29 Май 2013

Относительная самостоятельность и взаимная связь военной подготовки с учебно-воспитательным процессом в вузе

oboznik.ru - Относительная самостоятельность и взаимная связь военной подготовки с учебно-воспитательным процессом в вузе

При наличии военной подготовки в вузе студент в процессе обучения одновременно подготавливается по двум специальностям — гражданской, как специалист соответствующей отрасли народного хозяйства, и военной, как офицер запаса по установленной для данного вуза, факультета военно-учетной специальности.

Подготовка одной и той же личности к этим двум различным по существу видам деятельности представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, заключающий в себе ряд противоречий. Научно обоснованное разрешение этих противоречий педагогическими коллективами вузов и их военных кафедр является необходимым условием успешного решения обеих задач.

С одной стороны, вследствие различий в целях, содержании, формах и методах обучения по гражданской и военной специальностям военная подготовка в вузе выступает как относительно самостоятельный вид подготовки.

С другой стороны, военная подготовка является составной частью высшего образования, получаемого в гражданском вузе. Поэтому она соотносится с подготовкой по гражданской специальности как единый, взаимосвязанный и взаимодополняющий процесс по формированию в вузе всесторонне и гармонически развитой личности молодого специалиста, одинаково способного как активно участвовать в коммунистическом строительстве, так и в случае необходимости достойно и квалифицированно выполнить свой почетный долг по защите с оружием в руках завоеваний социализма.

Рассмотрим вначале вопрос об относительной самостоятельности военной подготовки. Задачами военной подготовки являются формирование морально-политических, профессионально-боевых (военно-профессиональных), физических и психологических качеств, необходимых советскому офицеру.

При этом если формирование морально-политических качеств в значительной степени обеспечивается всей системой коммунистического воспитания в вузе, то профессионально-боевые качества в основном формируются на военной кафедре. На первое место здесь выступает задача формирования военно-профессиональной направленности будущих офицеров. «Направленность— это сложное свойство личности, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. От направленности зависит, что и как делает человек, какова его генеральная линия в жизни, нравственная ценность и полезность обществу. В направленности выражается основное содержание человека, как общественного существа».

Военно-профессиональная направленность студента вуза характеризует его психологическую готовность к службе в Вооруженных Силах СССР и является внутренней основой, фундаментом для формирования других профессионально-боевых качеств, необходимых советскому офицеру для успешного выполнения своих обязанностей по получаемой в вузе военной специальности. Она проявляется в отношении к военной подготовке в вузе, к призыву в Вооруженные Силы, а после призыва — в отношении к службе, в качестве выполнения своих должностных обязанностей в войсках. Степень этих проявлений военно-профессиональной направленности является основным критерием эффективности учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах.

Формирование военно-профессиональной направленности у студентов осложняется тем, что молодой человек, сознательно выбравший для получения высшего образования данный вуз, факультет, руководствовался при этом определенной гражданской направленностью, соответствующей склонностям и в той или иной степени сформированной в школе, на производстве, в семье. Свою дальнейшую деятельность после окончания вуза он видит в сфере научной, конструкторской, инженерной, педагогической и другой деятельности по избранной им гражданской специальности.

Теоретически благодаря предшествующему военно-патриотическому воспитанию он понимает важность и необходимость службы в Вооруженных Силах, но цели и задачи военной подготовки зачастую рассматривает как нечто отдаленное, для себя второстепенное, проблематичное, а подчас и мешающее осуществлению непосредственных узколичностных целей, возможный же призыв в Вооруженные Силы — как определенное препятствие для своей научной и другой гражданской деятельности.

Не осознав органических связей военной подготовки с учебно-воспитательным процессом в вузе, студент видит как бы «второстепенность» военной подготовки в относительно малом {но числу учебных часов) удельном весе военной подготовки по сравнению с общенаучными и профилирующими дисциплинами в вузе. Поэтому формирование у студентов военно-профессиональной направленности выступает как относительно самостоятельная задача военной кафедры. Решение этой задачи вступает в определенное противоречие с задачей формирования профессиональной направленности подготавливаемого в вузе гражданского специалиста и требует от преподавателей военной кафедры глубоких психолого-педагогических знаний, учета рассмотренных в 1.2 социально-психологических характеристик личности студента, большого опыта, педагогического мастерства и педагогического такта.

Далее, относительная самостоятельность военной подготовки выражается в специфике общевоенных, военно-специальных и военно-технических дисциплин, составляющих сердцевину учебного процесса на военных кафедрах и обеспечивающих собственно военное образование подготавливаемых офицеров запаса. В этом смысле самостоятельность военной подготовки проявляется тем сильнее, чем в меньшей степени установленный для данного вуза, факультета профиль военной подготовки соответствует гражданской специализации этого вуза, факультета. Однако даже при достаточно тесной увязке гражданской и военной специальностей военная подготовка в вузе всегда выделяется и своей практической направленностью, обусловленной необходимостью формирования у офицеров запаса прочных практических умений и навыков.

Важное место в структуре деятельности офицера занимает военно-педагогический аспект — обучение и воспитание подчиненных. Поэтому на военных кафедрах большое значение придается методической подготовке, цель которой — вооружить офицеров необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Профессионально-боевые качества офицера включают в себя также дисциплинированность, командно-волевые качества, организаторские и творческие способности. Эти качества формируются на военной кафедре в процессе воинского воспитания студентов. Поэтому воспитательные функции педагогического коллектива военной кафедры выражены значительно четче и сильнее, чем на других кафедрах вуза.

Особую роль в вузе играет также психологическая подготовка на военной кафедре — формирование у будущих офицеров эмоционально-волевой устойчивости, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы, выдерживать суровые испытания войны. Формирование психологических качеств производится в процессе преодоления трудностей в ходе специальных тренировок на полевых и практических занятиях, особенно на учебных сборах в войсках. Но на фоне созданных в нашей стране весьма благоприятных условий учебы и жизни студентов (комфортабельность обучения, материальная обеспеченность студентов, забота об их здоровье, быте, культурном досуге и т. п.) преодоление трудностей военной подготовки не для всех студентов представляется достаточно мотивированной целью и не всегда правильно воспринимается ими.

Военная подготовка предъявляет также повышенные требования и к физическим качествам будущих офицеров— их всестороннему физическому развитию и прежде всего физической выносливости.

Особенность военной подготовки выражается и в необычных для вуза формах организации и проведения учебно-воспитательного процесса: твердом уставном порядке на военной кафедре, воинской дисциплине, требованиях к внешнему виду и форме одежды студентов, уставных взаимоотношениях, четкой организации и насыщенности военного дня, обязательной самоподготовке и т. п. Все эти обязательные атрибуты военной подготовки, способствующие формированию необходимых для офицера качеств личности, вступают в определенные противоречия с общей традиционно-демократичной атмосферой в вузе, отсутствием жесткой регламентации поведения студентов, -свободным формам общения и не столь строгой организацией учебно-воспитательного процесса на гражданских кафедрах. Это создаст для студентов определенные психологические трудности в обучении на военной кафедре в сравнении с другими кафедрами вуза.

Вследствие указанных выше особенностей военная подготовка и выступает в вузе как самостоятельная, отличная от других, дисциплина. Однако эта самостоятельность военной подготовки относительна, так как она базируется на получаемом в вузе высшем образовании молодого специалиста, которое формирует у него коммунистическое мировоззрение, коммунистическую нравственность, развивает его общую культуру, воспитанность, дает широкую научную и техническую эрудицию, прочные теоретические знания, приучает его к самостоятельной работе. Все эти качества являются фундаментом военной подготовки.

Поэтому вне вуза, без глубоких, взаимопроникающих связей с учебно-воспитательным процессом в нем решение задач военной подготовки только за отводимое на нее в вузе время было бы невозможно (в военно-учебных заведениях при присущей им организованности и напряженности учебного процесса на подготовку офицеров аналогичных категорий затрачивается во много раз большее время).

Именно в органическом синтезе высшего и военно-профессионального образования и заключается существо военной подготовки в вузе как наиболее рациональной и эффективной формы массовой подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в эпоху научно-технической революции. В чем же заключаются взаимные связи военной подготовки с учебно-воспитательным процессом в вузе? Прежде всего, это связь со всей системой коммунистического воспитания в вузе, которое является основой формирования у студентов важнейших для советского офицера морально-политических качеств. Решающая роль принадлежит здесь вузовским кафедрам социально-экономических дисциплин, обеспечивающим идейно-теоретическую подготовку студентов в духе марксизма-ленинизма и формирующих на этой основе их коммунистическую убежденность, непримиримость к классовым врагам, революционную бдительность, способность активно противостоять идеологическим диверсиям вражеской пропаганды, чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Прямое отношение к формированию у будущих офицеров военно-профессиональной направленности имеет изучение ими на кафедрах социально-экономических дисциплин марксистско-ленинского учения о войне и армии, ленинских положений о защите социалистического отечества, деятельности КПСС по укреплению обороноспособности СССР, исторической роли Советских Вооруженных Сил, борьбы КПСС и Советского правительства за предотвращение ракетно-ядерной войны.

Большой вклад в формирование у студентов коммунистической сознательности, коммунистического отношения к труду, общественной активности, в их военно-патриотическое воспитание вносят партийная и комсомольская организации вуза, организация ДОСААФ, с которыми военная кафедра должна работать в тесном контакте.

Важную роль для военной подготовки играет сложившаяся в вузах система общественно-политической практики и трудового воспитания студентов, в процессе которой формируются качества личности, необходимые как будущему гражданскому специалисту—руководителю производства, так и. офицеру запаса. Общественно-политическая практика включает в себя такие виды общественно-полезной деятельности, как проведение студентами лекций, докладов, разработка рефератов по общественно-политической и научной тематике, руководство кружками и семинарами, организация и проведение политико-массовой работы во время агитпоходов по местам боевой и трудовой славы, шефскую работу, обучение на факультетах общественных профессий, в школах молодого лектора, участие в Ленинских зачетах и т. п. Общественно-политическая практика способствует формированию у студентов стойких марксистско-ленинских убеждений, высокой политической ответственности, учит студентов правильно оценивать и разъяснять внешнюю и внутреннюю политику КПСС и Советского государства. При надлежащей организации общественно-политической практики студенты из объекта воспитания превращаются в субъект воспитания. При этом у них развиваются качества воспитателя, инициатива, творческие способности, формируются потребность и навыки организаторской и пропагандистской деятельности. Весьма эффективным для формирования у студентов качеств будущего офицера является их участие в студенческих строительных отрядах. Условия работы в этих отрядах — физические и психологические нагрузки, бытовые трудности, необходимость практического освоения в короткие сроки новых профессий, принцип единоначалия, четкое распределение обязанностей, непосредственная зависимость результатов работы коллектива от работы каждого и общая направленность на достижение поставленных перед отрядом целей — приближаются к условиям военной службы.

Поэтому в строительных отрядах воспитываются такие нравственные и психологические качества, как коллективизм, взаимопомощь, чувство товарищества, трудолюбие, целеустремленность, умение подчинить свои личные интересы общим, способность преодолевать трудности, эмоционально-волевая устойчивость.

Студенты, прошедшие школу строительных отрядов, более глубоко, на своем опыте осознают значение четкой организации и дисциплины и отличаются особенно положительным отношением к военной подготовке, готовностью к воинской службе.

Еще в большей степени формируются необходимые офицеру качества личности у студентов, исполняющих в строительных отрядах должности командиров, комиссаров, бригадиров. Эти студенты, как правило, выделяются своими организаторскими способностями, волевыми качествами, инициативой, способностью принимать самостоятельные решения, творческим подходом и ответственным отношением к делу и наряду со студентами, уже прошедшими службу в Советской Армии, составляют «золотой фонд» военной подготовки.

Весьма существенна роль вуза в формировании у студентов и военно-профессиональной компетентности, т. е. собственно военного образования, получении ими знаний, умений и навыков, необходимых для успешного исполнения должностных обязанностей по получаемой ими военно-учетной специальности.

Как уже отмечалось, изучение современных сложных образцов вооружения и боевой техники на военных кафедрах требует широкой научной и технической эрудиции, глубоких общенаучных и технических знаний. Только на этой базе возможно усвоение студентами основ построения, принципов работы вооружения и боевой техники, формирование умений и навыков по их боевому использованию. Но в условиях ограниченного лимита отводимых на военную подготовку учебных часов необходимая общенаучная и техническая подготовка студентов может быть обеспечена в основном только гражданскими кафедрами вуза. Поэтому общие и специальные дисциплины военной подготовки, составляющие основное содержание учебного процесса на военных кафедрах, должны базироваться на подготовке, проводимой общенаучными, профилирующими и техническими кафедрами вуза. В этом смысле решающее значение для военной подготовки имеет набор и объем учебных дисциплин по гражданской специальности, изучаемых на факультете, — чем ближе соответствует набор этих дисциплин профилю военной подготовки, тем успешнее могут быть решены ее задачи, тем больше возможностей у преподавателей военной кафедры создается для совершенствования полевой и практической выучки будущих офицеров, для проведения воспитательной работы по формированию необходимых им качеств личности. И наоборот, чем меньше это соответствие, тем больше учебного времени приходится затрачивать на военной кафедре на общетеоретическую доподготовку студентов и, следовательно, тем меньше возможностей остается на решение остальных задач.

Эти обстоятельства учитываются при определении профиля военной подготовки для данного вуза, факультета и требуют взаимного согласования и увязки учебных программ по гражданской и военной специальностям. Следовательно, в содержании указанных учебных программ уже заложены взаимосвязи основных дисциплин военной подготовки с дисциплинами, преподаваемыми на гражданских кафедрах вуза и составляющими ее базу.

Однако для реализации этих взаимосвязей в учебно-воспитательном процессе необходимо обеспечить определенную взаимную последовательность прохождения гражданских и военных дисциплин по курсам и семестрам: изучение базовых гражданских дисциплин, их разделов и тем должно обязательно опережать изучение основанных на них вопросов военной подготовки. Это приводит к необходимости тщательного согласования учебных планов и планов-графиков прохождения соответствующих дисциплин. Для достижения такого согласования на военных кафедрах разрабатываются структурно-логические схемы учебного процесса, наглядно выражающие его внутреннюю логику и увязку взаимодействующих дисциплин, их разделов и тем как по содержанию, так и по времени их прохождения.

Раскрытие логики учебного процесса, позволяя оптимизировать взаимные связи гражданских и военных дисциплин, тем самым создает условия для реализации на военных кафедрах таких основополагающих принципов обучения, как научность обучения, сознательность усвоения учебного материала, систематичность и последовательность, доступность обучения.

В процессе разработки и последующего совершенствования структурно-логических схем проводится необходимое взаимное корректирование учебных и тематических планов факультета и военной кафедры в интересах оптимизации учебного процесса как на факультете, так и на военной кафедре и наиболее рационального использования бюджета времени, отводимого на военную подготовку. Эта работа должна вестись систематически и учитывать эволюцию учебных программ по гражданской и военной специальностям. Для оперативного совершенствования взаимосвязей между гражданской и военной подготовкой большое значение имеет практикуемое в вузах включение начальников военных кафедр в Ученые советы вузов, а начальников профилирующих циклов военной подготовки—в Ученые советы факультетов. Как подсказывает опыт, условием полного согласования учебного материала гражданских и военных дисциплин на урвне каждой темы и каждого занятия, безусловно, являются знание преподавателями военных кафедр конкретного содержания теоретических курсов и практикумов соответствующих общенаучных и технических кафедр вуза, их методологии, взаимосвязей, своевременное введение в эти курсы изменений, обусловленных развитием науки и техники или изменениями учебных программ.

Связь военной подготовки с педагогическим процессом на факультетах вуза носит двусторонний характер в том смысле, что и военная подготовка, в свою очередь, оказывает большое положительное влияние на эффективность всей работы вуза по обучению и воспитанию высококвалифицированных специалистов народного хозяйства. В частности поэтому руководство вузов и факультетов, как правило, весьма заинтересовано в наличии военной подготовки.

Военная подготовка прежде всего благотворно сказывается на всей внутривузовской атмосфере, на создании «микроклимата» вуза. Студенты, проходящие военную подготовку, отличаются своей внешней подтянутостью, внутренней собранностью, дисциплинированностью, в большей мере приучены к четкой организации своей работы, регулярному посещению занятий, систематической работе над учебным материалом, преодолению трудностей. Они выделяются также своей политической эрудицией, общественной активностью, патриотическим настроем. Все эти качества, воспитываемые педагогическими коллективами военных кафедр, необходимы не только будущим офицерам, но и молодым специалистам любой отрасли народного хозяйства. В процессе совместной учебы и других видов повседневного общения в академических группах, на кафедрах вуза и т. п. эти качества в значительной мере передаются и студентам, не привлекаемым к военной подготовке, вызывают у них естественное для молодежи желание подражать «военным» студентам.

Наличие в вузе коллектива опытных организаторов и воспитателей, офицеров военной кафедры, облегчает руководству вуза, его партийной и комсомольской организациям решение многих важных задач по коммунистическому, и прежде всего военно-патриотическому, воспитанию всех студентов вуза. К организации и проведению таких мероприятий в масштабе вуза, факультета, курса, как праздничные демонстрации, коммунистические субботники, митинги, встречи с ветеранами войны и труда, походы по местам боевой и трудовой славы, военно-спортивные соревнования, дни донора и т. п., часто привлекаются преподаватели военной кафедры. При этом они проявляют в решении поставленных задач присущую советским офицерам энергию, настойчивость, требовательность, исполнительность, чувство долга и ответственное отношение к порученному делу. Эта деятельность офицеров военной кафедры проходит «на виду» у всего коллектива вуза и потому также оказывает положительное влияние на весь стиль работы в вузе.

Начальники военных кафедр, их заместители, начальники циклов зачастую избираются в состав партийных комитетов вуза, факультета. Это, с одной стороны, позволяет оперативно и эффективно увязывать работу коммунистов военной кафедры и партийной организации вуза в интересах учебно-воспитательного процесса как на военной кафедре, так и в вузе в целом, а с другой — является выражением признания роли военных кафедр в деле воспитания студенческой молодежи.

Важно отметить и другие, учебно-методические аспекты значения военных кафедр для вузов, связанные с некоторыми особенностями военной подготовки. (Подробно эти особенности рассматриваются в II.2.) Действительно, во-первых, решение ответственных задач подготовки высококвалифицированных офицеров запаса в условиях научно-технической революции (совершенствование вооружения и боевой техники, возрастающая степень автоматизации в военном деле и т. п.) при ограниченном и практически неизменном лимите учебных часов требует оптимизации учебного процесса, повышения наглядности (в широком смысле) обучения, активизации учебной работы студентов, эффективного управления их познавательной деятельностью.

Поэтому на военных кафедрах проводятся педагогические исследования и эксперименты, внедряются такие прогрессивные методы обучения, как, например, поэтапное формирование знаний, умений и навыков, программированное и проблемное обучение, игровые методики, ведутся работы по использованию АСУ в учебном процессе, широко применяются аудиовизуальные, контролирующие и другие технические средства обучения. Во всех этих вопросах военные кафедры нередко опережают остальные кафедры вуза и оказывают на них соответствующее влияние.

Во-вторых, решение задачи привития будущим офицерам прочных практических умений, навыков требует наличия на военных кафедрах в достаточном количестве образцов вооружения и боевой техники, действующих тренажеров, макетов, стендов, используемых в войсках приборов и установок, контрольно-измерительной аппаратуры и т. д. Все это в совокупности с указанными выше техническими средствами обучения приводит к тому, что военные кафедры имеют современную и зачастую примерную для других кафедр вуза учебную материально-техническую базу.

В-третьих, для военных кафедр, ведущих подготовку офицеров запаса по инженерно-техническим профилям, характерны (насыщенность учебного процесса практическими занятиями по эксплуатации вооружения и боевой техники, проверке ее функционирования, устранению неисправностей. При достаточно тесной увязке профиля военной подготовки с профилем технического вуза (факультета) это позволяет выступать военной подготовке в качестве эффективного практикума — на самой современной научно-технической основе — для профилирующих кафедр этого вуза (факультета).

Все это вызывает дополнительную заинтересованность в военной подготовке как педагогических коллективов гражданских кафедр вуза, так и самих студентов.

Другие новости и статьи

« Хрущёв: убийца Сталина и СССР

Предмет и задачи курса «Финансовое хозяйство воинской части» »

Запись создана: Среда, 29 Май 2013 в 15:50 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика