Воспитание патриотизма. Что это значит сегодня?
oboznik.ru - Воспитание патриотизма. Что это значит сегодня?

Новое состояние государства Российского приводит к современной интерпретации многих основополагающих понятий, в том числе и понятия
“патриотическое воспитание”, которое является основой культурной идентификации подрастающего полкаления.

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо четко представлять:

1) что такое “патриотизм” и “патриотическое воспитание”;

2) каковы уровни проявления патриотизма;

3) в чем суть воспитательных задач, решаемых российской школой в XXI
веке и какова их связь с патриотическим воспитанием;

4) каковы формы организации патриотического воспитания в современном школьном образовании.

Для ориентации в понятиях “патриотизм” и “патриотическое воспитание” учтем, что их трактовка в нашей стране связана с организационной формой российского общества:

>> в ХХ веке это были идеологические понятия: патриотизм – чувство любви к Родине, а патриотическое воспитание – целенаправленная идеологическая деятельность в интересах определенного круга людей [1; 3; 6; 7];

>> в XXI веке уходят от идеологической трактовки содержания данных понятий: патриотизм – понятие в своей основе биологическое, позволяющее
придать человеческой природе культурную огранку, а патриотическое
воспитание – это помощь человеку в осознании определенных ценностей
и приобщение его к культурным традициям, т.е. осуществление культурной идентификации, которая является, во-первых, частью обучения
и воспитания, во-вторых, культурная идентификация помогает подрастающему поколению определиться (самоидентифицироваться), найти своих [1;7;8].

Отсутствие патриотизма, позволяющее придать человеческой природе
культурную огранку, может привести к серьезному кризису для нашего общества.

Анализ современного понимания патриотизма позволяет определить
уровни его проявления:
первый – самый элементарный уровень (составляющий биологическую
основу патриотизма) – этнический патриотизм, который зиждется, грубо говоря, на крови и цвете кожи;
второй уровень – территориальный (почвенный);
третий уровень – конфессиональный, в основе которого лежит вероисповедание (первые три уровня лежать в основе идеологии экстремизма);
четвертый уровень – гражданский, в основе которого общность прав и свобод граждан (этот уровень присущ идеологии западной культуры);
пятый уровень – государственный, который в отличие от гражданского
патриотизма держится на существовании властной пирамиды (этот уровень
культивировался в нашей стране в ХХ веке, но с изменением формации российского общество культивирование только этого уровня в нашей стране привело
к кризису самоидентификации, который выразился в том, что любовь к Родине
противопоставлялась в нелюбви к государству);
шестой уровень – культурный патриотизм – патриотизм языка, мышления, ментальности [4; 5; 6; 7; 8].

Политическое развитие нашего общества, развитие самоидентификации
российского общества и российской ментальности в XXI веке будут успешнее,
а Россия будет лидером среди развитых мировых держав, если гражданский и
культурный патриотизма станут первичными, так как лишь на их основе, как
показывает мировой опыт, может строиться патриотизм государственный.

Иначе неминуемо на бытовом уровне проявятся: этнический патриотизм, который
любое многонациональное государство разорвет в клочья; конфессиональный
патриотизм, который приведет, как показывают события в бывшей Югославии
и в Ираке, к потере суверенитета государства.

Выделим основные воспитательные задачи, стоящие перед современной
школой:

1) окультуривание бытового патриотизма;
2) создание условий для культурной самоидентификации;
3) создание условий для исключения идеологического давления на подрастающее поколения со стороны какого-либо круга людей;
4) формирование общности на основе территориальной принадлежности;
5) сохранение русского языка;
6) на основе решения 4 и 5 задачи формировать русский этнический национализм;
7) формирование гражданских качеств личности, которые обеспечивают
осознание того, что моя гражданская община хороша;
8) организация краеведческой деятельности;
9) формирование солидарности, которая отличается от коллективизма
тем, что в коллективизме нет “я”;
10) формирование толерантности.
Как видно решение основных воспитательных задач в рамках школьного
образования напрямую связано с патриотическим воспитанием и способствует
формированию “патриотизма” как некого специфического культурного качества человека.

Данные обстоятельства определяют практические формы работы
по патриотическому воспитанию, которые, на наш взгляд, должны быть связаны:

1) с совершенствованием содержания учебных занятий, по любому предмету, которое позволит осуществить культурную идентификацию подрастающему поколению;

2) с организацией внеурочного и внеклассного общения, конторе демонстрировало бы учащимся настоящие культурные образцы общения, чтобы проти-востоять тем, которые тиражируются, в частности на телевидение, да и в повседневной жизни;
3) с организацией краеведческой деятельности;

4) с организацией гражданской деятельности;

5) с организацией военно-патриотических молодежных объединений [2; 4].
Реализация 2-5 форм работы в настоящее время регламентируется целевыми программами: “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на”, “Положение о военно-патриотических молодежных объединений”. А реализация первой организационной формы работы по патриотическому воспитанию связана с педагогической деятельностью учителей, методистов, ученых-дидактов, так как именно они разрабатывают и внедряют в
практику школьного обучения различные формы учебных занятий с патриотическим содержанием.

Школьная практика обучения, охватывает значительную
часть подрастающего поколения и имеет большой простор для организации
патриотического воспитания на основе всех форм в современном понимании –
культурной идентификации индивида.

Библиографический список
1. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического
воспитания учащийся молодежи: теория и практика. / И.М. Дуранов. –
Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.
2. Киселев Г.С. “Кризис нашего времени” как проблема человека. / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 1999, № 1. – С. 40-51.
3. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у Российской
молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). /
В.И. Лутовинов: автореф. дис. док. филос. наук. – М., 1998. – 48 с.
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы// Народное образование. 2001, № 7. – С. 247-252.
5. Сапегин П.Е. Сущность патриотического сознания и основные его формы. / П.Е. Сапегин: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Новосибирск,
1981. – 17 с.
6. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ). / Ю.Н. Трифонов: автореф. дисс… канд. филос. наук. – М., 1997. – 21 с.
7. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма в
процессе обучения физике. / О.Р. Шефер: монография. – Челябинск: Издво ЧГПУ, 2002. – 157 с.
8. Шефер О.Р. Основные подходы к определению понятия “патриотическое
воспитание”. / О.Р. Шефер // Материалы ХII Всероссийской научнопрактической конференции “Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов”: В 4 ч. Ч. 3. – Челябинск: “Образование”, 2005. – С. 154-160.

О.Р. Шефер, доктор пед. наук, профессор
Челябинский государственный педагогический университет

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки:

Запись создана: Вторник, 18 Июнь 2013 в 9:49 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.