Экономические и правовые проблемы оперативного оборудования территории России в целях обороны
Как уже отмечалось, в последнее время глубокую озабоченность государства вызывает состояние военной безопасности России, основу которой составляет способность военной организации ..осуществлять силовое сдерживание агрессии и международного терроризма. Боевая готовность войск к решению военных задач в решающей мере зависит от морально-волевых качеств и боеспособности военнослужащих, деятельности по созданию, ремонту и содержанию вооружения и военной техники, состояния оперативного оборудования территории (ООТ) страны, финансирования военных потребностей, боевой слаженности частей, соединений и объединений и т.д.
Следует отметить, что в условиях постоянного дефицита средств, которые государство может выделить на оборонные нужды, уровень боевой готовности войск все больше становится зависимым от эффективности использования даже незначительных ресурсов. Это подтверждает возрастание роли военно-экономического обоснования решений в военной сфере, обеспечивающих рациональное расходование выделяемых ресурсов на достижение поставленных целей, в том числе и на совершенствование оперативного оборудования территории России.
Создание и совершенствование военной инфраструктуры достигается выполнением соответствующих мероприятий в рамках оперативного оборудования территории государства, путем создания и эксплуатации строительных конструкций, защитных устройств, специальных технических систем, обустройства войск в месгах их постоянной и временной дислокации, поддержания казарменно-жилищного и специального фондов в нормальном эксплуатационном состоянии, обеспечения безаварийного содержания объектов инженерного и коммунального назначения, инженерных сетей, коммуникаций военных городков, строительства и содержания жилья для военнослужащих и санаторных комплексов похожих на такой как Плаза санаторий официальная турфирма.
Сложность, объемность, межотраслевой характер и длительность мероприятий, осуществляемых в интересах оперативного оборудования территории России потребовали разработки специальной федеральной государственной программы ООТ (ФГП ООТ). Формирование этой программы, как и других целевых программ, выполняемых в государственных интересах, в соответствии с действующим в этой области законодательством требует решения многих проблем как законодательного, так и методологического плана (Багриновский, Хрусталев, 1996).
Анализ объемов бюджетных ассигнований на ООТ. В техническом отношении объекты военной инфраструктуры - это уникальные, сложнейшие объекты, строительство которых требует значительных капиталовложений. Строительство ведется, как правило, в отдаленных, малоосвоенных районах страны, сроки строительства сжаты до предела. В целях недопущения разрыва между потребностями в объектах военной инфраструктуры и их реальным наличием проектирование и строительство ведутся практически одновременно с разработкой и созданием оборонно-промышленным комплексом новых образцов вооружений и военной техники.
Оценивая ориентировочные объемы расходов, требуемых для реконструкции и капитального ремонта эксплуатируемых объектов и для строительства новых объектов, можно предположить, что силами Минобороны РФ это ООТ неосуществимо, поскольку затраты соизмеримы с годовым федеральным бюджетом. Но на самом деле это не так хотя бы потому, что Минобороны РФ ежегодно выделяется в бюджете несколько меньше средств, чем предусмотрено действующим законодательством. И даже если к этим затратам добавить 120 млрд руб., требуемых за период 5-7 лет на ремонт, консервацию и поддержание в готовности объектов инфраструктуры ВС РФ, которые не используются на постоянной основе в мирное время, то все равно расходы порядка 20 млрд руб. в год нельзя считать непосильными для федерального бюджета.
Иное дело, что такая примитивная стратегия использования инфраструктуры представляется не рациональной. Несмотря на высокую значимость, финансирование соответствующих мероприятий по ООТ пока далеко отстает от потребности. Затраты на развитие военной инфраструктуры включают расходы на капитальное строительство, капитальный и текущий ремонты. При этом капитальное строительство подразделяется на жилищное строительство, строительство объектов соцкульт-быта, специальное строительство.
Анализ показывает, что наибольший удельный вес в расходах на строительство составляют расходы на жилищное строительство. Их доля изменялась в диапазоне от 54,5% в 1995 г. до 49,58% в 2002 г. Средний показатель затрат на жилищное строительство за период 1995-2002 гг. составляет 49,86% от общего объема расходов на развитие военной инфраструктуры.
Что касается строительства и реконструкции специальных объектов, то потребности в них определяются на основе Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. В связи со значительными изменениями в составе военной инфраструктуры вследствие утраты многих объектов, оставшихся на территории стран СНГ, для восполнения недостающих звеньев военной ин-фрастуктуры приходится создавать новые объекты.
Кроме того, из-за недофинансирования мероприятий по содержанию оставшихся на территории России объектов многие из них не соответствуют современным требованиям, предъявляемым военной инфраструктуре, сначала нового тысячелетия расходы на специальное строительство и капитальный ремонт объектов военной инфраструктуры значительно возросли и сохраняют тенденцию роста.
Опыт задания и осуществления комплексных целевых программ. Количество комплексных целевых программ, которые выполнялись в РФ на федеральном уровне, велико. Они имели различный ранг, выражавшийся дополнительным прилагательным (президентская, федеральная, государственная), выполнялись либо в соответствии с законом, либо без него, задавались указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Часто программы выполнялись плохо, потому что отношение к ним было необязательным, как и к другим видам расходов федерального бюджета. Государственная Дума зачастую включала программы в бюджет, не будучи уверенной в его реальности и не ранжируя программы по приоритетам. Правительство РФ до 1999 г. после утверждения федерального бюджета демонстрировало свое негативное отношение к его исполнению. Президент РФ до таких “мелочей” не опускался.
Практика показала, что от “недофинансирования”, как и от других бед, не спасало ни магическое прилагательное в ее названии, ни ранг программы, ни уровень органа власти либо лица, ее утверждавшего. Следовательно, борьба за тот или иной титул или ранг программы не может быть главным в ее отстаивании. Например, опыт разработки, утверждения и последующего осуществления государственной программы вооружений (ГПВ) без опоры на специальный федеральный закон свидетельствует о том, что не в законе дело. Первая российская ГПВ, утвержденная Президентом РФ Б.Н. Ельциным, но не подкрепленная реальным финансированием, была провалена. Новая ГПВ при Президенте РФ В.В. Путине стала выполняться еще до ее формального утверждения, потому что после 1999 г. установилось нормальное финансирование.
Точно так же в условиях “недофинансирования” было все равно, как построено управление программой: через существующую структуру (орган) государственной власти, как это было с ГПВ, или через специально созданный директорат, например, как это было с президентской программой “Национальная технологическая база”. Иногда финансирование по некоторым программам уменьшалось до уровня, который едва покрывал расходы на содержание соответствующей управленческой структуры. И директораты не очень роптали, возможно опасаясь, что уровень финансирования снизится еще в большей степени. Вывод из этого аналогичен предыдущему: не статус органа управления важен, а полнота финансирования и качество управления. Хотя, конечно же, если создается целевой директорат, работники которого занимаются программой не по совместительству, не в оставшееся от других дел время, а именно ею, да к тому же еще эти работники компетентны и порядочны, то для программы это лучше.
Анализ действующей правовой базы. Необходимость оперативного оборудования территории РФ в целях обороны установлена Федеральным законом “Об обороне”, вторая статья которого “Организация обороны” одним из пунктов (пункт 10) включает ООТ. В Федеральном законе “Об обороне” установлены полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области обороны. В соответствии с этим документом Президент РФ утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов: План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны.
Согласно Федеральному закону “Об обороне” Правительство РФ организует разработку ФГП ООТ и проводит мероприятия по реализации этой программы.
В Федеральном законе “Об обороне” также определены функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны, которые заключаются в том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции участвуют в разработке ФГП ООТ и обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны.
Федеральным законом “Об обороне” определены и основные разработчики плановых документов ООТ. Так, в ст. 15 этого закона в числе основных функций Генерального штаба ВС РФ (ГШ ВС РФ) указывается, что ГШ ВС РФ разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и ФГП ООТ.
Этим же законом определено, что другие войска, воинские формирования и органы участвуют в разработке Плана применения ВС РФ, федеральных ГПВ, развития оборонного промышленного комплекса и ООТ, а также обеспечивают осуществление мероприятий и подготовку коммуникаций в целях ООТ.
Военная доктрина Российской Федерации устанавливает, что ООТ осуществляется для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание ВС РФ и других войск, ведение ими военных действий. Эта работа должна проводиться на основе федеральной государственной программы под руководством Правительства РФ.
Выполняя руководство ВО РФ, Правительство РФ организует оснащение ВС РФ и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство ООТ, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством. Не обойдены вниманием проблемы ООТ РФ в целях обороны и в последних документах, относящихся к обеспечению военной безопасности государства.
Так в “Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года” (далее “Основы”), утвержденных Президентом РФ 7 августа 2002 г., отмечается, что главная задача ВО РФ в мирное время - рациональное и сбалансированное развитие военного потенциала страны и поддержание его на уровне, обеспечивающем предотвращение, а в случае необходимости отражение вооруженной агрессии против РФ и ее союзников, а также суверенитет и территориальную целостность государства. При этом одной из основных задач является развитие военной инфраструктуры, оперативное оборудование территории РФ в целях обороны.
В военное время военная организация должна обеспечить живучесть объектов военной инфраструктуры на театрах военных действий (стратегических направлениях).
Как развитие силового компонента военной организации в РФ в данном документе особо подчеркивается актуальность обустройства новых участков государственной границы и совершенствование пограничной инфраструктуры.
При перечислении основных направлений военного строительства в РФ заявляется о том, что в ближайшие годы должны быть разработаны и приняты необходимые политические и экономические меры для обеспечения совместного использования объектов военной инфраструктуры на территории государств -участников Содружества Независимых Государств.
Непосредственные исполнители работ, входящих в ФГП ООТ, определены положениями “О Федеральной службе специального строительства Российской Федерации” и “Об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации.
В соответствии с первым из указанных документов одной из основных задач Спецстроя России является строительство объектов мобилизационного назначения федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны (специальных объектов). При этом в соответствии с федеральным законодательством Спецстрой России участвует (в части, касающейся Спецстроя России) в разработке Плана применения ВС РФ, Мобилизационного плана ВС РФ и Плана ООТ, а также федеральных государственных программ. Кроме того, Спецстрой России участвует в обеспечении мероприятий и подготовке коммуникаций в целях ООТ.
В соответствии со вторым из указанных документов воинские формирования при Спецстрое России предназначены для строительства объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, обустройства войск, жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, объектов мобилизационного назначения федеральных органов гоПеречень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, готовится одновременно с разработкой второго этапа формирования федерального бюджета уполномоченным органом исполнительной власти, который также согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Второй этап формирования федерального бюджета в соответствии со ст. 184 БК РФ заключается в распределении федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработке указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Ст. 192 БК РФ предусматривает, что Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами; проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год; проектами фрагментов государственной программы вооружения на очередной финансовый год (в рамках государственной программы вооружения, утверждаемых Президентом РФ на десятилетний период).
Порядок внесения федеральных целевых программ на рассмотрение Государственной Думы определен в ст. 197 БК РФ, в содержании которой сказано, что проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в проектах федеральных целевых программ, утвержденных в составе бюджетов в предшествующие финансовые годы, финансирование которых было открыто в годы, предшествующие очередному финансовому году, указываются:
Другие новости и статьи
« Патриотическому воспитанию подбирают закон
Нужны ли женщины в солдатском строю »
Запись создана: Вторник, 28 Май 2013 в 16:52 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика