Классификация и нормирование расходов по смете Министерства обороны, их значение для финансового обеспечения армии и флота
Ггосударственный

Из истории финансов Вооруженных сил СССР

Государственный бюджет СССР составляется, утверждается и исполняется в установленном законом порядке, обеспечивающем планирование и учет его доходов и расходов, целевое расходование средств и ответственность государственных органов за их использование. Это достигается четким определением структуры государственного бюджета, установлением бюджетной классификации.

Бюджетная классификация представляет собой экономически обоснованную группировку доходов и расходов по однородным признакам с указанием наименований и нумерации подразделений государственного бюджета. Подразделениями этой классификации являются разделы, главы, параграфы и статьи.

Право установления бюджетной классификации предоставлено Министерству финансов СССР. В настоящее время действуют классификации для союзного и республиканского бюджета и отдельно для бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

По классификации союзного бюджета расходы на оборону отнесены на раздел 208 «Министерство обороны СССР» без дальнейшей конкретизации расходов. Детальная роспись расходов определяется внутриведомственным документом — Перечнем расходов по смете Министерства обороны СССР, объявляемым приказом Министра обороны СССР. В нем расходы сведены в крупные, экономически обоснованные подразделения, именуемые параграфами, которые в свою очередь подразделены на более конкретные и однородные группы, именуемые статьями. По большинству статей расходы сгруппированы еще и по видам. В перечне предусмотрены шифры статей и видов расходов, чем обеспечивается применё-’ ние счетно-вычислительных машин для обработки плановых, учетных и отчетных данных.

Перечень расходов по смете Министерства обороны базируется на классификации союзного бюджета и построен на одинаковых с ней принципах: предметно-целевом и отраслевом (ведомственном). Предметно-целевой принцип выражен главным образом в параграфах перечня. Он обеспечивает четкое определение предмета ;или цели расходов, что позволяет правильно относить расходы на соответствующие сметные подразделения перечня. Группировка расходов в перечне по отраслевому (ведомственному) принципу отражается в статьях, чем достигается закрепление определенных статей расходов за видами Вооруженных Сил, родами войск, цент ральными управлениями Министерства обороны и соответствую щими довольствующими службами в войсках и силах флота.

Единство в построении бюджетной классификации и Перечня расходов по смете Министерства обороны не исключает его существенных особенностей, обусловленных организационной структурой армии и флота, многогранностью их хозяйства, характером финансового обеспечения проводимых мероприятий по поддержа нию высокой боевой готовности войск и сил флота. Если в бюд жетной классификации отраслевое направление и ведомственное закрепление расходов отражаются в разделах, главах и парагра фах, а предметно-целевое назначение расходов в статьях, то в Перечне расходов по смете Министерства обороны предмет или цель расходов в большинстве случаев отражается в параграфах, а .ведомственное закрепление ассигнований — преимущественно в статьях. Лишь по некоторым его сметным подразделениям пред мет и цель расходов совпадают с отраслевым (ведомственным) закреплением.

Перечень расходов содержит ряд сметных подразделений (параграфов, статей), свойственных лишь армии и флоту, например расходы на оплату заказов вооружения и военной техники, на боевую подготовку. Кроме того, на некоторые статьи относятся все расходы по содержанию отдельных учреждений и предприятий Министерства обороны (кроме расходов на денежное довольствие военнослужащих и капитальные вложения), что не предусмотрено общей бюджетной классификацией. Такой порядок установлен при -финансировании бюджетных предприятий, военных комиссариатов, санаторно-курортных учреждений и др. В Перечне по сравнению с бюджетной классификацией имеет место значительно большая детализация затрат денежных средств и, как следствие этого, большее количество статей расходов. Наконец, если в бюджетной классификации детализация расходов заканчивается статьей, то в Перечне статьи подразделяются еще и на виды расходов.

Перечнем расходов по смете Министерства обороны классифицируются расходы бюджетных средств. В этом также состоит одна из его особенностей по сравнению с бюджетной классификацией по союзному бюджету, в которой определяются и доходы бюджета. Мобилизуемые в армии и на флоте доходы отражаются по внебюджетным средствам и переходящим суммам. Состав и направления использования внебюджетных средств и переходящих сумм определяются особым перечнем, устанавливаемым Центральным финансовым управлением.

Классификация расходов по смете Министерства обороны имеет важное военно-экономическое значение, так как обеспечивает строго целевое истребование и использование денежных средств чо смете Министерства обороны и предоставляет возможности для осуществления действенного предварительного и последующего финансового контроля за законностью расходования денежных средств. Перечень расходов по смете Министерства обороны дает возможность анализировать, обобщать и сводить финансовые планы и сметы, применять единые методики определения потребности в денежных средствах. Правовое значение Перечня расходов заключается в том, что он позволяет выделять ассигнования в распоряжение или в ведение соответствующих лиц в определенных размерах и на конкретные цели.

Наличие единого и обязательного для всех служб и должностных лиц Перечня расходов по смете Министерства обороны создает условия для осуществления действенного контроля за выполнением финансовых планов, правильностью расходования денежных средств, что является важным условием использования их по прямому назначению и соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Структура Перечня расходов по смете Министерства обороны и состав регламентируемых им затрат денежных средств не остается неизменным. Развитие военного дела ставит новые задачи по обеспечению высокой боевой готовности армии и флота, что приводит к возникновению новых расходов и исключению расходов, потерявших свое значение. Поэтому Перечень расходов по смете Министерства обороны периодически уточняется.

Важное значение для финансового обеспечения Советской Армии и Военно-Морского Флота, составления и исполнения сметы Министерства обороны имеет нормирование материальных и финансовых ресурсов. Норма выражает собой установленные в законодательном порядке размеры затрат материальных или денежных средств на определенные расчетные единицы.

Партия и правительство ставят задачи по улучшению нормирования затрат всех видов ресурсов, требуют систематически пересматривать устаревшие и внедрять прогрессивные нормы, соответствующие современному уровню техники, организации производства и труда, усилить роль технически и экономически обоснованных норм в осуществлении режима экономии.

Несколько иное значение нормирование имеет при сметном порядке финансирования, применяемом в Министерстве обороны в отношении воинских частей, учреждений и организаций, не связанных с производством и реализацией материальных ценностей. Во-первых, нормы позволяют в плановом порядке регулировать уровень затрат по однотипным воинским частям и тем самым способствуют наиболее эффективному использованию материальных и денежных средств. Во-вторых, нормы выступают как важный-расчетный показатель в процессе финансового планирования, при обосновании истребуемых кредитов и денежных средств и анализе их обоснованности со стороны довольствующих органов. В-третьих, нормы используются в процессе предварительного и последующего финансового контроля за целевым направлением и экономным использованием денежных средств.

По своему экономическому содержанию нормы подразделяются на материальные {нормы материального снабжения) и финансовые, именуемые нормами денежных расходов.

Материальной нормой определяется количество материальных средств, установленное для расхода на одного потребителя (военнослужащего, единицу военной техники, подразделение, воинскую часть и т. д.) .единицу времени. Указанные нормы разрабатываются на основании экспериментальных и расчетных данных. Например, нормы снабжения продовольствием определяют набор и количество продуктов, составляющих дневной рацион военнослужащего по отдельным продовольственным пайкам; нормы вещевого снабжения — виды, количество и сроки носки отдельных предметов обмундирования и обуви на одного военнослужащего. Расход горючего нормируется на каждую машину определенного образца на 100 км движения (пробега) или на 1 ч работы машины.

Материальные нормы находят широкое применение в процессе финансового планирования, выступая при этом одним из расчет­ных показателей. Они дают возможность исчислять количествен­ную потребность определенного вида материальных ценностей на планируемый период, а с применением установленных цен и тари­фов — исчислять сумму денежных средств, необходимую для приобретения материальных средств или оплаты услуг.

Применяемые в Советской Армии и Военно-Морском Флоте нормы денежных расходов весьма разнообразны. Их можно подразделить по следующим признакам: по экономическому содержанию, порядку правового определения, охвату затрат финансируемого объекта.

По экономическому содержанию нормы денежных расходов в большинстве случаев представляют собой материальные нормы, переведенные в денежное выражение по установленным ценам и тарифам. При определении таких норм обычно берется перечень материальных ценностей и услуг, необходимых для удовлетворения определенного вида потребностей воинской части или личного состава (на часть в целом или на одного военнослужащего), который затем пересчитывается в денежное выражение. К таким нормам относятся; размеры выплат компенсации взамен продовольственного пайка, нормы на оплату подписки на газеты и журналы, на банно-прачечное обслуживание военнослужащих срочной службы и др.

По признаку порядка правого определения нормы денежных расходов подразделяются на обязательные и гюедельные. Особое место среди обязательных норм занимают нормы выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим, которые в установленных размерах должны своевременно и полностью выплачиваться личному составу. Таким же образом должны применяться, например, нормы выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка и др.

К предельным нормам относятся нормы расходов на боевую подготовку, политико-просветительную работу, хозяйственные и почтово-телеграфные расходы и банно-прачечное обслуживание. Хотя указанные нормы расходов утверждены Правительством СССР, однако их полное использование во всех случаях не является обязательным. Если все мероприятия по боевой и политической подготовке и хозяйственно-бытовому устройству личного состава проводятся при меньших, чем это предусмотрено по нормам, затратах денежных средств, то нет необходимости полностью использовать указанные нормы. Однако всегда должно обращаться внимание на своевременное и полное удовлетворение потребностей войск и нужд личного состава.

Наряду с нормами, утвержденными Правительством СССР, в Министерстве обороны применяются расчетные нормы, носящие также предельный характер. Они устанавливаются центральными управлениями на отдельные виды расходов денежных средств с учетом действительных потребностей войск и фактических затрат за прошлые периоды. Такие нормы могут устанавливаться на расходы по содержанию объектов материально-технической базы боевой подготовки, оплату подписки на газеты и журналы для библиотек и ленинских комнат (кают), проведение смотров художественной самодеятельности и др. Расчетные нормы используются при финансовом планировании и финансировании.

По признаку охвата затрат финансируемого объекта финансовые нормы подразделяются на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относится большинство норм денежных расходов, действующих в армии и на флоте, так как они определены из расчета затрат на одного человека в год. Комбинированными являются нормы расходов на клуб и библиотеку, а также на первоначальное обзаведение политико-просветительным и хозяйственным имуществом при финансировании частей, установленные в целом на полк, батальон, отдельную роту.

Наряду с нормированием в Министерстве обороны применяется лимитирование расходов денежных средств. Под лимитом понимаются устанавливаемые распорядителями кредитов для финансируемых воинских частей и нижестоящих распорядителей кредитов предельные суммы расходов на отдельные цели в определенном плановом периоде. Лимиты утверждаются по целому ряду расходов по смете Министерства обороны (на путевое довольствие, наградной фонд, коммунальные расходы и др.) исходя из объема назначений денежных средств по соответствующим статьям сметы Министерства обороны, расходов за прошедшие периоды, а в отдельных случаях — и с учетом расчетных норм.

При утверждении норм денежных расходов на боевую подготовку, на политико-просветительные расходы, хозяйственные, бал-но-прачечные, почтово-телеграфные и телефонные расходы Правительство СССР разрешило их дифференцировать. Министром обороны СССР это право предоставлено распорядителям кредитов по смете Министерства обороны. Нормы расходов разрешается дифференцировать лишь в пределах сумм, положенных по тому или иному виду нормируемых средств округу или соединению. На основе систематического изучения действительных потребностей в денежных средствах финансовая служба и довольствующие службы округа или соединения по мере необходимости разрабатывают проекты дифференцированных норм для финансирования соединений и воинских частей и представляют их на утверждение соответственно командующему войсками округа или командиру соединения.

Дифференциация норм денежных расходов дает возможность наиболее целесообразно удовлетворять потребности воинских частей с учетом конкретных условий их жизни и деятельности (места дислокации, степени обеспеченности материальными ценностями и возможности их приобретения, уровня цен и тарифов) и тем самым способствует более эффективному использованию государственных средств.

 

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: ,

Запись создана: Среда, 8 Май 2013 в 4:24 и находится в рубриках Новости, Финансовое. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.