Реорганизация тылового обеспечения при Петре I
Состояние Русской армии конца XVII в. не соответствовало изменениям в экономической и политической жизни страны. Армия не обеспечивала выполнение новых внешнеполитических задач государства. Поместная воинская организация, стрелецкое войско, полки иноземного строя с разобщенной системой их снабжения – все это оказалось не в состоянии решать те важные задачи, которые стояли перед Россией в начале XVIII столетия. Требовалось коренное переустройство армии и флота.
К началу 1700 г. в России уже было сформировано 29 пехотных полков, составляющих три сильные дивизии и три драгунских полка. Четырьмя годами позднее Русская армия пополняется артиллерийскими полками. Полк становится основной боевой и административно-хозяйственной воинской единицей. Солдатам новой армии было определено годовое жалование 11 рублей, а также ежедневные хлебные и приварочные выдачи. Вновь формируемые полки начинают обеспечиваться продуктами питания за счет государственных средств, что оказалось не под силу «столам» разрядного, стрелецкого и других приказов, к которым были приписаны воинские части.
В этих условиях необходимо было самостоятельное ведомство, которое бы взяло на себя все заботы по продовольствию войск. В связи с этим в первой половине светлого «дни» 18 февраля 1700 г. царь издает «именной» указ о создании провиантского приказа, в котором говорилось: «…все хлебные запасы, на дачу … ратным людям, сбором и дачею, на Москве и в городах, ведать окольничему Семену Иванову Языкову, и за теми делами сидеть ему в Палатах, что был Каменный приказ, да с ним же у того дела быть дьякам Алексею Юдину, Ивану Шапкину, а подьячим Каменного ж и иных приказов, которые ему понадобятся, а писать его во всех письмах генерал-провиант…» (Книга записей указов Петр I, с. 14.) Указ означал создание нового учреждения в составе военного ведомства государства, который от титула своего начальника получил название «Провиантский приказ» и что войска провиантом переводятся на централизованное (государственное) снабжение.
Тем самым была устранена разрозненная система их довольствия. Исполнительными органами провиантского ведомства в провинциях и городах в начале являлись воеводы, приказные люди, полковники, бурмистры. Царь тогда повелевал исполнять все предписания Провиантского приказа: «А буде кто учиниться ослушен, и тому быть в смертельной казни без всякого милосердия».
Во второй половине того же светлого «дни» царь издает указ о создании Комиссариатского приказа, которому предстояло ведать отпуском денежных средств на вооружение, пополнением армии лошадьми, снабжением вещевым имуществом и денежным довольствием. В день выхода в свет указов о создании Провиантского и Комиссариатского приказов «адмиралтейцам» (в то время высшее флотское интендантское звание) и «главным» распорядителем строения и снабжения кораблей был назначен Ф. Апраксин, вместо А. Протасьева, который к этому времени «впал» в государеву немилость по причине воровства.
В создании этих двух важнейших административно-хозяйственных органов просматривается дальновидность Петра I. Видимо, основываясь на опыте Азовских походов и готовясь к войне со Швецией (война была объявлена 18 августа 1700 г.), он четко представлял, что без централизованного руководства снабжением войск вести большую войну невозможно. Этот новый орган по снабжению войск провиантом и фуражом начал свою деятельность в очень сложной обстановке, когда переустройство и перевооружение армии, флота потребовали от его чинов большого напряжения сил, а часто просто изворотливости. Не было еще выработанных законоположений, способных точно определять деятельность провиантского ведомства.
Провиантмейстерству в начале приходилось поступать частными распоряжениями, как делалось до сего времени или как кому представляется. В феврале 1705 г. был определен точный размер «хлебного жалования» всем без исключения нижним чинам: по полуосмине муки (около 24 кг) и по малому четверику круп (около 3,5 кг) в месяц, к которым дополнительно выплачивалась определенная правительством сумма денежных средств, предназначенных для закупки приварочных продуктов (мясо, овощи, специи), исходя из рыночных цен в местах расквартирования войск. В Московском регионе полагалось месячных денег в год 72 копейки, и на соль — 15 коп. Месячная норма продовольствия для нижних чинов русского Военно-морского флота впервые была введена в 1696 г., где предусматривалось: сухарей ржаных — 30 фунтов, круп — 16 фунтов, толокна — 16 фунтов, ветчины — 10 фунтов, 0,5 осетра, 60 чарок вина, 30 чарок сбитня, 30 чарок уксуса и 1 фунт соли. В последующем норма продовольственного пайка нижних чинов корректировалась в зависимости от выполняемых задач и возможностей государства оплачивать расходы на закупку продуктов питания. При пребывании войск за пределами России всем военнослужащим предусматривалась выдача дополнительных порционов. Дополнительный порцион состоял из двух фунтов хлеба, одного фунта мяса, двух чарок вина, одного гарнца пива (3,28 л) на одного человека в день, и, кроме того, на месяц полагалось два фунта соли и полтора гарнца круп. Солдату полагался один порцион, унтер-офицеру — 3, офицеру — в зависимости от военного чина. Солдаты получали порционы натурой, а офицеры — деньгами, на которые могли купить продукты по своему усмотрению. Тогда офицерам, кроме выдаваемых столовых денег, выдавались рационы на содержание штатных лошадей и тоже в зависимости от чина.
Коль скоро полк становится основной боевой и административно-хозяйственной единицей, то в нем предусматривается определенный аппарат. Хозяйство вели подчиненные непосредственно командиру полка: провиантмейстер, комиссар, квартирмейстер и обозный офицер. Лечение раненых и больных возглавлял лекарь. Характерной особенностью ведения полкового хозяйства являлось то, что расходы, а также заключение договоров на поставку, прием материальных средств от поставщиков осуществлялись командиром полка с участием всех офицеров или их представителей. Широкая коллегиальность в управлении хозяйством преследовала цель наладить контроль за правильным расходованием денежных и материальных средств, отпускаемых для обеспечения полка. Это соответственно приводило к тому, что за упущения ведения хозяйства несли ответственность все офицеры полка.
Горячую пищу воины получали через ротную солдатскую артель, которая имела свое небольшое хозяйство: лошадей, телеги, сани, упряжь, конюшню, пищеварочные котлы, кухонный инвентарь, столовую посуду и другое имущество для обеспечения деятельности хозяйства. Вели ротное хозяйство ротный артельщик, кашевар, хлебопек и конюх. О расходе продуктов питания и денежных средств артельщик периодически отчитывался перед ротной сходкой.
22 февраля 1711 г. в России был учрежден Сенат — высший законодательный орган в стране, в его составе создается провиантская канцелярия, а Провиантский приказ упраздняется. С введением Военной коллегии в составе Сената все вопросы продовольственного снабжения передаются в Военную коллегию. Руководящее влияние центральных органов снабжения распространялись и на войска действующей армии. Снабжение войск действующей армии продфуражом осуществлял генерал-провиантмейстер, находившийся в составе полевого управления. В дивизиях ведали снабжением обер-провиантмейстеры, а в полках — провиантмейстеры.
Страна переживала большие экономические затруднения. Казенных денег не хватало. Царь ищет новые источники пополнения казны. Введенные новые пошлины ненамного увеличили сбор. Следующим шагом по упорядочению финансовой системы в стране и довольствия войск было учреждение губерний. Петр I решил децентрализовать финансовую администрацию, сосредоточенную до сих пор в Москве, и перенести ее в области. Были созданы и в 1709 г. учреждены 8 губерний и 39 провинций, во главе которых стояли губернаторы, а все имевшиеся полки в целях более полного их обеспечения расписаны по губерниям. Губернаторам было предписано не позднее декабря 1711 г. принять полки, назначить к каждому из них комиссара и провиантмейстера, и с 1 января 1712 г. «определенные полки годовою их дачею и дополнкою указанного числа рекрутами и мундирами, и военными, и полковыми припасами, и людьми исправлять в Губерниях». Комиссары и провиантмейстеры, назначенные губернаторами, явились в полки и в подразделения гарнизонной пехоты, «пересчитали по головам служилых людей», взяли на учет все материальные средства, и впоследствии они снабжали воинские формирования деньгами, продовольствием и другим имуществом, «кое предписал Государь».
Между тем мероприятия, проводимые в армии и на флоте, особенно в период Северной войны, не могли дать ощутимых результатов в вопросах улучшения питания военнослужащих. Это подтверждается документами, на которых имеются резолюции государя. Язык их стал более суров: виновным грозило суровое наказание за неприятие мер по наведению должного порядка в снабжении соединений и частей. «Ибо и како, — собственноручно писал Петр I в Сенат 29 ноября 1712 г., — ежели оне (войска — примеч. авт.) не будут довольны, а нужда их будет требовать, тогда не минете не только жестокий ответ дать, но и истерзаны будете».
Находясь в армии герцога Шарля де Круа, которая осаждала Нарву, Петр I увидел, что осаждающие испытывают больше лишений, нежели осажденные шведы, особенно в продовольствии. На месте решить эту проблему не удалось. Тогда царь срочно отбывает в Москву, чтобы «наладить продовольственную часть». Вскоре из Москвы и ближайших к Нарве городов потянулись обозы с мукой, с сухарями, ветчиной, теплой одеждой. Обоз с продовольствием из Москвы возглавлял генерал-провиантмейстер С. Языков. Вскоре питание и обмундирование войск заметно улучшилось.
Созданные в начале XVIII в. органы снабжения продовольствием войск Русской армии и накопленный ими опыт в деятельности в ходе Северной войны были закреплены в воинском Уставе 1716 г. Ответственность за всестороннее обеспечение соединений и частей Уставом возлагалось на командующего армией. Современник повествует, что царь, прочитав обязанности полкового провиантмейстера в проекте Устава, «шумно гневался на составителя». Тогда он сел и вписал строки, относящиеся к его обязанностям: «Полковому провиантмейстеру о консервации солдат попечение в пище зело иметь подобает, дабы оные обретали всегда в добром состоянии и никогда б нужду или глад не имели. Оному надлежит у комиссаров принимать провиант не гнилой или порченый, тоже смотреть, чтобы мера или вес верен был, и раздавал бы правильно с распискою, ему ж надобно проворному и не ленивому быть и держать о приеме, так и о расходе верную записку…».
В конце своей жизни Петр I лично разработал штаты провиантского ведомства, утвердил «Инструкцию господам ротным командирам», «Инструкцию генерал-провиантмейстеру», другие руководящие документы. Мероприятия царя по созданию и усовершенствованию провиантского ведомства в итоге достигли своей цели.
Петр I создал по тому времени стройную систему продовольственного обеспечения армии и флота. Организуя новые учреждения и давая им соответствующие штаты, государь вместе с тем положил начало правильному устройству управления, подразделив его на органы: центральные — распорядительные, и исполнительные — армейские, местные, губернские. Наряду с этим царь с первых дней деятельности провиантского ведомства обращал особое внимание на комплектование их людьми надежными, «которым бы можно было в том верить».
Литература: 1. П. Вещиков «У ИСТОКОВ СЛУЖБЫ ПИТАНИЯ»
Другие новости и статьи
« О представлении к правительственной награде военных санитаров
Этапы развития военной медицины в России »
Запись создана: Воскресенье, 7 Февраль 2021 в 0:15 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Военная торговля, Медицинское обеспечение, Петровские реформы, Продовольственное, Управление тылом, Финансовое.
метки: медицина, комиссар, обоз, лекарь, вещевое снабжение, Петр I, приказы, продовольствие, артель
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика