Особенности подготовки офицеров инженерно-технического профиля
Научно-технический прогресс в военном деле привел к оснащению наших Вооруженных Сил новейшими средствами вооруженной борьбы. На смену многим видам индивидуального оружия пришло сложное оружие коллективного пользования: межконтинентальные и оперативно-тактические ракеты, атомные подводные лодки, радиолокационные системы обнаружения целей и наведения ракет, авиационные комплексы перехвата воздушных целей, мощная бронетанковая техника и спецтехника spectehnika54.ru. Стали широко -внедряться автоматизированные системы управления на базе специализированных и универсальных электронных вычислительных машин. Но боевую мощь техники и вооружения в реальную силу превращают люди, овладевшие средствами вооруженной борьбы. Рост технической оснащенности войск, усложнение военной техники и оружия привели к увеличению количества технических специальностей инженерно-технического состава. Неуклонно возрастает роль инженерно-технического состава в обеспечении боевой готовности войск, в обучении и воспитании личного состава подразделений и частей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость подготовки большого числа офицеров запаса инженерно-технических профилей и на военных кафедрах вузов.
Особенностью подготовки этой категории офицероз запаса является требование их перспективной, опережающей подготовки, раскрытое выше и обусловленное непрерывным совершенствованием вооружения и боевой техники. Поэтому офицеры запаса инженерно-технических профилей должны обладать глубокими теоретическими знаниями принципов построения соответствующих образцов вооружения и техники, перспектив их развития и боевого применения, физических основ элементной базы аппаратуры, сущности физических явлений и процессов, протекающих при ее работе.
Только при наличии таких знаний военный инженер сможет быстро освоить и сознательно эксплуатировать новые образцы вооружения и боевой техники, с которыми ему придется встретиться в войсках.
Научную основу конструктивного решения и принципов работы многих систем различных видов техники и вооружения, способов их обслуживания и боевого применения составляют определенные закономерности, раскрытые физикой, механикой, термодинамикой, радио- и электротехникой и другими науками. По этой причине инженерно-технические специалисты должны иметь хорошую подготовку по целому ряду естественных и точных наук, способствующих овладеванию глубокими фундаментальными знаниями построения вооружения и техники. Это достигается, с одной стороны, привлечением к военному обучению студентов тех факультетов вуза, где преподаются технические дисциплины, на базе которых облегчается понимание физических основ действия вооружения и техники, а с другой стороны, тщательным учетом при планировании учебного процесса на военной кафедре содержания и последовательности изучения этих дисциплин на факультете. Последнее требует тесной координации учебных планов военной кафедры и факультетов вуза, при которой специальная подготовка студентов на военной кафедре опиралась бы на ряд уже освоенных вузовских дисциплин. В свою очередь, это достигается составлением структурно-логических схем обучения студентов, в которых отражается взаимосвязь предметов и дисциплин военной подготовки со специальными дисциплинами факультета по содержанию и срокам обучения. Обычно специальную и техническую подготовку студентов в объеме первичных офицерских должностей проводят на старших курсах на базе уже полученных на факультете научно-технических знаний. В начале военного обучения осуществляется их общевоенная и общая специальная подготовка в роли младших специалистов (отдельных номеров расчетов и должностных лиц подразделений).
В целях обеспечения последовательного повышения знаний и практических навыков студентов по воеяно-техничеоким специальностям на многих военных кафедрах предусматриваются определенные этапы обучения.
На первом году военного обучения осуществляются формирование и совершенствование общевоенных знании и навыков в объеме одиночной подготовки, изучение основ построения вооружения и военной техники в объеме функциональных схем.
На втором году военного обучения формируются и совершенствуются военно-технические и военно-специальные знания и навыки офицера-специалиста рода войск, изучается взаимодействие систем по принципиальным схемам, исследуются физические процессы в элементах и узлах аппаратуры, изучаются организация и способы боевого применения вооружения и боевой техники установленной специальности в объеме отдельных взводов, отделений, расчетов.
На третьем году военного обучения осуществляется дальнейшее совершенствование военно-технических и военно-специальных знаний и практических навыков в полном объеме по установленному должностному предназначению офицера запаса и его военно-учетной специальности, изучаются тактика и способы боевых действий роты, батареи, дивизиона рода войск.
Большое значение для инженерно-технической подготовки офицеров запаса имеют учебные сборы в войсках, где совершенствуются практические навыки в работе на технике и боевом применении вооружения в реальных войсковых условиях, в совместных коллективных действиях.
Особое место в конечном результате подготовки инженерно-технических специалистов на военной кафедре играет подготовка из числа студентов классных специалистов.. Классная квалификация студентов — это показатель их технической подготовленности, уровня специальных знаний, умения поддерживать высокую боевую готовность и применять вооружение в бою. Подготовка и прием квалификационных испытаний студентов в войсках — важный учебный и воспитательный аспект их подготовки. Как правило, результаты сдачи квалификационных экзаменов объявляются всему личному составу сборов, освещаются в боевых листках и стенных газетах. В торжественной обстановке вручаются студентам нагрудные знаки и удостоверения классных специалистов. Это усиливает воспитательное значение приобретения практических навыков в войсках, повышает у студентов чувство ответственности за освоение военной техники, способствует развитию чувства любви и гордости к своей военной специальности.
Большое значение в подготовке офицеров инженерно-технических профилей играют методическая подготовка преподавателей военных кафедр, их собственные знания и практические навыки. У опытных методистов изучаемый теоретический материал тесно связан с потребностями практики, все вопросы теоретической подготовки студентов подчинены целям и задачам формирования навыков и умений, развитию творческих способностей технического мышления, активизации самостоятельной деятельности. Целенаправленность технической подготовки студентов достигается благодаря разработке моделей специалистов, соответствующих требованиям войск, с учетом перспектив развития вооружения и техники. В этой связи на военных кафедрах совместно с управлениями и отделами боевой подготовки военных округов разрабатываются требования по военно-технической и военно-специальной подготовке студентов, которые регламентируют необходимый уровень их знаний и умений. Для многих инженерно-технических профилей эти требования содержат следующие основные компоненты.
В результате военной подготовки по техническим специальностям студенты должны
а) знать:
тактико-технические характеристики и боевые возможности изучаемого вооружения, основы его построения и перспективы развития, функциональные и принципиальные схемы основных систем, физическую сущность процессов и явлений, происходящих в элементах и узлах аппаратуры, взаимодействие систем вооружения; основы эксплуатации, порядок технического обслуживания, проведения регламентных и профилактических работ, методику отыскания и устранения неисправностей, содержание параметров, определяющих боевую готовность вооружения и техники и методы их проверка, порядок использования контрольно-измерительной аппаратуры и приборов; порядок подготовки вооружения и техники к боевому использованию, функциональные обязанности должностных лиц при боевой работе, боевую работу в составе расчетов, дежурных смен, подразделений; особенности боевого использования вооружения и техники при применении противником оружия массового поражения, средств радиоэлектронного противодействия в сложных метеорологических условиях, в горных, пустынных или арктических районах боевых действий; организацию и методику проведения занятий с личным составом по технической и специальной подготовке, порядок использования имитационных и тренажных средств при подготовке расчетов, способы контроля эффективности тренировок; огранизацию хранения вооружения и техники, порядок материально-техничеокого обеспечения;
б) уметь:
готовить вооружение и технику к боевому использованию, выполнять функциональные обязанности по должностному предназначению при боевой работе, а также выполнять обязанности номеров расчетов своих взводов (отделений) в различных условиях обстановки; организовывать и осуществлять грамотную эксплуатацию штатного вооружения, оценивать его боевую готовность, проводить техническое обслуживание, регламентные работы, настройку и регулировку, отыскивать и устранять неисправности; организовывать хранение техники и вооружения, принимать меры по своевременному материально-техниче-окому обеспечению, вести учетную документацию; выполнять лично и контролировать выполнение личным составом правил техники безопасности; проводить занятия с подчиненными по технической и специальной подготовке с применением технических средств обучения, тренажной и имитационной аппаратуры.
В ходе военной подготовки перечисленные требования, относящиеся к формированию у студентов профессионально-технических качеств, должны быть тесно увязаны с воспитательными задачами по формированию у них высоких морально-политических, психологических, организационных .качеств, физической подготовленности. Безусловно, в зависимости от целевого предназначения выпускников военных кафедр ряд вышеперечисленных требований может быть изменен или дополнен. Например, при подготовке инженеров-математиков, программистов и алгоритмистов для работы на командных пунктах, оснащенных автоматизированными системами управления на базе ЭВМ, более глубоко должны быть изучены вопросы оперативно-тактического искусства, вопросы управления войсками одного или нескольких родов войск. Выпускники этих специальностей должны знать порядок сбора и обработки информации о противнике, своих войсках, условиях местности, уметь уяснять замыслы боевых операций, сущность принятия решений, взаимодействия различных видов оружия и т. д. В ходе подготовки по этим специальностям преподаватели должны всемерно развивать у обучаемых аналитическое мышление, быстроту реакции на изменение обстановки, четкость и высокую исполнительность.
Ряд военно-технических специальностей, связанных с выполнением функциональных обязанностей в сложных физиологических условиях (длительное нахождение в однообразной позе, ограниченность перемещения, монотонность операций, недостаточная освещенность, шумы, вибрация и т. п., требуют не только проведения дополнительных психофизических мероприятий при обучении студентов, но и также вызывают необходимость профессионального психологического отбора студентов на предназначаемые должности.
Как правило, дополнительная специализация студентов определенного профиля подготовки осуществляется с учетом их личностных особенностей до учебных сборов в войсках. Это позволяет усилить практическую направленность их подготовки на определенных системах или образцах техники, что может быть отражено в выпускных аттестациях студентов.
Инженерно-техническая подготовка студентов — сложный и многогранный процесс. Он требует от преподавателей военных кафедр непрерывного совершенствования учебного процесса, творческого подхода, использования новейших достижений и рекомендаций советской военной педагогики.
Другие новости и статьи
« Революция 1917 года в воспоминаниях российских и французских современников
Патриот на протяжении разных эпох »
Запись создана: Среда, 17 Октябрь 2018 в 14:48 и находится в рубриках Новости.
метки: образование, офицер, вуз, студент
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика