность контрольной деятельности, содержание, характер и объем которой определяется инструкцией, программой или заданием, а результаты оформляются документально.

В свою очередь финансовый контроль осуществляется с применением определенных методов. Под методом финансового контроля понимается конкретный способ, прием, применяемый в практической работе для определения законности финансово-хозяйственных операций, качества работ, а также предупреждения и устранения недостатков.

Предварительный финансовый контроль осуществляется путем проверок сметно-плановых, договорных, расчетных и других документов в процессе финансового планирования, финансирования, начисления денежного довольствия и заработной платы, назначения пенсии и пособий, регистрации штатных расписаний до совершения финансово-хозяйственных операций.

Данный вид контроля носит массовый характер и осуществляется на всех участках финансово-хозяйственной деятельности в армии и на флоте. Правильно налаженный предварительный финансовый контроль дает возможность предотвращать истребование излишних денежных средств, вникать в существо предстоящих финансово-хозяйственных операций, своевременно влиять на использование денежных средств и материальных ценностей по строго целевому назначению, предотвращать незаконное и нецелесообразное их расходование. Проведение его, как правило, не требует специального аппарата инспекторов-ревизоров.

В осуществлении предварительного контроля принимает участие широкий круг должностных лиц, в том числе командиры и начальники, работники финансовой службы в их повседневной деятельности по исполнению сметы Министерства обороны. Однако основная роль в этом деле принадлежит финансовой службе соединения и округа.

При всей своей значимости предварительный финансовый контроль не может быть исчерпывающим, так как при его проведении нельзя окончательно установить законность и целесообразность фактически произведенных расходов. В этом недостаток предварительного контроля. Поэтому для обеспечения правильного исполнения сметы Министерства обороны и эффективного использования государственных средств важное значение имеет последующий финансовый контроль. Он осуществляется путем документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по учетным и отчетным данным, приходно-расходным и другим документам после совершения финансово-хозяйственных операций, проверки фактического наличия средств, ценностей и бланков строгого учета по финансовой службе.

Методы финансового контроля в Министерстве обороны весьма разнообразны. Именно в применении разнообразных и наиболее эффективных в каждом конкретном случае методов финансового контроля состоит творческий подход финансовых работников при осуществлении предварительного и последующего контроля, производимого как вневедомственными, так и ведомственными органами.

К методам финансового контроля относятся: изучение существа и законности намечаемых к проведению, проводимых или уже проведенных финансово-хозяйственных операций; определение достоверности и правильности оформления документов; экономический анализ; счетная проверка документов и учетных регистров и др.

Другие новости и статьи

« Человек воинственный и решающие войны истории

Завоеватели в железных латах »

Запись создана: Среда, 22 Декабрь 2021 в 1:03 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика