16 Сентябрь 2020

Руководство самовоспитанием студентов

oboznik.ru - Руководство самовоспитанием студентов
#вуз#самовоспитание#студент

Формирование и развитие личности определяется не только воспитанием, но и самовоспитанием. Эти два процесса имеют глубокую взаимообусловленную связь и решают единую задачу. Их разница заключается в том, что если воспитание означает воздействие на личность со стороны других людей, то самовоспитание исходит от самой личности. По своей сущности самовоспитание — сознательная и целеустремленная самоорганизация жизни, быта, поступков, поведения и взаимоотношений с другими людьми в интересах формирования у себя высоких морально-политических, нравственных, эстетических, физических ‘Качеств, твердой воли и характера.

Самовоспитание начинается несколько позднее, чем воспитание. Если воспитание начинается с момента рождения человека, то самовоспитание — с момента созревания его сознания. Эта граница чрезвычайно подвижна и различна для разных людей. Практика показывает, что сознание личности начинает формироваться с момента произнесения первого осознанного слова. Довольно высокого уровня развития оно приобретает в школе. Школьники приобретают навыки .самовоспитания, и учителя нацеливают их на реализацию этих способностей. Они призваны организовать их самовоспитание. Однако педагогика считает, что своей зрелости личность достигает с приобретением способности самостоятельно выбрать жизненный путь. Следовательно осознанное самовоспитание начинается в возрасте 17— 18 лет. Поступление в высшее учебное заведение означает, что юноша или девушка свой жизненный путь избрали и тем самым переступили рубеж начала осознанного самовоспитания.

Важное значение в самовоспитании имеет выбор цели, определение основных задач, которые необходимо решить. Для этого юноша или девушка создают для себя образ идеального человека и стремятся сформировать его качества. Нередко идеалом становятся конкретные люди, показавшие на деле высокие качества. Идеалами юношей и девушек часто становятся образы выдающихся революционеров, Героев Советского Союза, военачальников, государственных и партийных деятелей. Зачастую идеалом становятся люди, встретившиеся на жизненом пути молодого человека и ставшие для него непререкаемым авторитетом. Такими людьми для студента могут стать и преподаватели вуза, в частности, преподаватели военной кафедры.

Целенаправленное самовоспитание по существу представляет собой сложную борьбу человека с самим собой и требует эффективных приемов и методов. Одним из ведущих ‘методов самовоспитания является самообразование. Самостоятельное изучение общественных, гуманитарных, естественных и технических наук эффективно способствует формированию личности гражданина и специалиста. Особо важное значение при этом имеет самостоятельное изучение марксистско-ленинской науки. Марксистско-ленинское мировоззрение, глубокая коммунистическая убежденность дают возможность сформировать правильную жизненную позицию, выбрать достойные идеалы. Значение самообразования переоценить невозможно. Его нельзя заменить никакими уроками, так как всякий урок предполагает последующую работу обучающегося над собой. Тем большее значение самообразование приобретает в современных условиях, когда обновление знаний происходит за 5—7 лет. Современный специалист должен иметь способность приобретать самостоятельно новые знания.

Важную роль в самовоспитании играет так же самоубеждение. Оно представляет собой как бы дискуссию студента с самим собой. Убедить себя — значит осознать правильность теории или идеи, правильность или ошибочность своего поступка, отношения к .поступкам и поведению других. В процессе глубоких размышлений над ценностью новых знаний, над собственным поведением и поведением других людей человек последовательно выдвигает доводы «за» и «против», сопоставляет их, продумывает доказательства и приходит к определенным выводам. Глубокое осмысливание теоретических положений, фактов, событий и поступков помогает отбросить определенные взгляды и понятия и на-основе сделанных выводов сформулировать собственное убеждение, Самоубеждение требует сильной, положительно направленной воли человека, и вместе с тем его применение способствует дальнейшему ее укреплению.

Одновременно с самоубеждением может применяться и самовнушение. По своей психологической сущности они принципиально отличаются друг от друга: если в процессе самоубеждения истина устанавливается путем логических доказательств и опровержений, то в ходе самовнушения взятая истина воспринимается без собственной оценки. По своей сущности самовнушение представляет собой воздействие студента ‘на себя словом без критического отношения к нему. Чаще всего это применяется в поведенческой области. Так, например, какое-то событие выбило студента из колеи, и он хочет привести себя в нормальное состояние. Для этого он составляет словесный текст из 4—5 фраз и несколько раз повторяет их про себя: «Я совершенно спокоен. Мне хорошо. Я хорошо владею собой». Произнося фразы, он должен концентрировать свое внимание на предмете внушения. При этом он должен действительно хотеть достичь желаемого результата.

Самовнушение применяется для восстановления нормальной деятельности после пережитого стресса, для исправления отрицательных черт характера, улучшения памяти, преодоления неуверенности в своих силах и во всех других случаях, когда нужно мобилизовать волю для преодоления трудностей.

Большую роль в самовоспитании играет самоупражнение. Суть самоупражнения заключается в многократном повторении действий в интересах приобретения положительных привычек и укрепления воли. Так, например, для выработки пунктуальности, аккуратности студент может разработать для себя напряженный распорядок дня и повседневно строго соблюдать его. Для укрепления воли необходимо ставить себя в заведомо неблагоприятные, сложные условия и стремиться выйти из них, полностью выполнив поставленную задачу. В этих же целях нужно смело встречать трудности и преодолевать их. Так, .при наступлении усталости и желании отдохнуть, студент, заставляя себя работать, совершает волевое усилие и тем самым укрепляет свою волю. Если это будет происходить систематически и многократно, то студент сформирует у себя сильную волю. В связи с загруженностью учебной работой студенту часто приходится выбирать между удовольствиями и учебой. Постоянный выбор в пользу учебы также закрепляет волю.

Сильными методами самовоспитания являются самопринуждение и самонаказание. Самопринуждение тесно связано с самоупражнением. Оно применяется во всех случаях, когда не хочется делать нужное дело. Так, например, студенту нужно встать рано, и он завел будильник. Будильник прозвенел, а вставать не хочется. Он должен найти силы и заставить себя встать.

За свои личные промахи студент может назначать себе самонаказание. Оно может быть в виде отказа пойти в кино, на танцы, на рыбалку, на встречу с девушкой и т. д. Самонаказание действует воспитывающе, если оно применяется неуклонно, без каких-либо скидок.

Самовоспитание исходит от самой личности и регу-. лируется самой личностью. Однако оно будет более целеустремленным, если будет направляться воспитателями. Молодой человек, не имея достаточного жизненного опыта, не всегда способен дать исчерпывающую оценку самому себе. Значение одних своих качеств он может гипертрофировать, значение других — уменьшать. Отсюда может допускать неправильный выбор направления самовоспитания. Управлять самовоспитанием студентов — это значит, во-первых, сформировать у них способность к объективной самооценке. Делать это следует тактично, бережно, необидно. Вместе с тем не нужно уходить от острой постановки вопросов, дающей возможность указать студенту на его недостатки. Во-вторых, управлять самовоспитанием — значит вооружить студентов научной методикой, показать им приемы, пути и средства самовоспитания. В-третьих, необходимо помочь студентам избрать свой идеал и подтолкнуть их к активной деятельности для того, чтобы быть похожим на него. В-четвертых, надо постоянно наблюдать за процессом самовоспитания студентов, одобрять достигнутые успехи, осуждать бездеятельность, помогать выправлять имеющиеся недостатки.

Воспитание студентов на военной кафедре, так же как и «а других кафедрах вуза, является сложным и трудным делом. Оно требует максимальной организованности, высокого методического мастерства преподавателей, их постоянной целеустремленности в решении воспитательных задач.

Другие новости и статьи

« Общее в подготовке офицеров запаса

Миф и правда о Катыни »

Запись создана: Среда, 16 Сентябрь 2020 в 0:11 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика