27 Май 2013

Оборотные средства предприятий: разработаем технические условия

oboznik.ru - Оборотные средства предприятий: разработаем технические условия

Оборотные средства предприятий — это фонд денежных средств, обеспечивающий бесперебойный кругооборот оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Оборотные производственные фонды представляют собой сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тару, запасные части для ремонта оборудования, незавершенное производство, расходы будущих периодов. В их состав включаются также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Фонды обращения — это запасы готовой продукции, находящейся на складах и отгруженной, но не оплаченной, а также денежные средства, поступившие за реализованную продукцию.

Совокупность указанных выше элементов (статей) определяет состав оборотных средств, а процентное соотношение между Отдельными статьям-и оборотных средств — их структуру.

Организация кругооборота оборотных производственных фондов и фондов обращения исходит из принципа обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции минимальным фондом денежных средств. Этому принципу соответствует порядок формирования оборотных средств за счет собственных оборотных средств и приравненных к ним устойчивых пассивов (минимальная задолженность рабочим и служащим по заработной плате и профсоюзу —по отчислениям на социальное страхование, резерв предстоящих платежей и др.). а также заемных средств.

При создании предприятия наделяются собственными оборотными средствами в минимально необходимом размере. Эти средства зачисляются в уставный фонд и закрепляются за предприятиями, которые полностью отвечают за их сохранность. В дальнейшем собственные оборотные средства могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от объема производственной программы предприятий, для чего мы детально разработаем технические условия.

Помимо собственных оборотных средств предприятие может использовать заемные средства в форме кредита банка и временной финансовой помощи из резерва Министерства обороны, которые носят возвратный характер.

Потребность в собственных оборотных средствах определяется ежегодно каждым предприятием при составлении техпромфинплана путем нормирования и планирования оборотных средств. Нормирование оборотных средств заключается в :раз|работке на каждом предприятии норм и нормативов и осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией о нормировании оборотных средств государственных промышленных предприятий. Норма производственного запаса представляет собой средний в течение года запас каждого вида сырья и материалов, принимаемый в качестве переходящего запаса на конец планируемого года.

Нормы производственных запасов выражаются в днях, а по другим элементам оборотных средств — в относительных величинах (процентах к затратам, в рублях на одного работника или на тысячу стоимости оборудования и т. п.). Нормы оборотных средств рассчитываются самими предприятиями. При последующих существенных изменениях в технологии и организации производства, номенклатуры изделий и других плановых показателей нормы оборотных средств уточняются предприятиями в специальном разделе техпромфинплана «Плановые нормы и нормативы».

При разработке указанного раздела техпромфинплана предприятия используют нормы для расчета нормативов, которые .представляют собой запасы по соответствующим элементам оборотных средств в стоимостном выражении на конец планируемого периода.

При расчете нормативов учитывается потребность в средствах не только для основной деятельности, но и для подсобных и вспомогательных производств, а также для непромышленных хозяйств, не состоящих на самостоятельном балансе.

Решения КПСС ориентируют коллективы предприятий на разработку экономически обоснованных норм и нормативов, стимулирующих экономное и рациональное использование сырья, материалов, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, сокращение затрат на производство.

Норма__оборотных средств по сырью, основным материалам » покупным полуфабрикатам включает транспортный запас, исчисляемый со дня оплаты материалов по день их передачи в производство) запас на разгрузку, приемку, складирование и анализ прибывших грузов, (технологический запас по подготовке материалов к производств, текущий складской и гарантийный запас.

Основными элементами, определяющими, общий размер нормы (в днях), являются текущий и гарантийный запасы.

Текущий складской запас рекомендуется принимать в размере половины от продолжительности .интервала между двумя смежными поставками, что обеспечивает равномерный расход материалов. Гарантийный запас в размере до 50 процентов текуищего запаса обеспечивает непрерывность работы в случаях отклонения от нормальных условий снабжения.

При значительной номенклатуре потребляемых материалов прямым счетом определяются нормы по наиболее важным видам материалов, составляющим не менее 70—80 процентов стоимости всех материальных затрат, и рассчитанную по ним среднюю норму распространяют на все материалы в целом.

По основной группе вспомогательных материалов, устанавливаемой вышестоящей организацией, нормирование осуществляется тем же методом, что и для сырья и основных материалов, а по остальным видам вспомогательных материалов — исходя из средних фактических остатков (за исключением излишних и ненужных материалов’ за предыдущий год.

По всем видам топлива (кроме газа), используемого как для технологических целей, так и для хозяйственных нужд предприятия, норма запаса определяется по методу, аналогичному методу расчета нормы на сырье и основные материалы. На газ норма запаса не устанавливается.

Методика расчета норм по запасным частям для ремонта оборудования и по малоценным и быстроизнашивающимся предметам устанавливается довольствующими службами применительно к особенностям производства подведомственных предприятий. Обычно норма по запчастям устанавливается как отношение стоимости переходящего запаса запчастей к балансовой стоимости оборудования (в рублях на одну тысячу стоимости оборудования). Норма по малоценным и быстроизнашивающимся предметам устанавливается раздельно; по общему инструменту и приспособлениям — в процентах к общему объему затрат на производство, по инвентарю — в стоимости набора на одного рабочего или работающего, по спецодежде и специнструменту — методом прямого счета в стоимостном выражении.

При производстве нескольких видов продукции общая норма по всему незавершенному производству рассчитывается как средневзвешенная величина исходя из нормы по каждому виду продукции и их удельного веса в общем объеме затрат по плановой производственной себестоимости.

Норма оборотных средств, вложенных в готовые изделия, рассчитывается в днях и охватывает время со дня приемки изделия отделом технического контроля по день предъявления счета заказчику. Общая норма оборотных средств по всей готовой продукции определяется как средняя величина исходя из норм на отдельные виды продукции и кх удельного веса в производственной себестоимости товарной продукции.

Норма оборотных средств, вложенных в отгруженную, но не оплаченную заказчиками продукцию (по документообороту), исчисляется в днях с момента выписки платежных документов по день поступления денег на расчетный счет. Общая норма поэтому элементу оборотных средств рассчитывается как средняя величина времени, необходимого на почтовый пробег, проверку и оплату платежных документов, но только по поставкам продукции довольствующему органу, т. е. без учета поставок продукции вневедомственным заказчикам.

Такой порядок определения нормы оборотных средств по документообороту для предприятий Министерства обороны объясняется тем, что стоимость отгруженной вневедомственным заказчикам продукции покрывается у них кредитом банка под расчетные документы.

Планирование оборотных средств осуществляется предприятиями в целях определения потребности в нормируемых оборотных средствах, расчета источников покрытия общего норматива оборотных средств и установления отношений с довольствующим органом по изъятию излишка собственных оборотных средств или финансированию прироста оборотных средств в пределах норматива.

Нормативы по каждому элементу оборотных средств рассчитываются как произведение однодневных затрат на норму оборотных средств(в днях), а по малоценным и быстроизнашивающимся предметам — путем умножения нормы, выраженной в процентах, на общую сумму расходов по всем статьям сметы затрат на производство.

Нормативы рассчитываются на каждый квартал и на год. Общий норматив оборотных средств рассчитывается как сумма частых нормативов и покрывается собственными оборотными приравненными к ним средствами. Источником оборотных средств, приравненных к собственным, являются устойчивые пассивы.

К устойчивым пассивам относятся нормальная переходящая задолженность рабочим и служащим по заработной плате и по начислениям на нее (органам социального страхования), резерв предстоящих платежей, переходящие остатки фондов поощрения и некоторые другие виды кредиторской задолженности. Например, задолженность по заработной плате определяется исходя из сроков выплаты заработной платы, а однодневная сумма этой задолженности — как частное от деления квартального фонда заработной платы по смете затрат на производство на количество дней в квартале, т. е. 90. Остальные устойчивые пассивы определяются аналогичными расчетами.

Наделение вновь сформированных предприятий собственными оборотными средствами производится за счет средств по виду № 10 внебюджетных средств «Оборотные средства хозрасчетных промышленных предприятий». Перечисление этих средств осуществляет Центральное финансовое управление по представлению центрального управления, которому подчинено предприятие.

К представлению центрального управления о наделении предприятия оборотными средствами должны прилагаться вступительный баланс предприятия, справка об утвержденных основных показателях плана предприятия на предстоящий год и справка о размерах установленного предприятию на текущий год норматива собственных оборотных средств и источников его покрытия.

Размер планового прироста собственных оборотных средств определяется в финансовом плане, к которому прилагаются расчеты общего норматива оборотных средств и источников его покрытия. В зависимости от того, больше или меньше потребность в собственных оборотных средствах на конец года по сравнению с их наличием на начало планируемого года, в финансовом плане предприятия предусматривается прирост или излишек собственных оборотных средств.

Финансирование планового прироста собственных оборотных средств производится обычно за счет ресурсов самих предприятий — прибыли и прироста устойчивых пассивов.

Финансирование на прирост или покрытие недостатка оборотных средств в тех случаях, когда плановой прибыли для этого недостаточно или предусмотрен плановый убыток, а также на прирост норматива и возмещение расходов по содержанию военно-строительных отрядов планово-прибыльных предприятий при недостаточности плановой прибыли на эти цели производится за счет-внебюджетных средств по виду № 10.

Финансирование осуществляется довольствующими финансовыми органами в суммах, предусмотренных планом, но не выше фактического недостатка оборотных средств, определяемого по данным бухгалтерских отчетов и балансов. Пополнение оборотных средств до установленного норматива осуществляется на основании требования предприятия с приложением к нему баланса на последнюю отчетную дату и справки об основных показателях техпром-финплана.

Предприятия, допустившие по своей вине невыполнение плана прибыли и не обеспечившие в связи с этим сохранность собственных оборотных средств, обязаны возместить образовавшийся недостаток собственных оборотных средств за счет выполнения заданий довольствующих органов по получении дополнительной прибыли. В случае невыполнения дополнительного задания по прибыли предприятия обязаны снизить отчисления в фонды экономического стимулирования (в размере до 30 процентов этих отчислений) и направить указанные средства на восполнение недостатка собственных оборотных средств.

Предприятия, которым размеры общего норматива снижены или финансовым планом предусмотрен прирост устойчивых пассивов, образовавшийся по плановому расчету излишек собственных оборотных средств сдают довольствующему финансовому органу на вид № 10 внебюджетных средств.

В новых условиях хозяйствования возрастает роль банковского кредита в обеспечении нормального кругооборота средств предприятий. Предприятия Министерства обороны пользуются плановым краткосрочным кредитом банка на создание производственных запасов (сезонных и сверхнормативных), на сезонные затраты» под расчетные документы в пути за отгруженную вневедомственным заказчикам продукцию. При разработке финансового плана-предприятие определяет потребность в кредите и рассчитывает сумму расходов по уплате процентов за пользование кредитом.

Предприятия, испытывающие финансовые затруднения по независящим от них причинам (в связи с возмещением потерь от стихийных бедствий, невыполнением планов вследствие неблагоприятных изменений в условиях производства и т. п.), могут получить в качестве заемных оборотных средств временную финансовую помощь. Она предоставляется предприятиям за счет средств резерва Министерства обороны.

Резерв для оказания финансовой помощи образуется за счет отчислений в установленном довольствующим органом размере от прибыли хозрасчетных промышленных предприятий. В, соответствии с планом предприятия ежемесячно перечисляют довольствующим финансовым органам суммы отчислений от фактически полученной прибыли (в установленном проценте), которые аккумулируются Центральным финансовым управлением на виде № 21 внебюджетных средств.

Решения об оказании временной финансовой помощи принимают Министр обороны СССР или его заместители (по подчиненности предприятий) по ходатайствам центральных управлений, согласованным с Центральным финансовым управлением.

В решениях о предоставлении временной финансовой помощи указываются мероприятия по обеспечению улучшения финансового состояния предприятий и срок возврата ссуды (в пределах одного года). Перечисление ссуд предприятиям осуществляет Центральное финансовое управление непосредственно или через финансовую службу округа (флота). Контроль за выполнением указанных решений и своевременным возвратом ссуд на оказание финансовой помощи возложен на центральные довольствующие управления и Центральное финансовое управление.

Контроль за использованием предприятиями оборотных средств, осуществляемый довольствующими и финансовыми органами, направлен на обеспечение сохранности собственных оборотных средств, разработку экономически обоснованных норм и нормативов для каждого предприятия и. приведение размеров собственных оборотных средств предприятий в соответствие с этими нормативами.

Средние фактические остатки нормируемых оборотных средств определяются как частное от деления на 12 суммы, полученной от сложения половины остатка на начало года, половины остатка на конец года и остатков на 1-е число всех остальных месяцев отчетного года.

Размер оборотных средств находится в обратной зависимости от времени их оборота в днях. Предприятиям устанавливается задание по ускорению оборачиваемости оборотных средств, что обеспечивает их высвобождение из кругооборота.

Высвобождение или увеличение оборотных средств против, прошлого года определяется путем умножения количества дней ускорения или замедления оборачиваемости на сумму однодневной себестоимости товарной продукции в отчетном периоде.

Довольствующие и финансовые органы оказывают влияние, на ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятий: во-первых, путем усиления воздействия на сокращение сверхнормативных производственных запасов; во-вторых, путем сокращения затрат в незавершенном производстве; в-третьих, путем высвобождения оборотных средств из сферы обращения.

Сокращение сверхнормативных производственных запасов,достигается строгим соблюдением предприятиями схем и договоров-поставки материальных ресурсов, а также технически обоснованных норм их расхода.

Снижению затрат в незавершенном производстве в значительной мере способствует сокращение продолжительности производственного цикла в результате внедрения новой техники и технологии, широкого использования передового опыта рационализаторов производства.

Существенное влияние на снижение оборотных средств в запасах готовой продукции оказывают ритмичность выпуска и реализации продукции, повышение уровня механизации складского хозяйства и применение современного подъемно-транспортного оборудования, что способствует сокращению времени на отгрузку продукции.

Финансовый контроль за использованием оборотных средств со стороны довольствующих и финансовых органов направлен на обеспечение сохранности и правильности нормирования на предприятиях оборотных средств, выполнение ими заданий по ускорению оборачиваемости средств и реализацию установленным порядком излишних и ненужных материальных ценностей.

по информации www.c-sm.ru

Другие новости и статьи

« Получения жилья ожидают 60 тыс. военнослужащих Минобороны

Патриотическому воспитанию подбирают закон »

Запись создана: Понедельник, 27 Май 2013 в 15:15 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика