Знать противника
Мотострелковая рота почти весь день вела наступательный бой. Командир знал,, что рота скоро подойдет к рубежу расположения резервов «противника». Приказав взводам усилить разведку перед фронтом и на флангах, офицер запросил штаб о действиях «противника».
— Изменений в данных нет. Передвижений в расположении «противника» не наблюдается, — услышал он в ответ. Офицер правильно решил, что перепроверка имеющихся сведений порой дает абсолютно другие результаты. Изучая по карте лежащую впереди местность, командир заметил глубокий овраг, поросший кустарником. «Хорошее место для укрытия резервов, — подумал офицер,— надо обязательно изучить этот район». Он направил туда дозор.
Опасения подтвердились: резерв «противника» сосредоточился в овраге и ждал сигнала для атаки, Решение созрело быстро. Обойдя овраг, рота частью сил стремительно атаковала резерв «противника», окончательно склонив чашу успеха в пользу наступающих…
Маневренный характер современного боя, его скоротечность, высокая подвижность войск, увеличение глубины задач, действия подразделений на самостоятельных направлениях, насыщение подразделений новыми средствами борьбы — все это предъявляет высокие требования к разведке. Без постоянного внимания к пей со стороны командиров и штабов всех степеней трудно рассчитывать на успех. Бой — процесс двусторонний, .где каждая из сторон стремится его выиграть, добиться победы.
Чтобы принять решение, командиру приходится многое взвесить, оценить, сопоставить. Прежде всего ему надо знать противника, тактику его действий, количество и расположение сил и средств, морально-психологическое состояние его войск, вплоть до того, что надо купить газон, чтобы разобраться в том, как по нему перемещается противник. Вот те основные исходные данные, без учета которых нельзя принять целесообразное решение, определить роль, задачи и характер действий своего подразделения по месту времени и цели, правильно предвидеть развитие боя и предусмотреть необходимые меры.
Всестороннее изучение противника — нечто вроде фундамента, на котором возводится здание предстоящих боевых действий. Если оно неточно, основано на случайных, непродуманных, несистематизированных данных, то замысел боя уподобится зданию, построенному без фундамента.
В процессе принятия решения командиру приходится решать уравнения со многими неизвестными, часто иметь и противоречивые данные. Его искусство в том и состоит, чтобы выбрать из них главное, которое окажет существенное влияние на исход боя. И тут снова-приходится ‘говорить о необходимости глубоко знать вооружение, организацию и тактику войск противника. Командир как бы заранее продумывает мысленно, а как враг поступит в том или ином случае, какие меры предпримет в ответ на твои действия. Конечно, для всего этого командир должен обладать глубоким военным интеллектом, гибким логическим мышлением.
Обстановка слишком разнообразна для того, чтобы к ней применять навсегда определенные правила. Значит, надо предусматривать два-три возможных варианта действий. Какой из них выбрать, подскажет сложившаяся обстановка. Заранее предвидя различные варианты хода боя и возможные при этом трудности, командир намечает, как их преодолеть. Тогда он и его подчиненные не будут застигнуты врасплох применением противником новых тактических приемов.
Умение предугадать дальнейшее развитие событий — одно из ценнейших командирских качеств. Однако принятое решение не может считаться чем-то неизменным, не подлежащим никаким уточнениям. Да, каким бы хорошим ни было решение и каким бы точным ни оказалось предвидение командира, ход боя может внести в него свои коррективы. Поэтому умение быстро произвести соответствующие уточнения и незамедлительно осуществить маневр — ценные качества командирской зрелости.
Хорошее знание противника, излюбленных им методов ведения боевых действий позволяет командиру активно воздействовать на врага при принятии решений. Тот, кто умело организует бой, всегда в какой-то мере, большой или малой, управляет противником, навязывая ему свою волю. Проиллюстрируем это положение на одном боевом примере.
Командир стрелкового батальона майор Воробьев летом 1944 года получил задачу овладеть важным в тактическом отношении рубежом, который удерживался равным по силе противником. Для блокирования и уничтожения дзотов надо было создать несколько штурмовых групп. Но в батальоне не хватало артиллерийских средств, не было танков. Тогда майор Воробьев решил вынудить гитлеровцев выйти из инженерных сооружений. С этой целью было решено подвести врага к ложной оценке сложившейся обстановки. После огневой подготовки роты батальона перешли в наступление. Одна демонстрировала атаку с фронта, а остальные две пытались проникнуть на фланги.
Правофланговая рота успешно продвигалась вперед, пытаясь зайти в тыл. Ее левый фланг был открыт, и здесь образовался большой промежуток, где командир батальона скрытно выставил несколько станковых пулеметов. Командир был уверен, что разведка врага немедленно обрадует своих «денными» сведениями. Так оно и получилось. Более того, враг перешел к активным действиям в районе специально созданной для н&го ловушки. Гитлеровцы сняли часть сил с фронта, соединили их с резервом и контратаковали в промежуток, пытаясь отрезать и уничтожить правофланговую роту. Этого как раз и ожидал майор Воробьев. По его сигналу левофланговая рота, осуществившая скрытно более глубокий обход вражеского опорного пункта, стремительно атаковала и ворвалась па позиции противника. Попав под перекрестный огонь, гитлеровцы вынуждены были прекратить сопротивление. Так мастерство командира, нешаблонное решение, предвидение и хитрость, основанные на точном учете всех факторов, оказали решающее влияние на достижение победы над равным по силе, но хорошо укрытым в инженерном отношении противником.
На всех тактических занятиях надо обозначать сильного, умного, нешаблонно действующего «противника». Но нередки случаи, когда па одностороннем тактическом учении «противник» обозначается без учета его организации, вооружения и тактики. Особенно часто мы забываем, что возросла мощь противотанкового огня в обороне армий вероятного противника, Л всякие упрощения в обозначении «противника» суживают объем и характер вопросов, которые командир обязан отработать на полевом выходе. Вот почему подобного рода просчеты совершенно нетерпимы.
Другие новости и статьи
« В России контрактной армии не будет никогда
Замыслы диверсантов в годы войны »
Запись создана: Воскресенье, 9 Июнь 2013 в 14:58 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика