Деятельность А.В. Суворова по управлению снабжением войск
В ноябре 1792 г. Суворов был назначен командующим войсками Екатеринославской губернии и Тавриды. 17(28) января 1793 г. он доносил Екатерине II: «Полки и батальоны… во всем снабжены, кроме малых неважных недостатков». Не вызывало особого беспокойства и состояние провиантских магазинов. Александр Васильевич представил подробные сведения об их количестве, наличии в них муки, круп, овса, а также ценам, по которым поставлялись продовольствие и фураж. Всего было 42 магазина.
В суворовские времена действовали две системы снабжения войск: магазинная и реквизиционная. Их принципиальное различие общеизвестно. Так вот где бы ни был великий полководец со своими чудо-богатырями, он не допускал реквизиций. Относился к ним брезгливо, строго наказывал нарушителей. Будучи с войсками в Польше, строжайшим образом приказал: «Соблюдать порядок, проявлять уважение к местным жителям». Специальная инструкция была разработана по вопросам снабжения войск, где, в частности, говорилось: «На постах и в проходах через деревни и местечки обывателям ни малейших обид не чинить и безденежно ничего не брать».
Рескриптом Павла I от 4 (15) февраля 1799 г., фельдмаршал А.В. Суворов назначается командующим русскими и австрийскими войсками (корпусами Розенберга и Германа) в Италии. При этом все вопросы, связанные со снабжением войск, были изъяты из ведения Александра Васильевича и поручены генералу Меласу… Однако фельдмаршал вопросы снабжения войск держал под постоянным контролем. Он знал, что Павел I исключил из состава войск военных специалистов и ввел провиантских комиссионеров из числа гражданских лиц. Назначенные на эти должности необученные, без практических навыков люди не могли показать себя положительно на самостоятельной работе.
Прибыв в Италию, Суворов не нашел там ни обещанных австрийским командованием складов, ни австрийского персонала снабженцев. Следовавшие за русскими войсками обозы отстали. Вследствие этого, пришлось пользоваться реквизициями. Узнав об этом, Александр Васильевич срочно отменил такой способ снабжения. В одном из своих предписаний Меласу, относящемся к началу Итальянского похода, Суворов писал: «Снабжение армии в завоеванных землях есть вопрос первостепенной важности; для того чтобы разработать план, который обеспечил бы наши будущие операции, я прошу Ваше сиятельство откомандировать к генерал-квартирмейстеру, знакомому с моим операционным планом, чиновника по вопросам продовольствия и государственного комиссара, чтоб совместно с начальником снабжения при объединенной армии разработать план снабжения войск продовольствием и привести в исполнение эти чрезвычайно важные мероприятия». (Суворов А.В. Документы, Т. 4, С. 55).
Лишь после этого появились австрийские комиссары. Однако они не смогли хотя бы мало-мальски наладить дело. Отпускаемый ими провиант был плохого качества, хлеб, плохо выпеченный и из некачественной муки, мясо не свежее, часто совсем непригодное, вино, разбавленное водой. Забегая несколько вперед, скажем, что солдаты роптали, высказывали недовольство. Это мешало ведению боевых действий. Узнав об этом, Суворов вынужден был отказаться от наступления в Ривьеру Генуэзскую после победоносного сражения у Нови. Только личное вмешательство Суворова позволило выправить поставку продовольствия войскам.
Предпринимая поход в Швейцарию через Альпы, Суворов приказал австрийскому барону Меласу собрать и сосредоточить в Таверно 1429 мулов. Это давало возможность поднять на вьюках четырехдневный запас продовольствия на все войска. Кроме того, предполагалось иметь трехдневный запас на людях. С этими запасами Суворов рассчитывал достигнуть Швица, откуда открывалась возможность получения продовольствия из Швейцарии.
28 августа (8 сентября) фельдмаршал информировал Франца I, при этом указывал, что это станет возможным, если Мелас обеспечит русские войска продовольствием и позаботится о перевозочных средствах, которые трудно найти в горных условиях Швейцарии. Он просил австрийского генерального комиссара «обеспечить означенный поход войск и вовремя снабдить их продовольствием». Больше того, отправил в Вену генерал-квартирмейстера — лейтенанта К.И. Крока, чтобы договориться с центральными ведомствами Австрии об исключении каких-либо затруднений в доставке войскам продуктов питания и фуража для животных.
Прибыв в Таверно, А.В. Суворов пришел в ярость, не найдя там ни провианта, ни обещанных мулов. Австрийское командование руководствовалось внешнеполитическими соображениями, встало на путь срыва снабжения русской армии. На какое-то время Александр Васильевич вынужден был стать главным провиантмейстером. Он создает отряд заготовителей; инструктирует выделенных военнослужащих о порядке заготовления; производится закупка продовольствия и фуража в окрестных селениях. Расчеты ведутся наличными деньгами по рыночной цене. 1500 казаков собственными силами изготовили вьюки, на которых продовольствие было затарено и перевозилось.
Был также организован ремонт обмундирования и обуви, помывка личного состава и своеобразная дезинфекция всех личных вещей путем «прожаривания на горячих камнях». Проводились и другие подготовительные мероприятия.
С такими запасами при неимоверных трудностях войска дошли до Альторфа, где несколько были пополнены запасы, но их хватило ненадолго. Швейцарские селения по пути были редки и бедны. Французы, отступая, забирали все, что было возможно, бесплатно. За все, что оставалось и что можно было заготовить, Суворов платил большие деньги. Солдаты ели лошадей, копали коренья в долинах. А когда кончились коренья и лошади, взялись за конские шкуры.
Последующее продвижение войск Суворова было сопряжено с еще большими трудностями: кроме недостатка продовольствия и фуража, износилась обувь и обмундирование. Стояла ненастная погода. Шел проливной дождь. Холодный горный ветер пронизывал насквозь. «На каждом шаге в сем царстве ужаса, — писал Суворов, — зияющие пропасти представляли отверстые и поглотить готовые гробы смерти…».
Австрийские госпитали не оказывали своевременной помощи раненым и больным. Смертность русских воинов была чрезвычайно большой по сравнению со многими другими кампаниями Суворова.
Опыт этих походов показал, насколько была чревата опасностями передача снабжения и санитарного обслуживания войск командованию «союзной страны, загребавшей жар чужими руками».
См. начало: Обер-провиантмейстером был и А.В. Суворов
Литература: 1. П. Вещиков. «ПРОПИТАНИЕ ЛЮДЕЙ НАИГЛАВНЕЙШИЕ ДЕЛА СУТЬ…», или Обер-провиантмейстером был и Суворов
Другие новости и статьи
« О применении НАТО «урановых» боеприпасов
Деятельность ветеринарной службы по обеспечению войск Волховского фронта »
Запись создана: Вторник, 1 Ноябрь 2022 в 0:03 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Продовольственное, Транспорт, Управление тылом.
метки: А.В. Суворов, обоз, продовольствие, управление
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика