Проблемы повышения эффективности затрат на поддержание высокой боевой готовности в процессе использования ассигнований



Проблемы повышения эффективности затрат на поддержание высокой боевой готовности в процессе использования ассигнований

Ггосударственный
#военныефинансы#история#СССР

Из истории финансов Вооруженных сил СССР

В войсковом, как и в центральном, звене экономики Вооруженных Сил СССР в процессе определения и формирования фондов денежных средств имеются большие возможности влияния финансовыми методами на повышение эффективности затрат по содержанию Вооруженных Сил.

Финансовые методы повышения эффективности затрат на содержание Вооруженных Сил в процессе использования денежных фондов могут быть подразделены на две группы: первая — методы оптимизации производимых расходов с получаемым эффектом в центральном звене экономики Вооруженных Сил и вторая — методы повышения эффективности расходов денежных средств в окружном (армейском) и войсковом звеньях экономики Вооруженных Сил.

Использование фондов денежных средств в центральном звене экономики Вооруженных Сил осуществляется в основном в виде долгосрочных затрат, т. е. вложений в вооружение, военную технику, строительство сооружений, обеспечение деятельности производственной сферы. Финансовые методы повышения эффективности долгосрочных затрат сводятся к стимулированию своевременности и повышения качества производимых поставок, установлению строгого контроля за выполнением договорных обязательств, введению штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, организации высокорентабельной производственной деятельности промышленных предприятий и строительных организаций Министерства обороны.

Вторая группа финансовых методов повышения эффективности затрат в процессе исполнения сметы Министерства обороны относится к деятельности окружного и особенно войскового звеньев экономики Вооруженных Сил. В этой группе влияние финансовых методов наиболее активно отражается на сокращении объема затрат и осуществлении режима экономии.

Режим экономии — неотъемлемая черта социалистического хозяйствования. Поэтому В. И. Ленин, закладывая основы государства нового типа, обращал особое внимание на осуществление режима экономии на всех уровнях производства, распределения, обмена и потребления. В работе «Очередные задачи Советской власти» главные задачи текущего момента он сформулировал так: «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде …». При разработке экономических и технических проектов В. И. Ленин требовал: «Строжайше озаботиться:

1. чтобы не сделать чего-нибудь зря,

2. чтобы не размахнуться больше, чем это позволяют отпущенные средства . . .».

КПСС и Советское правительство придают первостепенное значение усилению режима экономии, воспитанию трудящихся в духе заботливого, бережного отношения к общественной собственности. «Гражданин СССР, — указывается в Конституции СССР,— обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру».

Министр обороны СССР в своих приказах об использовании средств, отпущенных на оборону страны, обращает внимание на то, что боевая готовность армии и флота зависит не только от объема выделенных ассигнований, но и от того, насколько разумно и целесообразно используются отпущенные денежные средства.

В условиях, когда империализм вынуждает нашу страну пристально следить за развитием средств вооруженной борьбы в странах агрессивного лагеря и принимать все меры к тому, чтобы не допустить военно-технического превосходства вероятного противника, при строгой ограниченности ассигнований на оборону СССР, борьба за усиление экономии является одним из важнейших средств своевременного и полного финансово-экономического обеспечения всех потребностей высокой боевой готовности войск.

Процесс использования денежных фондов — это целая система финансово-экономических мероприятий в ходе исполнения сметы. Он начинается с планирования потребности в звеньях распорядителей кредитов второй и третьей степеней, воинских частях, учреждениях и заведениях.

Принцип разделения этапов финансового планирования (определение объема ассигнований по смете в центральном звене экономики Вооруженных Сил в основном без представления финансово-плановых документов снизу и планирование в других нижестоящих звеньях в порядке исполнения сметы) в условиях армии и флота является наиболее рациональным, так как предполагает процесс финансового планирования в тесной связи с имеющимися реальными возможностями. Он предупреждает отрыв денежных фондов от реальных объемов конечной военной продукции, соответствует требованиям гибкости, маневренности в распоряжении ресурсами.

Существующий порядок финансового планирования дает большие возможности для эффективного использования денежные средств. Вместе с тем требования Министра обороны СССР к финансово-экономическому обеспечению боевой готовности, учет достижений научно-технической революции в армии и на флоте вызвали необходимость дальнейшего совершенствования финансового планирования в войсках в целях активизации его влияния на повышение эффективности использования отпущенных средств (составление сметы расходов в военных округах, в соединении; сметы-расчета вместо расчета в воинской части).

Совершенствование методики планирования и некоторых форм финансово-плановых документов в системе распорядителей кредитов второй и третьей степеней, в воинских частях направлено на то, чтобы повысить ответственность командования, начальников довольствующих и финансовой служб за реальность определяемой потребности в целом за округ, объединение, соединение и по конкретным направлениям деятельности войск, создать более обоснованную информационную базу планирования.

Финансовая служба оказывает непосредственное влияние на объем производимых в войсковом звене расходов денежных средств, так как все денежные операции отражаются в финансовом органе и осуществляются под его контролем. Здесь основными путями повышения эффективности являются строгое соблюдение установленных правил использования отпущенных средств, пресечение случаев незаконного и нецелесообразного расходования денег, недопущение переплат и недоплат денежного довольствия и заработной платы, достижение экономии в расходах при проведении ряда мероприятий в войсковом звене (строительство хозяйственным способом, текущий ремонт, выполнение работ сторонними организациями и т. п.).

Вместе с тем финансовая служба присущими ей методами может активно влиять и на использование материальных средств в воинских частях, полученных ими в натуре, по нарядам довольствующих органов, используя при этом предоставленное ей право контроля за финансово-хозяйственной деятельностью служб материального и технического обеспечения.

Возможности финансовой службы по обеспечению наиболее целесообразного и рационального использования ресурсов, улучшению положения дел на том или ином участке войскового хозяйства активно реализуются через командиров, начальников, полит-органы и партийные организации.

Вместе с тем влияние финансовых методов повышения эффективности затрат в войсковом звене ограничено существующими рамками внедрения финансовых отношений вследствие централизованного снабжения войск вооружением, военной техникой и имуществом. При организации экономической работы в войсковом звене это обстоятельство надо учитывать. Но при планировании, работы необходимо исходить из того, что все вооружение, военная-, техника имеют и стоимостную форму, так как они оплачивались за счет средств сметы Министерства обороны. Не имеет решающего значения тот факт, что в войсковом звене не ведется учет вооружения и военной техники в денежной оценке. Для анализа важно то, что в войсках имеются возможности для определения объема затрат по определенным направлениям деятельности в стоимостном выражении.

Постоянное совершенствование форм и методов работы по повышению эффективности затрат на поддержание боевой готовности вытекает из требований Министра обороны СССР о самом пристальном внимании к экономике боевой подготовки войск.

Как указывалось выше, для характеристики эффективности затрат необходимо наличие двух взаимосвязанных показателей: результата и затрат ресурсов, используемых для достижения этого результата.

В войсках результат определенной целенаправленной деятельности (боевой и политической подготовки) всегда имеется, но выражается он не в материальном и не в стоимостном виде, а в виде оценочных баллов, отражающих выполнение различных нормативов, результаты проведенных стрельб, учений, маневров и т. д. Эта специфическая оценка деятельности в войсковом звене не может быть субъективной, так как она отражает объективные условия на основе требований, вытекающих из уставов, руководств, наставлений, из глубокого анализа достижений научно-технической революции в военном деле.

Анализ расходов (затрат), производимых в связи с выполнением поставленных задач, поиск наиболее эффективных решений возникающих в войсках проблем можно осуществлять при наличии определенной системы сбора данных, тесно связанной на определенном уровне с общей проблемой боеготовности. Любая постановка вопроса об эффективности затрат в армии и на флоте в каждом звене может идти только от определения — какой вклад вносит то или иное мероприятие в решение проблемы повышения боеготовности войск. Только по этому критерию можно оценить всю систему проводимых мероприятий в войсках.

Уровень боевой готовности войск характеризуется обученностью и моральным состоянием личного состава, технической готовностью вооружения и военной техники, материальным обеспечением повседневной деятельности войск.

Это и определяет основные виды деятельности, по которым должна оцениваться эффективность затрат в войсковом звене: финансовое обеспечение боевой и политической подготовки, содержания вооружения и военной техники на должном уровне готовности, бытового устройства войск и личного состава. На эти четыре группы могут подразделяться все затраты, предназначенные на учебно-боевую деятельность войск, вне зависимости от того, имеют они непосредственно стоимостную форму или определены путем перевода натуральных показателей использованных материальных ресурсов в денежные.

С точки зрения проблемы эффективности затрат по критерию, прямо учитывающему степень боевой готовности войск, она может быть решена именно через группировку затрат по наиболее важным показателям, связанным с этим критерием.

Наличие данных для определения результата (в целом за мероприятия или по отдельным этапам их выполнения) дает возможность анализировать полученный результат относительно затрат на его достижение. Если же эти данные будут собраны за определенный период, то можно судить и о том, насколько эффективны мероприятия текущего года относительно мероприятий прошлого года и т. п. Вместе с тем создаются возможности не только оценки проведенных мероприятий, но и прогнозирования затрат на планируемые мероприятия по возможным вариантам.

Основные направления конкретной деятельности по экономии материальных и денежных средств, относящиеся к войсковому хозяйству, находят отражение в годовом плане экономической работы, разрабатываемом всеми службами войскового звена.

В плане экономической работы указываются организационные и политико-воспитательные мероприятия, непосредственные меры по экономии материальных и денежных средств по службам, ответственные исполнители и ожидаемый эффект в натуральном и стоимостном измерениях. Обязательное условие экономической работы— осуществление всех мероприятий без ущерба для боевой готовности воинской части, соединения, материально-бытового обеспечения личного состава, эксплуатации вооружения и военной техники.

Обобщенное финансовое выражение результатов экономической работы дает возможность в едином измерителе оценивать эффективность мер по режиму экономии, видеть резервы в войсковом хозяйстве для усиления боеготовности воинской части (соединения) и повышения эффективности затрат по содержанию Вооруженных Сил СССР.



Другие новости и статьи

« Влияние финансов на повышение эффективности затрат в процессе определения объемов денежных фондов, необходимых для обеспечения Вооруженных Сил СССР

Понятие эффективности затрат в Вооруженных Силах СССР »

Запись создана: Суббота, 27 Июль 2019 в 0:12 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы