Финансы Вооруженных Сил СССР как главный механизм стоимостного распределения конечной военной продукции



Финансы Вооруженных Сил СССР как главный механизм стоимостного распределения конечной военной продукции

oboznik.ru - Финансы Вооруженных Сил СССР как главный механизм стоимостного распределения конечной военной продукции

Из истории финансов Вооруженных Сил СССР

Финансы Вооруженных Сил предназначены для распределения стоимости конечной военной продукции. Поэтому их военно-экономическая роль определяется местом и значением в указанном процессе, а также совершенством, отлаженностью механизма, с помощью которого осуществляется рациональная организация финансовых отношений.

Процесс распределения конечной военной продукции в Вооруженных Силах отличается своеобразием. Наиболее существенная особенность состоит в том, что распределение в армии и на флоте организуется в соответствии с системой централизованного управления войсками и характером решаемых ими задач в мирное и военное время. В Министерстве обороны между органами материального и технического обеспечения на всех уровнях управления войсками четко разграничены объекты распределения. За каждым центральным управлением закреплена определенная номенклатура вооружения, военной техники, военно-технического и другого имущества. Обеспечением этими же материальными средствами ведают подчиненные данному центральному управлению довольствующие органы в округах (флотах), соединениях и воинских частях. В народном хозяйстве органы Госснаба СССР в. центре и на местах также построены по предметно-целевому признаку. Однако в министерствах, производственных объединенияху на предприятиях, в организациях, учреждениях и заведениях органы материально-технического снабжения занимаются поставками всех без исключения материально-технических средств.

Закрепление определенной номенклатуры военных поставок за органами материального и технического обеспечения в Министерстве обороны способствует осуществлению единой военно-технической политики, проведению действенного контроля за обоснованностью установления цен на вооружение и военную технику, за соответствием основных предметов военных поставок требованиям государственных стандартов и техническим условиям.

Следующей особенностью распределительного процесса в армии и на флоте является ограничение стоимостной формы распределения в войсковом звене. Однако данное обстоятельство не снижает роли стоимостного распределения, а обусловливает необходимость тесного взаимодействия и согласованности в деятельности служб материального и технического обеспечения и финансовой службы, осуществления контроля с ее стороны не только за образованием и использованием фондов , денежных средств, но и за движением материальных ресурсов, их учетом и расходованием.

Стоимостное распределение конечной военной продукции осуществляется с помощью целого ряда экономических категорий: денежного довольствия, заработной платы, цены, прибыли. Однако наибольшее значение в этом процессе имеют финансы Вооруженных Сил. Указанный вывод обосновывается следующим.

Во-первых, образуемые и используемые целевые фонды денежных средств охватывают всю стоимость конечной военной продукции, в то время как действие других распределительных экономических категорий распространяется лишь на ее отдельные части. Например, прибыль, образуемая на хозрасчетных производственных предприятиях и в строительных организациях Министерства обороны, охватывает распределение лишь части ассигнований на финансирование промышленного и строительного производства. Несколько шире в процессе образования и использования фондов денежных средств применяются цены. Но их распределительная функция находит проявление в ходе оплаты военных поставок, выполненных работ, финансирования хозрасчетных производственных предприятий Министерства обороны, поскольку с помощью распределительной функции цены регулируется уровень рентабельности предприятий и организаций.

Во-вторых, финансы Вооруженных Сил создают условия и определяют границы функционирования всех других категорий стоимостного распределения конечной военной продукции. Это подтверждается тем, что применение цены, начисление и выплата денежного довольствия и заработной платы возможны только в процессе образования посредством финансов соответствующих фондов денежных средств и их использования. Причем действие указанных категорий ограничено объемами выделенных Министерству обороны ассигнований, в том числе на оплату военных поставок, обеспечение военнослужащих денежным довольствием, рабочих и служащих заработной платой, финансирование промышленного производства и капитального строительства и т. д.

В-третьих, в ряде случаев результаты распределения путем использования категорий цены, прибыли, денежного довольствия и заработной платы в Вооруженных Силах подлежат последующему перераспределению финансовыми методами. Дальнейшему воздействию со стороны финансов Вооруженных Сил подвергается прибыль хозрасчетных предприятий и организаций. Производятся удержания из денежного довольствия и заработной платы личного состава: подоходного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, начетов в возмещение ущерба, причиненного государству.

В-четвертых, такие категории, как денежное довольствие и заработная плата, непосредственно подключаются к финансовым методам распределения определенной части стоимости конечной военной продукции. Например, классификация систем денежного довольствия и заработной платы по видам выплат положена в основу определения целевого назначения соответствующих фондов денежных средств по смете Министерства обороны. А размеры выплат денежного довольствия и заработной платы служат нормативной базой при планировании объема и расходовании ассигнований на эти цели.

В-пятых, только финансовые методы обеспечивают необходимую детализацию и пропорции распределения стоимости конечной военной продукции в соответствии с планами военных поставок, боевой и политической подготовки, эксплуатации и содержания вооружения и военной техники и т. д. Практически ни одно мероприятие по повышению боевой готовности Вооруженных Сил не может быть осуществлено без финансового обеспечения.

Таким образом, финансы Вооруженных Сил, являясь главным механизмом стоимостного распределения конечной военной продукции, создают условия для планомерного развития армии и флота, оказывают влияние на все стороны их боевой готовности.

Объективная необходимость финансов Вооруженных Сил не означает автоматического их действия, а, напротив, реализуется в процессе целенаправленной деятельности людей, вступающих в определенные экономические отношения в связи с распределением конечной военной продукции. Финансовое обеспечение боевой готовности армии и флота осуществляется при активном участии командования, финансовой службы, служб материального и технического обеспечения и других органов. При этом финансовые отношения возникают не стихийно, а планомерно. Они организуются в Вооруженных Силах в целях обеспечения распределения стоимости конечной военной продукции в соответствии с потребностями содержания и развития Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Рациональная организация финансовых отношений, реализация военно-экономической роли финансов Вооруженных Сил предполагает наличие специального финансового механизма, который используется в качестве инструмента активного влияния на различные стороны военно-экономической деятельности в армии и на флоте. В состав финансового механизма включаются финансовые органы и основные нормативные акты по регламентации финансовых отношений, финансовое планирование и финансирование, финансовые рычаги и финансовый контроль.

Финансовые органы и основные нормативные акты по регламентации финансовых отношений выступают в качестве субъекта управления финансами Вооруженных Сил. С помощью нормативных актов регулируется вся финансовая деятельность в армии и на флоте, определяется система финансовых планов в Министерстве обороны, показателей и норм, используемых в процессе их разработки, основные формы и методы финансового контроля и т. д. В конечном итоге совершенствование финансового механизма Вооруженных Сил в обязательном порядке осуществляется на основании нормативных актов законодательных органов.

Финансовые органы в Министерстве обороны, предназначенные для выполнения многообразной финансовой деятельности, образуют финансовую службу Советской Армии и Военно-Морского Флота. Через нее осуществляют свои права распоряжаться выделенными на содержание Вооруженных Сил ассигнованиями по смете Министерства обороны определенные должностные лица, именуемые распорядителями кредитов, на которых возложена ответственность за полное и своевременное обеспечение войск и сил флота необходимыми денежными средствами, за их законное, целесообразное и экономное использование.

Органы финансовой службы в соответствии с выполняемыми функциями делятся на довольствующие финансовые органы, финансовые органы служб материального и технического обеспечения и финансовые органы воинских частей, учреждений, предприятий и организаций.

К довольствующим финансовым органам относятся: Центральное финансовое управление как орган главного распорядителя кредитов; финансовые службы Ракетных войск стратегического назначения и Военно-Морского Флота, округов, групп войск, флотов и объединений — органы распорядителей кредитов второй степени; финансовые службы соединений, военно-морских баз, областных военных комиссариатов и квартирно-эксплуатационных частей — органы распорядителей кредитов третьей степени.

Центральное финансовое управление является руководящим органом финансовой службы в армии и на флоте. На него возложены функции по организации финансовой службы в Министерстве обороны, финансовому обеспечению планов развития и совершенствования организации армии и флота, мероприятий по повышению их боевой и мобилизационной готовности.

В составе Центрального финансового управления имеются отраслевые управления и отделы, построенные по функциональному признаку, главная бухгалтерия и финансовая инспекция.

Финансовая служба Ракетных войск стратегического назначения и финансовая служба Военно-Морского Флота являются органами распорядителей кредитов второй степени, осуществляют финансовое обеспечение войск, финансируют капитальное строительство, организуют и проводят контроль за финансово-хозяйственной деятельностью довольствующих управлений Ракетных войск и Военно-Морского Флота, флотов, объединений, соединений и воинских, частей.

В Военно-воздушных силах и Войсках ПВО также имеется-финансовая служба, а в Сухопутных войсках — финансовая инспекция. Но они не являются довольствующими финансовыми органами, так как войска не финансируют, а выполняют лишь отдельные функции по их финансовому обеспечению.

Довольствующим финансовым органом в военном округе ‘ является финансовая служба округа, которая осуществляет: финансовое планирование; финансирование войск, капитального строительства и производственных предприятий; руководство финансовой деятельностью и контроль за состоянием финансового хозяйства довольствующих служб округа, финансируемых соединений, воинских частей; учет всех кредитов и денежных средств, поступающих на ее счета. Финансовая служба округа также решает вопросы своевременной и правильной выплаты денежного довольствия, пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Соответственно этим функциям в финансовой службе округа создаются отделы, отделения и инспекция.

Такие же функции, за исключением организации пенсионного обеспечения, выполняют финансовые отделы флотов. В их составе, кроме того, есть расчетно-кассовые отделения, которые финансируют корабли и воинские части, не имеющие самостоятельного финансового хозяйства, контролируют их финансово-хозяйственную деятельность.

Круг обязанностей финансовой службы объединений и флотилий аналогичен функциям финансовой службы округов и флотов. Однако ее обязанности несколько уже, поскольку она не занимается вопросами пенсионного обеспечения, а финансовая служба объединения, кроме того, не финансирует капитальное строительство. На финансовую службу многих объединений в мирное время, как правило, возлагаются лишь контрольные функции.

В соединении финансовая служба также является довольствующим финансовым органом. Она определяет потребность в кредитах на планируемый период, истребует кредиты и обеспечивает денежными средствами законные потребности воинских частей; оказывает практическую помощь командирам частей, начальникам финансовой службы в постановке финансового планирования, правильном расходовании денежных средств, а также в организации внутреннего финансового контроля.

Финансовая служба соединения проводит большую работу по осуществлению контроля за правильным начислением и своевременной выплатой денежного довольствия военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим Советской Армии, анализирует причины незаконного расходования денежных средств, отпущенных на денежное довольствие, принимает меры к предупреждению переплат.

Финансовая служба соединения проводит документальные ревизии и проверки по отдельным вопросам, осуществляет предварительный финансовый контроль, руководит внутренними проверочными комиссиями и оказывает им помощь, следит за правильностью заключаемых договоров и соглашений. Начальник финансовой службы принимает участие в планировании и осуществлении мероприятий по режиму экономии в расходовании денежных средств и обобщении результатов экономической работы.

Довольствующими финансовыми органами являются также финансовые отделения военно-морских баз, финансово-пенсионные отделения областных военных комиссариатов и бухгалтерии квартирно-эксплуатационных частей районов и гарнизонов. Выполняемые ими функции в определенной мере совпадают с функциями финансовой службы соединения. Однако в их деятельности есть некоторые отличия.

Финансовые органы довольствующих служб — это органы, через которые начальники управлений, отделов и служб материального и технического обеспечения осуществляют свои обязанности и права по планированию и использованию ассигнований. Указанные финансовые органы имеются в центральных и окружных довольствующих управлениях, отделах и службах.

Важным звеном финансовой службы Министерства обороны являются финансовые органы воинских частей, учреждений и организаций. Главными функциями финансовой службы воинской части являются обеспечение денежными средствами боевой и политической подготовки, хозяйственно-бытовых нужд, содержания и эксплуатации вооружения, военной техники и имущества, своевременное и полное удовлетворение личного состава денежным довольствием и заработной платой, осуществление контроля за законным и целесообразным расходованием фондов денежных средств, деятельностью подсобных предприятий, сохранностью социалистической собственности. Расходование денежных средств осуществляется при обязательном соблюдении режима экономии.

Финансовое планирование и финансирование как составная часть финансового механизма Вооруженных Сил включает в себя систему финансовых планов в Министерстве обороны и используемые при их разработке показатели и нормы. С помощью финансовых планов осуществляется планомерное распределение стоимости конечной военной продукции на этой основе обеспечивается своевременное и полное обеспечение всех мероприятий по повышению боевой готовности армии и флота.

В организации финансовых отношений важное место занимают финансовые рычаги. Их назначение состоит в том, чтобы более полно соединить интересы отдельных личностей, коллективов и общества в целом. Именно это является общим, свойственным финансовым рычагам, применяемым в Вооруженных Силах и народном хозяйстве.

Финансовые рычаги подразделяются на нормативы образования и распределения финансовых ресурсов и финансовые методы стимулирования деятельности людей в различных сферах общественной жизни. Первая часть финансовых рычагов в финансовом механизме Вооруженных Сил, по существу, аналогична финансовым рычагам, применяемым в народном хозяйстве, поскольку непосредственно связана с распределением прибыли хозрасчетных производственных предприятий и строительных организаций Министерства обороны.

Вторая часть финансовых рычагов в финансовом механизме Вооруженных Сил включает финансовые методы стимулирования боевой и политической подготовки и других видов деятельности личного состава. Назначение этой части финансовых рычагов состоит в обеспечении единства материальных интересов личного состава Вооруженных Сил с интересами государства в целом. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый рубль, вложенный в оборону государства, расходовался с наибольшей эффективностью. Этому же должны способствовать и финансовые рычаги, направленные на усиление материальной заинтересованности военнослужащих в результатах своего воинского труда, повышении боевого мастерства и политической зрелости, укреплении воинской дисциплины.

Отличие определенной части финансовых рычагов в финансовом механизме Вооруженных Сил от финансовых рычагов в финансовом механизме народного хозяйства обусловливается существенными особенностями Вооруженных Сил. Степень участия граждан СССР в общественно полезном труде в любой отрасли производственной и непроизводственной сферы страны, их конкретный вклад в решение экономических и социальных задач представляется возможным установить на основе устоявшихся критериев и показателей. Гораздо сложнее измерить степень эффективности воинского труда, его влияние на укрепление боевой готовности войск и сил флота, объективно оценить стимулирующее воздействие различных премиальных выплат и денежных вознаграждений. Все это несколько ограничивает масштабы применения финансовых рычагов, требует тщательного изучения и обоснования любых предложений по их совершенствованию в условиях Вооруженных Сил.

Немаловажная роль в регулировании финансовых отношений в армии и на флоте отводится финансовому контролю, С его помощью организуется правильное финансовое обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил, выявляются внутренние резервы в войсковом хозяйстве, вскрываются и предупреждаются финансовые нарушения. Результаты финансового контроля служат информационной базой для принятия обоснованных решений по управлению финансово-экономической деятельностью в Министерстве обороны.

Таковы основные части финансового механизма Вооруженных Сил, изучение которых позволяет сделать вывод о том, что он представляет звено управления экономикой Вооруженных Сил, включающее в себя совокупность форм и методов финансового планирования и контроля, финансовых рычагов и форм организации финансовых отношений.

Глубокое понимание сущности финансового механизма Вооруженных Сил позволяет более эффективно применять его в целях рациональной организации финансовых отношений в армии и на флоте и тем самым активнее влиять на повышение боевой готовности войск и сил флота в ходе их финансового обеспечения. При этом военно-экономическая роль финансов Вооруженных Сил наиболее полно проявляется в совершенствовании материально-технической базы армии и флота и стимулировании боевой и. политической подготовки личного состава.



Другие новости и статьи

« Развитие цифровой экономики в Европе

Вооруженные Силы РФ: предназначение и задачи »

Запись создана: Четверг, 27 Сентябрь 2018 в 2:17 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы