18 Июнь 2013

Воспитание патриотизма. Что это значит сегодня?

oboznik.ru - Воспитание патриотизма. Что это значит сегодня?

Новое состояние государства Российского приводит к современной интерпретации многих основополагающих понятий, в том числе и понятия
“патриотическое воспитание”, которое является основой культурной идентификации подрастающего полкаления.

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо четко представлять:

1) что такое “патриотизм” и “патриотическое воспитание”;

2) каковы уровни проявления патриотизма;

3) в чем суть воспитательных задач, решаемых российской школой в XXI
веке и какова их связь с патриотическим воспитанием;

4) каковы формы организации патриотического воспитания в современном школьном образовании.

Для ориентации в понятиях “патриотизм” и “патриотическое воспитание” учтем, что их трактовка в нашей стране связана с организационной формой российского общества:

>> в ХХ веке это были идеологические понятия: патриотизм – чувство любви к Родине, а патриотическое воспитание – целенаправленная идеологическая деятельность в интересах определенного круга людей [1; 3; 6; 7];

>> в XXI веке уходят от идеологической трактовки содержания данных понятий: патриотизм – понятие в своей основе биологическое, позволяющее
придать человеческой природе культурную огранку, а патриотическое
воспитание – это помощь человеку в осознании определенных ценностей
и приобщение его к культурным традициям, т.е. осуществление культурной идентификации, которая является, во-первых, частью обучения
и воспитания, во-вторых, культурная идентификация помогает подрастающему поколению определиться (самоидентифицироваться), найти своих [1;7;8].

Отсутствие патриотизма, позволяющее придать человеческой природе
культурную огранку, может привести к серьезному кризису для нашего общества.

Анализ современного понимания патриотизма позволяет определить
уровни его проявления:
первый – самый элементарный уровень (составляющий биологическую
основу патриотизма) – этнический патриотизм, который зиждется, грубо говоря, на крови и цвете кожи;
второй уровень – территориальный (почвенный);
третий уровень – конфессиональный, в основе которого лежит вероисповедание (первые три уровня лежать в основе идеологии экстремизма);
четвертый уровень – гражданский, в основе которого общность прав и свобод граждан (этот уровень присущ идеологии западной культуры);
пятый уровень – государственный, который в отличие от гражданского
патриотизма держится на существовании властной пирамиды (этот уровень
культивировался в нашей стране в ХХ веке, но с изменением формации российского общество культивирование только этого уровня в нашей стране привело
к кризису самоидентификации, который выразился в том, что любовь к Родине
противопоставлялась в нелюбви к государству);
шестой уровень – культурный патриотизм – патриотизм языка, мышления, ментальности [4; 5; 6; 7; 8].

Политическое развитие нашего общества, развитие самоидентификации
российского общества и российской ментальности в XXI веке будут успешнее,
а Россия будет лидером среди развитых мировых держав, если гражданский и
культурный патриотизма станут первичными, так как лишь на их основе, как
показывает мировой опыт, может строиться патриотизм государственный.

Иначе неминуемо на бытовом уровне проявятся: этнический патриотизм, который
любое многонациональное государство разорвет в клочья; конфессиональный
патриотизм, который приведет, как показывают события в бывшей Югославии
и в Ираке, к потере суверенитета государства.

Выделим основные воспитательные задачи, стоящие перед современной
школой:

1) окультуривание бытового патриотизма;
2) создание условий для культурной самоидентификации;
3) создание условий для исключения идеологического давления на подрастающее поколения со стороны какого-либо круга людей;
4) формирование общности на основе территориальной принадлежности;
5) сохранение русского языка;
6) на основе решения 4 и 5 задачи формировать русский этнический национализм;
7) формирование гражданских качеств личности, которые обеспечивают
осознание того, что моя гражданская община хороша;
8) организация краеведческой деятельности;
9) формирование солидарности, которая отличается от коллективизма
тем, что в коллективизме нет “я”;
10) формирование толерантности.
Как видно решение основных воспитательных задач в рамках школьного
образования напрямую связано с патриотическим воспитанием и способствует
формированию “патриотизма” как некого специфического культурного качества человека.

Данные обстоятельства определяют практические формы работы
по патриотическому воспитанию, которые, на наш взгляд, должны быть связаны:

1) с совершенствованием содержания учебных занятий, по любому предмету, которое позволит осуществить культурную идентификацию подрастающему поколению;

2) с организацией внеурочного и внеклассного общения, конторе демонстрировало бы учащимся настоящие культурные образцы общения, чтобы проти-востоять тем, которые тиражируются, в частности на телевидение, да и в повседневной жизни;
3) с организацией краеведческой деятельности;

4) с организацией гражданской деятельности;

5) с организацией военно-патриотических молодежных объединений [2; 4].
Реализация 2-5 форм работы в настоящее время регламентируется целевыми программами: “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на”, “Положение о военно-патриотических молодежных объединений”. А реализация первой организационной формы работы по патриотическому воспитанию связана с педагогической деятельностью учителей, методистов, ученых-дидактов, так как именно они разрабатывают и внедряют в
практику школьного обучения различные формы учебных занятий с патриотическим содержанием.

Школьная практика обучения, охватывает значительную
часть подрастающего поколения и имеет большой простор для организации
патриотического воспитания на основе всех форм в современном понимании –
культурной идентификации индивида.

Библиографический список
1. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического
воспитания учащийся молодежи: теория и практика. / И.М. Дуранов. –
Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.
2. Киселев Г.С. “Кризис нашего времени” как проблема человека. / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 1999, № 1. – С. 40-51.
3. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у Российской
молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). /
В.И. Лутовинов: автореф. дис. док. филос. наук. – М., 1998. – 48 с.
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы// Народное образование. 2001, № 7. – С. 247-252.
5. Сапегин П.Е. Сущность патриотического сознания и основные его формы. / П.Е. Сапегин: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Новосибирск,
1981. – 17 с.
6. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ). / Ю.Н. Трифонов: автореф. дисс… канд. филос. наук. – М., 1997. – 21 с.
7. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма в
процессе обучения физике. / О.Р. Шефер: монография. – Челябинск: Издво ЧГПУ, 2002. – 157 с.
8. Шефер О.Р. Основные подходы к определению понятия “патриотическое
воспитание”. / О.Р. Шефер // Материалы ХII Всероссийской научнопрактической конференции “Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов”: В 4 ч. Ч. 3. – Челябинск: “Образование”, 2005. – С. 154-160.

О.Р. Шефер, доктор пед. наук, профессор
Челябинский государственный педагогический университет

Другие новости и статьи

« Объявлен XII Всероссийский конкурс СМИ «Патриот России»

Россия, армия, патриотизм »

Запись создана: Вторник, 18 Июнь 2013 в 9:49 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика