20 Май 2013

Из истории: пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах

oboznik.ru - Из истории: пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах

Требования к подготовке офицеров запаса реализуются в ходе-, учебно-воспитательного процесса на военной кафедре и всей системой коммунистического воспитания и профессиональной подготовки студентов в вузе. Определяющая роль в формировании необходимых офицеру военно-профессиональных качеств принадлежит педагогическому мастерству преподавателей военной кафедры, «воинскому микроклимату», который должен быть создан в процессе военного обучения и воспитания студентов, полевой, воздушной и морской выучке на учебных сборах в войсках и на флоте. Вместе с тем эффективность формирования у студентов этих качеств, как показывает опыт многих военных кафедр, тем выше, чем активнее принимают участие в этом процессе деканаты, партийные и комсомольские организации, профессорско-преподавательский состав общенаучных и профилирующих кафедр факультетов.

Поэтому руководство военной кафедры должно так планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы он был тесно связан с обучением и воспитанием студентов на кафедрах факультетов. Кроме того, в процессе военной подготовки студентов необходимо более широко использовать опыт военно-учебных заведений, военных кафедр других вузов, результаты службы офицеров — воспитанников военной кафедры в Вооруженных Силах.

Комплекс качеств, который должен быть сформирован у студента как будущего офицера запаса в процессе его военной подготовки в вузе, включает в себя морально-политические, профессионально-боевые, психологические и физические качества.

Морально-политические качества определяются уровнями коммунистического сознания, коммунистической убежденности и коммунистической нравственности.

Коммунистическое сознание характеризуется научным марксистско-ленинским мировоззрением, ответственностью перед обществом за защиту социалистической Родины, стремлением к качественному выполнению обязанностей советского офицера.

Коммунистическая убежденность определяется твердой верой в правоту дела построения коммунизма, активной жизненной позицией, стойкостью убеждений, единством слова и дела.

Коммунистическая нравственность характеризуется личным признанием и соблюдением требований морального кодекса строителя коммунизма, развитым чувством советского патриотизма и пролетарского интернационализма, ответственностью за высокое звание советского гражданина, офицера Вооруженных Сил, верностью Военной присяге.

Высокие морально-политические качества студентов формируются всем укладом жизни реального социалистического общества, изучением марксистско-ленинской теории на кафедрах общественных наук в течение всего периода обучения в вузе, воздействием средств коммунистического воспитания, осуществляемых в учебном заведении на основе единого комплексного плана коммунистического воспитания.

Большая роль в воспитании студентов принадлежит преподавателям военных кафедр. Учебно-воспитательный процесс на военных кафедрах предусматривает задачи идейно-политической закалки студентов. Они решаются при изучении курса «Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР», средствами массово-политической работы, участием студентов в общественно-политической практике на военной кафедре в вузе и на учебном сборе в войсках, посещением под руководством военных преподавателей музеев, выставок, организацией походов по местам революционной, боевой и трудовой славы и др. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на формирование у студентов морально-политических качеств и военно-профессиональной направленности, является военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание— неотъемлемая составная часть коммунистического воспитания, активный процесс планомерного и целеустремленного формирования у студентов высокой коммунистической сознательности, политической бдительности, преданности своей Родине и других морально-политических и психологических качеств, а также военных и физических навыков, необходимых для выполнения священного долга по защите социалистического Отечества [45, 13].

Преподаватель военной кафедры, осуществляя военное обучение и воспитание студентов, обязан постоянно заниматься их идейно-политическим, нравственным, воинским и военно-патриотическим воспитанием.

Вместе с тем эффективное воспитательное воздействие на студентов требует высокой идейно-теоретической подготовки самих преподавателей, знаний основ военной педагогики и психологии, воинской этики и других наук. Таким образом, морально-политическая подготовка должна быть нацелена на формирование коммунистической убежденности, внутренних побудительных сил личности, обеспечивающих положительное отношение студентов к военной подготовке, призыву и службе в Вооруженных Силах как осознанной обязанности советского патриота.

Профессионально-боевые качества включают в себя военно-профессиональную компетентность, дисциплинированность, командирскую волю, организаторские способности, творческую способность.

Военно-профессиональная компетентность характеризуется военно-профессиональными знаниями, необходимыми для уверенного исполнения обязанностей на офицерской должности в войсках. Объем и содержание этих знаний, навыков и умений определяются программой военной подготовки.

Дисциплинированность — сознательное выполнение требований Конституции СССР, советских законов, внутренняя убежденность в необходимости выполнения Военной присяги, уставов и морального кодекса строителя коммунизма, умение управлять своим поведением в любой обстановке, беспрекословно выполнять приказания начальников и старших.

Командирская воля — целеустремленность, инициатива, самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении целей; требовательность к себе и к подчиненным; выдержка и самообладание; умение подчинить людей своей воле и выполнить поставленную задачу, несмотря на любые трудности.

Организаторские способности — умение выделить главное звено в работе, подобрать нужных исполнителей и четко распределить обязанности между ними, способность мобилизовать подчиненных на эффективное выполнение задач, твердо и непрерывно управлять подчиненным подразделением в бою, способность в работе с людьми опираться на партийные и комсомольские организации, уметь организовать социалистическое соревнование, обеспечить контроль исполнения, создать в подразделении благоприятный морально-психологический климат.

Творческая способность — творческий подход и инициатива, неустанный поиск новых путей с целью решения поставленной перед подразделением задачи, предвидение и интуиция. В основе прочного освоения студентами любой военной специальности лежат фундаментальные основы идейно-теоретических, общенаучных, технических и специальных знаний, полученных ими на кафедрах своего вуза. Профессиональная подготовка офицеров запаса немыслима без усвоения требований боевых и общевойсковых уставов, наставлений. Практическая направленность обучения, повышение качества полевой, воздушной и морской выучки должна быть положена в основу планирования и методики проведения занятий по всем предметам военной подготовки. Для этого кафедры располагают необходимыми учебно-боевой техникой, полевой и классно-лабораторной базами.

В крупных гарнизонах, в которых имеется несколько военных кафедр, созданы межвузовские полевые учебные центры, а также используется полевая учебно-материальная база войск и военно-учебных заведений для привития студентам практических навыков. Весь уклад жизни и деятельности военных кафедр, организация учебных сборов в войсках должны быть подчинены воинскому воспитанию, формированию таких присущих офицеру качеств, как внутренняя собранность, подтянутость, исполнительность, сильная воля, решительность, быстрота принятия решений и настойчивость в их выполнении.

Преподаватели военных кафедр должны дать студентам навыки обучения и воспитания личного состава, вооружить их знаниями основ военной психологии и педагогики. Важным направлением в учебно-воспитательном процессе является формирование у студентов творческого мышления, самостоятельности при решении практических задач, а также стремления активно участвовать в политико-воспитательной работе и общественной жизни.

Поэтому, естественно, перед коллективами военных кафедр стоит задача — постоянно идти в ногу с жизнью, требованиями науки, постоянно заниматься совершенствованием учебно-воспитательного процесса, искать пути повышения качества военной подготовки офицеров запаса для Вооруженных Сил.

Психологические качества обеспечивают у офицера психологическую устойчивость — способность быстро ориентироваться в часто меняющейся боевой обстановке, переносить тяготы, суровые испытания и лишения военной службы, способность преодолевать страх и т. п.

Именно в психологической подготовке реализуются положения о том, что как бы ни было грозно новейшее оружие, судьбу войны будут решать люди, владеющие этим оружием, что справедливые цели борьбы — одна из гарантий нашей победы, что победу в современной войне одержит тот, кто обладает не только новейшей техникой и вооружением, но и способен в труднейших условиях сохранять высокий моральный дух, волю к победе.

Психологические качества вырабатываются у студентов главным образом в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре и на учебном сборе в войсках. Психологическая подготовка студентов осуществляется в органическом единстве с идейно-политическим воспитанием и профессионально-боевой подготовкой и включается как элемент в планы занятий.

Идейно-политическое воспитание студентов, изучение ими общественных наук в течение всего срока обучения в определенной мере решают и задачи морально-психологической подготовки, формируя внутреннюю готовность выпускников вуза к защите социалистического Отечества. Большое значение для психологической подготовки студентов имеет выработка у студентов на военных занятиях правильных представлений о характере вооруженной борьбы, о природе современного боя, о ядерном оружии, его поражающих факторах и т. д.

Преподаватели военных кафедр должны стремиться в планах занятий заранее предусмотреть элементы психологической закалки студентов. Большие возможности целенаправленной психологической подготовки содержат занятия по тактике, огневой подготовке, материальной части вооружения и боевой техники на кафедре и особенно на учебных сборах в войсках.

Практика показывает, что эти возможности психологической закалки превращаются в действительность, если занятия приближены к реальным условиям боевой обстановки и проводятся с большим напряжением, моральных и физических сил. Для этого необходимо создавать на занятиях и учениях (конечно, в целесообразных пределах) сложные препятствия и трудности, вызывающие непрерывные физические неудобства и психологические нагрузки, сложные внутренние эмоции и состояния, обозначать противостоящего противника, воссоздавать внешние картины боя — звуковые и шумовые эффекты, имитировать взрывы, завалы, разрушения, организовывать сложные и нестандартные ситуации, выход из которых требует самостоятельных решений, полного напряжения сил и т. д. Одним из путей психологической закалки является также использование системы тренажеров с учетом военной специализации студентов. В этом важно уметь использовать опыт военно-учебных заведений и войск.

Таким образом, направления и пути психологической подготовки студентов — будущих офицеров запаса на военных кафедрах определяются объективными требованиями современного боя, которые наиболее полно отражены в воинских уставах, наставлениях и приказах министра обороны СССР. Физические качества студентов формируются и развиваются в общей системе физического воспитания в вузе, как правило, силами и средствами кафедры физического воспитания и спорта.

Физическое воспитание — один из важнейших составных элементов подготовки офицеров запаса в учебных заведениях. Характер воинской деятельности офицера как в военное, так и в мирное время требует от него крепкого здоровья и высокого уровня физической закалки. Ф. Энгельс подчеркивал, что физическая закалка является непременным условием готовности, каждого молодого человека к воинской службе. Не может быть подлинной опорой Отечества, говорил он, тот, кто «боится холодной воды, кутается в три-четыре одеяния при малейшем морозе и считает для себя честью освободиться по слабосилию от военной службы» [4, 257—258].

В. И. Ленин, Коммунистическая партия постоянно связывали физическое воспитание с всесторонним развитием личности. Физическое развитие человека, со- - стояние его здоровья всегда рассматривались как важнейшие условия успешного решения задач коммунистического строительства, подготовки трудящихся, особенно молодежи, к защите Родины. «В условиях развитого социализма, — говорится в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта»,—физическая культура должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удов- .летворению духовных потребностей советских людей, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности, формирования активной жизненной позиции» [14].

Основной формой физической подготовки студентов в вузе являются учебные занятия на первом и втором курсах. На последующих курсах занятия проводятся факультативно. В основу программы физических занятий студентов положены подготовка и сдача нормативов по Всесоюзному военно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне». На военные кафедры возложена задача принимать нормативы от студентов, проходящих военную подготовку, по стрельбе и метанию учебных гранат.

Военные кафедры не должны стоять в стороне от физической подготовки студентов, проходящих занятия по программе офицера запаса, от спортивной работы в вузе. Как показывает опыт работы лучших военных кафедр, преподаватели включают в занятия по военной подготовке элементы так называемой попутной физической тренировки: ускоренное передвижение шагом и бегом, преодоление естественных препятствий, водных преград, метание учебных гранат, многократную посадку на транспортные средства и высадку с них, действия в средствах химической защиты, переноску грузов и др. Ценность попутной физической тренировки возрастает, когда она носит разносторонний, систематический характер и умело сочетается с решением основных задач занятий. На многих военных кафедрах планируются к проводятся соревнования учебных взводов по военному многоборью, строевой подготовке.

Большие возможности предоставляются для физической подготовки студентов на учебных сборах в войсках. В распорядок дня включается обязательная утренняя физическая зарядка. В часы политико-массовой работы и в воскресные дни проводятся разнообразные спортивные мероприятия и соревнования. Многие студенты сдают нормативы Военно-спортивного комплекса Вооруженных Сил, а также становятся спортсменами-разрядниками по стрельбе, кроссу, военному многоборью и др.

Таким образом, физическая подготовка студентов зависит во многом от постановки дела физического воспитания и спорта в учебном заведении, от отношения, самих студентов к своему физическому совершенству. Чем глубже обучаемые осознают, что от степени физического развития зависит их активность и работоспособность, здоровье, тем большую старательность они проявляют на физических занятиях, тем охотнее они делают утреннюю физическую зарядку, занимаются спортом, закаливают свой организм.

Успех в решении задач физической подготовки студентов во многом зависит от взаимодействия военных кафедр и кафедр физического воспитания и спорта вузов, а также партийных, профсоюзных и комсомольских организаций учебных заведений.

Другие новости и статьи

« СССР берет запоздалый реванш в битве за умы

Главе Минобороны РФ Сергею Шойгу исполнилось 58 лет »

Запись создана: Понедельник, 20 Май 2013 в 16:00 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика