25 Сентябрь 2018

Пути формирования педагогического мастерства преподавателя

oboznik.ru - Пути формирования педагогического мастерства преподавателя

  На военные кафедры, как правило, назначаются офицеры из войск, не занимавшиеся ранее профессиональной педагогической деятельностью. Попав в новые условия, они испытывают серьезные, порой непредвиденные и неожиданные для них трудности. Эти трудности обусловливаются главным образом их недостаточной психолого-педагогической подготовкой, высокими требованиями, которые предъявляются к преподавателям военной кафедры в связи со сложностью и ответственностью задач военной подготовки, и особыми условиями работы военного преподавателя в гражданском вузе, сложностью освоения учебно-материавльной базы, где есть вооружение, спецтехника и даже такие объекты как опоры ост 36 146 88. Начинающие преподаватели зачастую проводят занятия на низком методическом уровне, не умеют выделить главное в учебном материале и учитывать фактор времени, чувствуют себя скованно и неуверенно перед студенческой аудиторией и не могут установить контакт -с ней, опасаются активности студентов, их вопросов.

Педагогическая техника таких преподавателей, в перзую очередь речь, бедна и однообразна, они привязаны к конспекту, волнуются и теряются в различных педагогических ситуациях, в частности при посещении их занятий другими офицерами, особенно начальниками.

Слабым местом начинающих преподавателей является недооценка воспитательных задач военной подготовки и неумение их решать. В работе молодых преподавателей наблюдаются два уклона — механическое перенесение войсковой практики в условия вуза или же, наоборот, отрыв от требований войск. В первом случае преподаватель проявляет упрощенчество, прямолинейность и формализм в работе, не может вызвать положительное эмоциональное отношение к военной подготовке и своим воспитательным воздействиям, овладеть аудиторией, использовать интеллектуальные качества студентов для активизации их творческой познавательной активности. Во втором случае игнорируются специфические требования военной подготовки, прежде всего задачи воинского воспитания.

Однако все эти трудности являются трудностями роста и преодолимы при наличии у молодого преподавателя призвания к педагогической деятельности, стремления к самосовершенствованию, его готовности к затрате своих сил и времени для овладения педагогическим мастерством. В этом ему помогут командование и партийная организация кафедры, для которых работа с молодыми преподавателями является одной из важных забот, педагогические коллективы кафедры, цикла, всегда заинтересованные в скорейшем становлении молодого преподавателя как полноценного своего члена.

На наш взгляд, в процессе становления молодого преподавателя на военной кафедре можно выделить три этапа.

Первый этап, наиболее трудный и ответственный для начинающего преподавателя, охватывает обычно первый учебный год (иногда до двух лет) его работы. За этот период преподаватель осваивается с новыми условиями, постигает структуру учебно-воспитательного процесса на военной кафедре, задачи, содержание и взаимосвязь всех его звеньев, получает основные навыки и умения в педагогической деятельности, привыкает к студенческой аудитории. Основной практической задачей, поглощающей почти все его силы, является подготовка и проведение очередных занятий. В этот период преподаватель особенно нуждается в чутком товарищеском подходе, поддержке, ободрении и помощи. Проявление к нему чрезмерной требовательности, инспекционные посещения его занятий и критика его многочисленных недостатков способны лишь с самого начала «отбить у него вкус» к педагогической деятельности, привести к потере им уверенности в себе, в своей способности овладеть педагогическим мастерством. Вместо этого целесообразно прикрепить к начинающему преподавателю одного-двух опытных коллег, которые должны оказывать ему постоянную помощь в подготовке к занятиям, их материальном обеспечении, составлении индивидуального плана (конспекта) проведения занятия. Желательно так составить расписание занятий, чтобы начинающий преподаватель за два-три дня до каждого своего занятия мог бы посетить аналогичное занятие по крайней мере одного из опытных преподавателей. Это даст ему возможность перенимать методику опытных преподавателей, подражать им, что на начальном этапе его становления принесет только пользу. С другой стороны, прикрепленные преподаватели (или один из них) должны иметь возможность присутствовать на занятиях начинающего преподавателя так часто, как они сочтут нужным.

После этих посещений они конфиденциально, без огласки могут высказывать свое мнение начинающему преподавателю о проведенных им занятиях. Делается это в форме доброжелательных, товарищеских советов по основным аспектам занятия, не останавливаясь пока на деталях, мелких погрешностях, воздерживаясь от подробного менторского разбора занятия. Особенно важно при этом не допускать преждевременных выводов и обязательно отмечать положительные, пусть еще только намечающиеся стороны в работе начинающего преподавателя. Нужно проявлять осмотрительность в использовании на его занятиях технических средств обучения, так как начинающего преподавателя это может отвлечь от решения основных педагогических задач. По мере возможности следует также освобождать начинающего преподавателя от дополнительных поручений и видов работ, не привлекать его к активной методической и научной работе (однако его присутствие на методических мероприятиях, совещаниях и обсуждениях, связанных с обменом опыта преподавателей, чрезвычайно для него полезно).

Второй этап охватывает примерно 3—5 лет последующей работы преподавателя. В течение этого времени преподаватель приобретает и накапливает педагогические знания, умения и навыки, развивает свои педагогические способности. По мере овладения им педагогической техникой в его работе проявляется уверенность, легкость и естественность при проведении любых видов занятий. Происходит накопление и осмысливание преподавателем своего педагогического опыта. Стремле–ние подражать другим, более опытным преподавателям постепенно уступает место своему, опосредованному своими индивидуальными качествами почерку педагогической деятельности. Она приобретает все более индивидуальный характер, в ней все рельефнее выступают особенности преподавателя, характерные для него педагогические приемы. Здесь начинает формироваться авторитет преподавателя, он становится равноправным, полноценным членом педагогического коллектива. К концу этого этапа, по мере овладения преподавателем педагогическим мастерством, у него появляется потребность и способность к творческой методической работе. Однако он находится еще в фарватере педагогической деятельности ведущих преподавателей. Основным средством овладения преподавателем педагогическим мастерством на этом этапе является упорная и систематическая самостоятельная работа, происходящая на фоне его педагогической практики. Она организуется и дополняется комплексом мероприятий, проводимых командованием для оказания помощи молодым преподавателям, а также методической работой в педагогическом коллективе кафедры, цикла.

Третий этап характеризуется педагогической зрелостью преподавателя, его творческой педагогической деятельностью, дальнейшим укреплением его авторитета. Преподаватель выступает уже как мастер своего дела, опытный педагог-воспитатель, умело формирующий личностные качества студентов — будущих офицеров, обогащающий своей деятельностью учебно-воспитательный процесс, активно участвующий в деле его оптимизации. Этому сопутствует и его служебный рост, он уже становится способен осуществлять руководящие функции в педагогическом коллективе. Однако и такой, уже опытный преподаватель должен по-прежнему настойчиво и целеустремленно повышать свою педагогическую культуру. Остановиться в этом деле — значит отстать, перейти в категорию бывших опытных преподавателей.

Основным средством формирования педагогического мастерства преподавателя на всех этапах его деятельности (от первых до последних его шагов на педагогическом поприще) является самообразование — упорная и систематическая самостоятельная работа по овладению педагогическими знаниями, навыками и умениями и их непрерывному совершенствованию.

Самообразование отнюдь не представляет собой сугубо индивидуальную, изолированную от педагогического коллектива, «свободную» деятельность преподавателя. Во-первых, преподаватель не может развиваться вне общения со своими коллегами, без их товарищеской критики и помощи, без обмена педагогическим опытом. С другой стороны, все компоненты педагогического мастерства, как всякого мастерства, могут совершенствоваться только в ходе педагогической практики преподавателя. Если преподаватель не будет проводить занятий, неизбежно наступит явление «растренированности», утраты педагогических навыков и умений.

Во-вторых, эффективность самостоятельной работы преподавателя существенно возрастает, если эта работа соответственно организуется и направляется руководством кафедры, цикла, если перед преподавателем на основе анализа его деятельности последовательно ставятся конкретные задачи по совершенствованию педагогического мастерства. Поэтому сущность самообразования выражается внутренней потребностью и стремлением самого преподавателя к повышению своего мастерства, в его собственных постоянных усилиях для достижения этой цели, не считаясь со временем. Самостоятельная работа преподавателя «свободна» лишь в той мере, в какой она осознается им как профессиональная необходимость.

Самообразование преподавателя заключается в самостоятельном приобретении психолого-педагогических знаний, т. е. в развитии своей психолого-педагогической эрудиции. Это достигается главным образом путем самостоятельного изучения литературы по основам психологии и педагогики, современным методам оптимизации учебно-воспитательного процесса, прогрессивным формам обучения, комплексному подходу к обучению и воспитанию, методике использования технических средств обучения. Преподаватель должен быть в курсе ведущейся в нашей периодической печати дискуссии по проблемным вопросам образования, знать руководящие партийные и государственные документы по современным требованиям к подготовке специалистов, приказы и директивы военачальников о задачах обучения и воспитания офицерских кадров. Все это не только обогащает научно-теоретическую базу педагогической деятельности преподавателя, придает этой деятельности необходимую направленность, по и способствует развитию педагогического мышления преподавателя. Формированию педагогического мышления — основы педагогических способностей преподавателя — помогает и его самостоятельная методическая работа, творческий и критический подход к своей педагогической деятельности, поиски им путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Только в результате сознательных самостоятельных усилий в ходе своей педагогической практики преподаватель может развить и другие свои педагогические способности — педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт. Для этого он должен изучать индивидуальные особенности студентов, всегда держать в поле своего зрения их поведение и настроение, степень усвоения ими учебного материала, внимательно изучать и анализировать их реакции на воспитательные воздействия. На основе этой информации преподаватель должен уметь предусматривать результаты своей работы и вносить в нее необходимые коррективы, устанавливать оптимальные взаимоотношения со студентами, в максимальной степени побуждающие их к творческой активности и способствующие решению учебно-воспитательных задач. Даже такое сложное качество, как педагогический такт, по словам К. Д. Ушинского, не есть что-то врожденное, а формируется постоянно в человеке, по мере того, как он живет и наблюдает, анализирует свою деятельность [84, 8, 46—48]. Для формирования своего педагогического такта, особенно важного в условиях работы военного преподавателя в гражданском вузе, он должен научиться управлять своим поведением, уметь сдерживать себя. «Не может быть хорошим воспитателем человек, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение… Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет и чего не хочет», — писал А. С. Макаренко [63, 5, 178—179].

Выше уже отмечалось значение культуры речи педагога как основы его педагогической техники и в целом педагогического мастерства. Речь любого преподавателя, а тем более преподавателя вуза, должна быть, безусловно, грамотной. М. Горький писал, что языковая, лексическая малограмотность «является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической — пора, наконец, понять это!» [52, 650]. Безграмотные фразы и выражения преподавателя, неправильные ударения сразу же замечаются студентами, вызывают их ироническое отношение к преподавателю, едкие замечания и смешки, отвлекая их от познавательной деятельности. Студенты особенно чувствительны и к пустословию, общим фразам, шаблонным выражениям, многократному повторению общеизвестных истин. О вредности этих качеств речи В. И. Ленин писал: «Общие места… Повторять их так голо — вредно; вызывает тошноту, скуку, злобу против жвачки… Тошнит всех от общих фраз. Они плодят бюрократизм и поощряют его» [5,45,45].

Повышение культуры речи преподавателя достигается в процессе настойчивой работы преподавателя над собой. Для совершенствования качеств речи большую пользу приносит систематическое чтение художественной литературы, в первую очередь произведений русских классиков —Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А.Гончарова, прозы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Образцами логичного, последовательного изложения своих мыслей, использования образных и метких выражений, полемической направленности и убедительности речи являются работы и выступления В. И. Ленина. Для начинающего преподавателя весьма полезно посещение лекций ведущих педагогов — мастеров педагогического красноречия. У них преподаватель должен учиться умению привлекать, захватывать и удерживать внимание аудитории, управлять ее настроением, выделять главное и направлять мыслительную деятельность студентов, вызывать их творческую активность. При подготовке к занятиям молодому преподавателю кроме подробного плана занятия целесообразно тщательно отработать и записать полный текст своей речи, заранее отметить те места, на которых нужно акцентировать внимание студентов, продумать образные сравнения, ассоциации, яркие примеры, острые вопросы к студентам. Желательно неоднократно прорепетировать свою речь, сперва наедине, а затем В присутствии нескольких выбранных самим преподавателем слушателей, добиваясь ее естественности, выразительности, владения темпом, интонацией, мимикой, жестом. Большую помощь преподавателю может оказать самозапись его речи на .магнитофон (диктофон) с последующим критическим ее прослушиванием и внесением необходимых корректив. О значении упражнений преподавателя в выразительности своей речи А. С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-ю оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса, и тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».

Формирование и оттачивание других сторон педагогической техники преподавателя — приобретение им практических навыков по проведению занятий — также достигается путем непрестанных упражнений и тренировок как при подготовке к занятиям, так и в ходе их проведения.

Большую помощь преподавателю в повышении эффективности занятий оказывают технические средства обучения. Как правило, преподаватель без особого труда осваивает приемы и навыки по их практическому использованию, поскольку сама конструкция этих средств предусматривает простоту обращения с ними. Это может создать у преподавателя иллюзорное представление о том, что технические средства могут в значительной степени заменить преподавателя, а их массированное использование на занятиях есть радикальный путь облегчения педагогического труда (что особенно притягательно для молодых преподавателей, испытывающих большие трудности в своей работе). Иногда преподаватель охотно, но далеко не всегда методически обоснованно использует на занятиях демонстрацию кинофрагментов (в это время он «отдыхает»), диафильмов (это освобождает его от работы на классной доске, снимает требозания к его графике, и если к тому же на кадрах диафильма высвечивается текст, который преподаватель просто прочитывает вслух, то и к его речи), простейшие контрольные устройства (не нужно самому опрашивать студентов) и т. п. Не вдаваясь здесь в обсуждение методики применения технических средств обучения3, отметим только, что их педагогически обоснованное, эффективное использование требует от преподавателей большой подготовительной работы научно-методического характера, объем которой значительно перекрывает ту «экономию сил», которую может получить преподаватель на занятиях. Известный физический закон сохранения энергии распространяется и на педагогическую деятельность, где он может быть сформулирован в таком виде: всякое повышение эффективности учебно-воспитательного процесса достигается только за счет дополнительных затрат энергии преподавателя.

 

Кратко рассмотрим способы оказания помощи преподавателю в формировании его педагогического мастерства, организуемые и проводимые в масштабах кафедры, цикла. Прежде всего, эта система марксистско-ленинской подготовки, обеспечивающая идейно-теоретический рост преподавателя, развитие и укрепление его коммунистических убеждений и морали, формирование у него качеств пропагандиста коммунистических идей, внешней и внутренней политики КПСС, исторической роли наших Вооруженных Сил, социальной значимости для советской молодежи воинской службы и профессии офицера. Формированию всех этих качеств преподавателя, обеспечивающих партийность обучения, способствует самостоятельное изучение им произведений классиков марксизма-ленинизма, выступления на семинарах, разработка рефератов по теории и практике коммунистического строительства. Наиболее планомерное развитие идейно-политических качеств преподавателя происходит в ходе его обучения в Университете марксизма-ленинизма.

Преподаватель должен быть всегда в курсе всех значительных событий международной жизни, внутреннего развития нашей страны, чтобы быть в состоянии своевременно дать студентам партийную оценку любой общественно-политической информации. Приступая к проведению занятий, преподаватель должен знать содержание последних номеров центральных сазет, выпусков телепрограмм «Время» и «Сегодня в мире». Это придает воспитательной работе преподавателя целеустремленность, оперативность, актуальность.

Психолого-педагогическая эрудиция преподавателей развивается путем повышения их квалификации в университетах педагогических знаний, школах молодого лектора, посещением лекций по основам психологии и педагогики, участием в семинарах психолого-педагогических знаний.

К проведению этих видов занятий целесообразно привлекать как наиболее опытных и эрудированных преподавателей вуза и военной кафедры, так и видных ученых-специалистов в области педагогики и психологии. В условиях г. Москвы это могут быть ученые академий педагогических наук СССР и РСФСР, факультета психологии МГУ (в первую очередь кафедры педагогики), кафедры педагогики Военно-политической академии им. В. И. Ленина, педагогических институтов им. В. И. Ленина и Н. К. Крупской, Научно-исследовательского института высшей школы и др.

Большую роль в совершенствовании педагогического мастерства играет система методической подготовки преподавателей и их участие в методической работе кафедры, цикла. Главным здесь является учебно-методическая работа, имеющая целью повышение методической подготовки преподавателей и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

В практике работы военных кафедр успешно используются различные формы учебно-методической работы: установочные учебно-методические сборы, заседания кафедры, цикла, совещания предметно-методических комиссий, проведение инструкторско-методических, показных и открытых занятий, взаимное посещение занятий, разработка учебно-методических документов (лекции, методические разработки, учебные задачи, тематические планы и т. д.), их рецензирование и обсуждение.

Высшей формой методической работы является научно-методическая работа, которая включает вопросы разработки и совершенствования учебных программ военной подготовки по установленным профилям, оптимизации учебно-воспитательного процесса, внедрение прогрессивных форм и методов обучения, постановку педагогических исследований и экспериментов и анализ их результатов, разработку частных методик преподавания отдельных дисциплин, написания фундаментальных учебных пособий и учебников. К научно-методической работе привлекаются наиболее квалифицированные преподаватели и педагогические коллективы. Участие в этой работе способствует дальнейшему совершенствованию педагогического мастерства преподавателей.

Организация и содержание всех форм методической работы на военных кафедрах и в военно-учебных заведениях в принципе одинаковы и достаточно подробно рассмотрены в военно-педагогической литературе, а также в директивных документах по планированию и проведению военной подготовки студентов. Поэтому ограничимся лишь некоторыми замечаниями по поводу проведения показных и открытых занятий.

Проведение показных занятий поручается наиболее подготовленным преподавателям-методистам. Педагогическая деятельность этих преподавателей, как правило, отличается индивидуальными, присущими именно данному преподавателю чертами. Поэтому каждое показное занятие должно преследовать конкретную цель в повышении педагогического мастерства преподавателей, демонстрировать определенные стороны педагогического мастерства. Такими целями могут быть, например, показ приемов, обеспечивающих партийность обучения, демонстрация академического красноречия и других сторон педагогической техники, раскрытие методов активизации познавательной деятельности обучаемых, осуществления обратной связи с аудиторией, методики привития практических навыков, использования технических средств обучения, организации управляемой самостоятельной работы студентов и т. п. Соответственно целям данного показного занятия и должны подбираться руководители этих занятий. Такие целенаправленные показные занятия, как показывает опыт, имеют большее поучительное значение, чем занятия, проводимые с общей целью «показать, как нужно преподавать».

Большое значение для преподавателя имеет оценка его педагогического мастерства, получаемая им в результате проведения открытых занятий, а также посещений его занятий в ходе контрольно-инспекционных проверок. Эта оценка, во-первых, подытоживает рост педагогического мастерства преподавателя за предшествующий период, а во-вторых, позволяет преподавателю наиболее эффективно организовать свою дальнейшую работу по совершенствованию педагогического мастерства, правильно выбрать направления и пути этой работы, т. е. выступает как элемент научной организации труда преподавателя. Поэтому указанная оценка, которая к- тому же оказывает на преподавателя большое психологическое воздействие, должна быть всесторонней и объективной. Для получения такой оценки целесообразно, на наш взгляд, рассматривать следующие основные критерии качества проведения занятий преподавателем (после каждого критерия кратко раскрывается его содержание).

1) Партийность занятия, его воспитательное воздейст вие. Выраженность воспитательных целей занятия и органичность сочетания его учебных и воспитатель ных функций. Связь содержания занятия с внешней и внутренней политикой КПСС и Советского государ ства. Патриотическая, антиимпериалистическая на правленность занятия. Вклад занятия в формирова ние необходимых качеств личности будущих офице ров. Эффективность воспитательных воздействий преподавателя.

2) Научно-профессиональный уровень занятия. Научность материала, отражение современного со стояния данной области науки и техники. Эрудиро ванность и компетентность преподавателя по теме занятия, свобода владения материалом. Насыщен ность занятия учебной информацией.

3) Методический уровень занятия. Связь с предыдущим материалом. Логичность, доступность и наглядность изложения материала. Выполнение плана проведения занятия. Наличие контакта и обратной связи с аудиторией. Активизация познавательной деятельности студентов — постановка вопросов, создание проблемных ситуаций, использование элементов программированного обучения, игровых методик. Контроль усвоения материала. Задание на самостоятельную работу.

4) Педагогические качества преподавателя. Грамотность, рациональность, эмоциональная выра зительность речи преподавателя. Использование примеров, ассоциаций. Убедительность изложения материала. Умение выделить главное. Возможность конспектирования студентами узловых вопросов. Умение преподавателя владеть собой. Педагогический такт и требовательность преподавателя.

5) Использование технических средств обучения. Наличие и подготовленность ТСО. Методическая обоснованность и эффективность их использования. Качество используемых для ТСО дидактических материалов.

6) Привитие студентам практических навыков и умений (для практических занятий). Насыщенность занятия и охват студентов элементами практической работы. Эффективность отработки командных навыков, работы на технике и вооружении, выполнения упражнений и нормативов. Материальное обеспечение занятия и рациональность использования учебной материально-технической базы. Соблюдение правил техники безопасности.

7) Воинское воспитание. Порядок и дисциплина на занятии. Посещаемость. Внешний вид студентов. Выполнение ими требований уставов и наставлений.

Другие новости и статьи

« Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги

Тайна названия «Первая мировая война» »

Запись создана: Вторник, 25 Сентябрь 2018 в 8:09 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика