Понятие эффективности затрат в Вооруженных Силах СССР



Понятие эффективности затрат в Вооруженных Силах СССР

oboznik.ru - Понятие эффективности затрат в Вооруженных Силах СССР
#СССР#история#военныефинансы

Из истории финансов Вооруженных сил СССР

Эффективность и качество являются одним из важных направлений экономической деятельности партии и государства, так как обеспечить высокие темпы развития производительных сил и рост благосостояния народа можно только в условиях рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Коммунистическая партия особое внимание уделяет активизации влияния финансово-кредитных рычагов на повышение эффективности общественного производства в целях создания условий, всемерно содействующих наиболее производительной работе каждого коллектива и отдельного труженика.

Эффективность, целесообразность использования выделенных ресурсов имеет большое значение при решении вопросов обороноспособности социалистического государства. В. И., Ленин в первые годы советской власти и период создания Красной Армии писал: «Дело обороны Советской республики настоятельно требует наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения народного труда».

Проблема эффективности затрат на оборону приобретает особую значимость в связи с необходимостью принятия СССР крупномасштабных мер по предупреждению и срыву возможной агрессии со стороны империалистических государств и развитием научно-технической революции, приводящей к усложнению систем оружия и возрастанию их стоимости.

В сфере материального производства экономическая эффективность определяется отношением затрат на производство продукции к полученному результату. Экономически эффективными в условиях социалистического хозяйства считаются такие затраты, которые способствуют всемерному удовлетворению потребностей общества, что находит свое выражение в получении максимально возможного прироста продукции {национального дохода) на каждую единицу затрат труда в наиболее короткие сроки. В отраслях непроизводственной сферы определение эффективности производимых затрат имеет свои особенности. Цель непроизводственной сферы заключается не в создании стоимостей в виде конкретного продукта, а в определенной деятельности, не имеющей стоимостного выражения (образование, здравоохранение, культура, оборона). Та или иная отрасль непроизводственной сферы имеет свой критерий (основной признак) эффективности, зависящей от цели функционирования данной отрасли и ее общественного предназначения.

Эффективность затрат на содержание Вооруженных Сил определяется степенью боевой готовности армии и флота, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору. Показатели эффективности могут быть как качественными, так и количественными. Качественные показатели эффективности дают обобщающую характеристику наиболее важных свойств любой системы. В Вооруженных Силах они отражают влияние производимых затрат на общее состояние боевой и мобилизационной готовности, обеспечение надежности современных систем оружия, укрепление морального духа советских воинов.

Количественные показатели эффективности затрат на содержание Вооруженных Сил более конкретно отражают полученные результаты в сравнении с произведенными расходами. К таким показателям относятся затраты на производство единицы оружия и техники, на подготовку классного специалиста, на проведение одного учения и т. п.

Систематизация количественных показателей позволяет дать качественную характеристику эффективности затрат.

При определении эффективности затрат на содержание Вооруженных Сил СССР необходимо исходить из специфики воинского труда и конечного военного потребления, особой общественной значимости армии и флота при наличии постоянной угрозы военного нападения со стороны агрессивных империалистических стран. Для Советского государства небезразлично, какой объем ресурсов потребляют Вооруженные Силы. Этот объем должен быть достаточным для обеспечения высокой боевой готовности армии и флота, но вместе с тем учитывается, что для наиболее полного удовлетворения всех потребностей общества расходы на оборону, как и на другие цели, должны осуществляться с наибольшей эффективностью.

Проблема эффективности затрат на содержание Вооруженных Сил решается многими целенаправленными путями, действием коллективов людей, внедрением научно-технических достижений, творческим использованием экономических категорий, в том числе и финансов.

Роль и влияние финансов на повышение эффективности затрат на оборону страны вытекают из объективного содержания этой категории, ее функций, возможностей финансового механизма. С помощью финансов Вооруженных Сил достигается полное и своевременное обеспечение денежными ресурсами войск и сил флота, выполнение поставленных перед ними задач при наименьших расходах. Но эффективность не может характеризоваться только объемом затрат, она зависит и от достигнутого результата, который чаще всего выражается в характеристиках боевой мощи, боевого эффекта, в состоянии и структуре материально-технической базы армии и флота.

Финансовые отношения в армии и на флоте при всем их многообразии состоят в основном из двух групп: отношения по формированию фондов денежных средств и отношения по их использованию. Каждая группа финансовых отношений проявляется в осуществлении различных форм и методов деятельности финансовой службы, но сущность их одна —достижение высокой боевой готовности войск с наименьшими затратами денежных средств.

Вся довольно сложная экономическая деятельность по формированию и использованию фондов денежных средств и активное влияние финансовых рычагов на повышение эффективности затрат на оборону страны осуществляются в условиях общественной собственности на средства производства, что является основой, на которой финансы имеют возможность активно стимулировать эффективное использование средств.

В социалистической системе хозяйства заложены необходимые условия для наиболее эффективной организации экономики, рационального использования трудовых ресурсов и накопленных богатств. Плановое хозяйство обеспечивает такую организацию производства и распределения, при которой может осуществляться наиболее полное удовлетворение всех общественных потребностей, в том числе и обороны страны.

Поскольку в социалистическом обществе нет классов, которые были бы заинтересованы в войне и могли бы наживаться на ней, объем расходов на оплату военной продукции определяется общественно необходимыми издержками на ее производство. Предусмотренные законом накопления предприятий (в том числе и при производстве вооружения и военной техники) являются общественной собственностью и распределяются в интересах всего общества. При этом активное влияние на сокращение затрат по содержанию армии и флота имеет повсеместное внедрение режима экономии как метода социалистического хозяйствования.

На объем затрат по содержанию Вооруженных Сил непосредственное влияние оказывает также миролюбивая политика Советского государства, направленная на стабилизацию международных отношений и исключение войны из практики взаимоотношении между странами.

Преимущества развитого социализма позволяют СССР содержать Вооруженные Силы с меньшими затратами по сравнению с военными расходами США.

Превышение абсолютных размеров военных расходов США над расходами Советского Союза на оборону обусловлено рядом конкретных причин, имеющих глубокие социально-экономические и военно-политические корни, в частности:

высокими ценами на вооружение, военную технику и военное имущество вследствие политики военно-промышленного комплекса, направленной на получение монопольно высоких прибылей, на военных заказах;

системой комплектования вооруженных сил США по найму, при которой даже для солдат, сержантов воинская служба является постоянной профессией. Эта система, введенная правящими кругами в классовых целях, требует больших затрат на содержание военнослужащих;

оказанием военной помощи сателлитам США по военным блокам, поддержкой реакционных и антинародных режимов; созданием военных, военно-морских и военно-воздушных баз США на чужих, удаленных от США, территориях, содержанием войск в странах других континентов;

необходимостью больших расходов на доставку, хранение и эксплуатацию вооружения и военной техники, горючего, военного, имущества для войск, находящихся за границей, поддержанием коммуникаций большой протяженности;

затратами на покупку специального оборудования, передаваемого военно-промышленным фирмам, за счет военного бюджета;

оказанием финансовой помощи гражданским научно-исследовательским корпорациям, работающим на Пентагон.

В соотношении уровней расходов на содержание армии и флота в США и в СССР отражается активная роль советских финансов в рациональном и наиболее эффективном использовании выделенных ресурсов. Финансовые отношения по формированию необходимых денежных фондов- на содержание Советской Армии и Военно-Морского Флота отражают миролюбивую политику нашей, страны, социалистические принципы хозяйствования, соответствующую этим принципам структуру цен на все виды военных поставок, специфическую систему обеспечения личного состава, вытекающую из конституционной обязанности всего народа защищать социалистическое Отечество.

Военные финансы США являются орудием гонки вооружений, средством повышения цен на поставки вооружения и военной техники, обеспечения привилегий господствующим классам, оказания военной помощи различным реакционным режимам.

 



Другие новости и статьи

« Проблемы повышения эффективности затрат на поддержание высокой боевой готовности в процессе использования ассигнований

Решающие победы »

Запись создана: Суббота, 27 Июль 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы