13 Май 2021

Социально-психологические характеристики студентов и их учет в учебно-воспитательном процессе

oboznik.ru - Социально-психологические характеристики студентов и их учет в учебно-воспитательном процессе
#образование#учеба#студент

Достижение целей учебно-воспитательного процесса на военной кафедре в значительной степени определяется тем, насколько полно преподаватели учитывают социально-психологические характеристики каждого студента и студенческой группы в целом.

В. И. Ленин учил вести воспитательную работу с массами «терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого-слоя, профессии…» [5, 41, 192]. Он неоднократно указывал, что научный подход к руководству, воспитанию и обучению предполагает всесторонний учет как классовых, -социально-экономических факторов, так и национальных, профессиональных, возрастных и других групповых типологических черт. Особое внимание В. И. Ленин при этом обращал на необходимость учитывать своеобразие психологии молодежи. Преподаватель военной кафедры, обучая и воспитывая студентов как будущих офицеров запаса, должен не только изучать и учитывать их внутренний мир, но и активно воздействовать на него с целью формирования необходимых советскому офицеру личностных качеств. Для того чтобы «действовать с какими-либо шансами на успех, — писал К.Маркс, — надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать» [1, 16, 195].

Сегодняшнее студенчество нашей страны — это составная часть молодого поколения, один из отрядов многомиллионной армии Ленинского комсомола. Оно творчески овладевает марксистско-ленинской теорией и современной наукой, активно приобретает знания и навыки, необходимые для специалиста высшей квалификации [23, 511]. Сегодняшние студенты — это завтрашние руководители производства, воспитатели новых, поколений, деятели науки, творцы новых культурных ценностей.

Преподаватели военных кафедр, осуществляя учебную и воспитательную работу, должны исходить из предпосылки, что студенты пришли в гражданский вуз, чтобы приобрести специальность, которую они добровольно для себя избрали, как правило, с учетом своих наклонностей или пр-извания. Одновременно они должны уметь убедить студентов в том, что подготовка, офицеров запаса в вузах определяется интересами укрепления обороны страны, а изучение военного дела на профессиональном уровне не только их обязанность, но и патриотический долг. Умение «настроить» студентов на активное сознательное изучение курса военной подготовки является одним из показателей высокого педагогического мастерства военного преподавателя.

С каждым годом на первых курсах университетов и институтов страны все больше и больше становится студентов, отслуживших действительную службу в ря-..дах армии и на флоте. Этому во многом способствуют льготы, которые получают бывшие военнослужащие при поступлении в вузы. Кроме того, в соответствии с Законом СССР о всеобщей воинской обязанности студенты по достижении 18 лет призываются из вузов для прохождения службы в Вооруженных Силах. Как правило, большинство студентов по завершению службы возвращаются в свои вузы для продолжения образования. Все это в целом создает благоприятные условия для повышения качества подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса преподаватели должны изучать и учитывать в своей работе не только опыт их военной службы, но и особые черты психологии вчерашнего воина.

Рассмотрим кратко общие социально-психологические характеристики, присущие всей нашей студенческой молодежи как социальной группе. Советские ученые разработали целостную социологическую концепцию студенчества. Согласно определению Ф. Р. Филиппова, «студенчество есть общественная группа, в состав которой входит часть учащейся молодежи, получающей образование в высшей школе стационарно, и для которой учеба в вузе есть основной вид деятельности» [85, 85]. В. А. Житенев, рассматривая социально-психологические характеристики молодежи в целом, выделяет такие ее качества, как повышенная эмоциональность, искренность, страстность, смелость, стремление к самостоятельности и поиску. Он отмечает также новые условия, связанные с современным этапом развития общества,’в которых формируется личность молодых людей: уверенность в завтрашнем дне, незнание трудностей военного и послевоенного времени, высокая материальная обеспеченность [59]. Б. Т. Лисовский пишет: «Молодежь представляет специфическую социально-демографическую группу, которой присущи свои социально-психологические особенности, и в том числе такие, как бескорыстие, идейность, отзывчивость, искренность, стремление к идеалу, к максимальному проявлению себя» [78, 5]. Ряд исследователей отмечают усиливающееся воздействие средств массовой информации на интеллектуальный облик молодежи, расширение кругозора и более раннее выявление у нее интересов и склонностей.

В. И. Ленин писал, что «студенчество не отрезано от остального общества» и «неизбежно отражает в себе всю политическую группировку общества» [5, 7, 348]. Исследования, проведенные в Новосибирском университете и других вузах, показывают, что удельный вес рабочей и колхозной молодежи среди первокурсников составляет около 45—50%, т. е. возрос за последние десять лет более чем в 2,5 раза [76, 114].

Общность интересов и потребностей у студентов является основой формирования у них особого социально-группового самосознания, особых черт студенческой морали, этики, студенческой микросреды, морально-исихолог.ического климата студенческих групп. Все это( как подчеркивает советский социолог И. С. Кон, «многократно усиливается возрастной однородностью, которой, как правило, лишены другие социально-профессиональные группы» [61, 72].

Труд студента во многом специфичен. Он связан с нелегким процессом познания сложных закономерностей в различных видах наук, овладения навыками и умениями, необходимыми для будущей работы. Активное стремление к общему со сверстниками участию в-различных видах общественно-полезной деятельности — характерная особенность социально-психологического облика студента.

Так, по данным опроса, проведенного среди студентов Воронежского университета, ведущими факторами .взаимосвязи студента с коллективом, его группы являются: совместная учеба — 78%, общность профессиональных интересов — 66, общественная работа—46, проведение досуга —42% [55, 100]. По данным Т. В. Пелевиной, взаимоотношения студентов друг с другом наиболее устойчивы во всех сферах деятельности — учебной, научной, общественной, культурной ,и т. д. [74, 242]. Особенностью студенческой культуры, независимо от учебно-профессиональной направленности, является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Познавательный энтузиазм студенчества — одна из самых характерных его черт. Причем, у советского студенчества он сочетается с целенаправленностью, с высокими социальными ори-ентациями.

Как уже отмечалось, современное студенчество характеризуется разносторонностью интересов, активным стремлением разобраться в сложнейших социально-экономических проблемах. Растет информированность студентов, повышаются их запросы и интересы, усиливаются требования к тем, кто обучает и воспитывает их в вузе, друг к другу. Но не всякий студент может соотнести теорию и практику, сложившийся у него идеал с многообразием жизненных проявлений. Отсутствие социально значимого опыта у студенческой молодежи приводит к тому, что ее познавательная активность порой уживается с максимализмом, категоричностью в оценках сложных общественных проблем, в завышенных требованиях, которые не всегда свидетельствуют о принципиальности, в преувеличении своих возможностей. Иногда эта категоричность переходит в отрицательное отношение к мнению старших по возрасту, преподавателей, которые ведут занятия в вузе.

Как показывают наблюдения за поведением студентов на военных кафедрах, у некоторых студентов сравнительно широкая осведомленность иногда уживается с пристрастием к общим фразам, со стремлением к критиканству и оригинальничанию. Опытные военные преподаватели, замечая таких студентов, стремятся помочь им как можно раньше избавиться от подобных черт. Известные трудности у преподавателей военных кафедр встречаются в процессе воспитания студентов, у которых проявляются такие черты характера, как завышение самооценок, мнительность, чрезмерная чувствительность, обидчивость и болезненное самолюбие. Часть студентов имеют слабую волю, проявляют неуверенность в своих способностях освоить военную специальность, преодолеть трудности.

Преподавательскому составу необходимо иметь в виду еще одну особенность, которая получает отражение в сознании и психологии некоторой части студентов. За 40 послевоенных лет выросло два поколения советских людей, не знающих по личному опыту, что такое война. Вполне естественно, что жить в мире, пользоваться его благами для них является привычным состоянием. Как писал Маршал Советского Союза Н. В. Огарков, некоторые молодые люди считают, что продолжение и укрепление мира лично от них никаких усилий не требуют. «И поэтому порой не ощущают и недооценивают опасности войны, которая не перестала быть суровой реальностью наших дней… Недооценка угрозы современной войны, а вследствие этого беспечность, благодушие и успокоенность— опасное явление, чреватое тяжелыми последствиями» [65, 65—66]. Задача преподавательского состава кафедр, проводя активную идеологическую и воспитательную работу, предупреждать появление у студентов элементов расплывчатого пацифизма, аргументированно и более глубоко доносить до них правду о возрастающей агрессивности империализма и существующей с его стороны угрозы военной опасности. Одновременно с этим они должны умело формировать у обучаемых еще большую ответственность за глубокое изучение военного дела. Все это в целом, естественно, обусловливает необходимость вдумчивого, внимательного, тактичного и неформального подхода к каждому студенту с учетом психологии его личности.

При организации учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах необходимо учитывать также то, что развитие студента на различных курсах имеет некоторые особенности [56, 34—35].

Так, например, первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Появляется повышенное чувство собственного достоинства («Я студент — а не школьник»), возросшее чувство ответственности перед комсомолом, влияние которого на студентов в вузе особенно большое, многообразие интересов к различным отраслям знаний. Имеет место относительно большая личная свобода и независимость студентов —вчерашних школьников — от родителей.

Студенты первого курса принимают активное участие в разнообразной общественной деятельности, характеризуются добросовестной исполнительностью, с желанием берутся за любое предложенное дело. Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую научную, теоретическую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к среде вуза в основном завершен. На вопрос: «Что нового вы замечаете в себе по сравнению с первым курсом?» — студенты, как правило, отвечают, что они стали увереннее себя чувствовать, практичнее распределять время, больше задумываться над специальностью, чувствовать ответственность, увлекаться специальными предметами и т. д.

Третий курс— начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной производственной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск брлее рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, все более актуальные ценности, связанные с достижением поставленных жизненных целей.

Рассмотрение социально-психологической характеристики студенческой молодежи показывает, насколько-сложен внутренний мир современного студента. Это еще раз заставляет сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода к студенческой молодежи в период их обучения на военной .кафедре.

В процессе военного обучения студентов необходимо учитывать также их физиологическую характеристику. Как правило, молодой человек пребывает студентом в возрасте от 17 до 25 лет. Исследования возрастной физиологии свидетельствуют о том, что к 17—18 годам организм достигает физической зрелости, нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека. Функциональные физиологические процессы в коре головного мозга в этом возрасте отличаются интенсивностью, что обеспечивает высокую жизнедеятельность организма. Экспериментальные исследования показывают, что период жизни человека от 17 до 22— 23 лет характеризуется наивысшей скоростью оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач.

Практика военных кафедр убеждает, что физиологическое развитие большинства студентов позволяет им успешно овладевать военно-профессиональными знаниями, выдерживать значительные физические нагрузки, быстро вырабатывать навыки и умения по овладению оружием и современной боевой техникой. Однако необходимо подчеркнуть, что состояние здоровья ряда студентов требует пристального внимания. Некоторые студенты пытаются скрывать свои физические недостатки, а также заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. Проверка физической подготовленности студентов на сборах в войсках (кроссовая подготовка, силовые упражнения) показывает, что некоторая часть студентов не подтверждает нормативов ГТО, не обладает необходимой физической выносливостью. Это требует от преподавателей военных кафедр более внимательного отношения к физической подготовке студентов, особенно на сборах в войсках, поиска путей ее улучшения совместно с кафедрой физического воспитания вуза.

Учитывая, что военную подготовку по некоторым военным специальностям проходят и девушки, преподавателям важно знать, что высшее образование неодинаково влияет на интеллект девушек и юношей. Оказывается, что в течение всех лет обучения в вузе юноши и девушки имеют разную успеваемость и различаются по уровню интеллектуального развития. На первом курсе общий интеллект выше у юношей (на 2 усл. ед.), на пятом курсе наблюдается обратное соотношение — девушки имеют более высокий показатель общего интеллекта {на 1, 2 усл. ед.). За годы обучения в вузе девушки догоняют своих сокурсников и даже обгоняют их по уровню интеллектуального развития. Что касается качества успеваемости, то студентки учатся лучше студентов как на первом, так и на старших курсах. Опыт многих военных кафедр показывает, что девушки успешно осваивают программу подготовки офицеров запаса, проявляя при этом высокое усердие.

Таковы некоторые социально-психологические характеристики студентов.

Безусловно, в каждой учебной группе у отдельных студентов эти особенности будут проявляться по-своему. Знание же общих типологических черт студентов поможет преподавателю учитывать особенности и динамику развития личности студентов при организации учебно-воспитательного процесса на военной кафедре.

Другие новости и статьи

« Земский собор

Советское детство было счастливым. Честное пионерское! »

Запись создана: Четверг, 13 Май 2021 в 0:07 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика