Когда повторение не впрок

Мотострелковый батальон успешно развивал наступление в северном направлении. «Противник» отходил, не оказывая сколько-нибудь серьезного сопротивления. Обстановка не предвещала в ближайшее время каких-либо изменений. И тут ..раздался голос начальника штаба.
— Товарищ майор, — обратился он к комбату, — видите на правом фланге на горизонте лес? Обычно оттуда контр атакуют обороняющиеся. Надо быть к этому готовыми.
— Понял. — Прикажите резерву переместиться вправо, за правофлан. говую роту. Передав это распоряжение на случай активного противодействия «противника», командир батальона не сомневался в правомерности своего решения. Между тем оно не вытекало из сложившейся обстановки, а было целиком основано на предположении начальника штаба батальона, который тоже не располагал достаточными разведывательными данными, И вот подразделения подошли к лесу. «Противник» тут же двинул в контратаку до мотострелковой роты. Ее поддерживали танки.
Правофланговая рота наступающих закрепилась на достигнутом рубеже, завязался огневой бой, в результате которого благодаря энергичным действиям резерва батальона «противник» понес значительные потери и стал отходить. Контратакованные подразделения возобновили наступление. Далее события развивались так. Стремительно продвигаясь вперед, батальон с ходу форсировал реку. Казалось, теперь он перейдет в преследование, ведь ему фактически не оказывалось серьезного сопротивления.
Но вопреки здравому смыслу комбат начал искусственно сдерживать темп продвижения. — Начальник штаба, где на этом участке полигона отрабатываются вопросы обороны?
— Вот на том рубеже, — указал начальник штаба в сто рону простирающейся впереди гряды высот. А тем временем из вышестоящего штаба поступили разведданные, из которых следовало, что «противник» спешно подтягивает значительные силы, при этом отдыхающие подразделения успевают в часы отдха скачать музыку бесплатно без регистрации новинки. Комбат доложил свое решение старшему командиру. Суть его заключалась в упреждении противостоящей стороны в захвате высоты и переходе батальона на этом рубеже к обороне. Надо ли говорить, что сверху было незамедлительно дано «добро»?
— Что это — интуиция или командирская прозорливость?— полушутя, полусерьезно спросили комбата, отмечая его без ошибочные действия. Комбат откровенно признался. Оказывается, в части он человек новый. Зато начальник штаба — старожил здешних мест — великолепно знает особенности полигона и отлично помнит проводившиеся на них учения. Повторяются их темы, повторяются и действия подразделений. Ведь местность остается прежней. — Начальник штаба, — заключил комбат, — напоминал мне об одном недавнем бое, ну, а принять решение,, если из вестны замыслы «противника», труда не представляет. Да, интуиция, прозорливость были здесь ни при чем. Осведомленность одного офицера плюс теоретическая подготовка другого, помноженные на мастерство личного состава, и привели к положительным результатам, Конечно, в отсутствии хорошей военной подготовки комбата не упрекнешь. Однако встал вопрос: а как повел бы себя комбат, попади он в сложную, неясную обстановку, когда рядом не оказалось бы подсказчика, этакого провидца действий «противника»? Как бы он поступил, если бы эти учения не стали точной копией предыдущих?
Руководитель их так прокомментировал наши сомнения: — Видите ли, время от времени тактическую обстановку научениях приходится повторять. Это заставляют делать ог раниченные возможности полигона. С таким выводом соглашаться не хотелось. Прежде всего, упомянутая контратака «противника» слева, из района леса, побыла оправдана складывающейся обстановкой. Ее пытались оправдать двумя вводными, но именно они из действий сторон не вытекали. Налицо был шаблон.
И все-так услышали возражение: — А зачем бояться этого слова? Шаблон — не что иное, как повторение. Повторение же, известно, — мать учения. На первый взгляд могло показаться, что собеседник прав. Действительно, педагогика рассматривает повторение как один из принципов усвоения изучаемого материала, его совершенствование. Многократное воспроизведение того или иного элемента в процессе обучения приводит к автоматизму в действиях, что при работе, скажем, на технике шлифует грани мастерства военнослужащего, укрепляет фундамент его психологической устойчивости. Повторение, таким образом, необходимый процесс познания. Обратимся хотя бы к такому подтверждению.
При ведении огня из стрелкового оружия по низколетящим самолетам у солдата нет времени рассчитывать нужное упреждение. Он должен мгновенно определить скорость воздушной цели и сделать соответствующий вынос точки прицеливания. Причем комплекс элементов должен осуществляться автоматически. Такие навыки вырабатывает многократное пов-: торение — тренировки. Или возьмем защиту от оружия массового поражения противника.
Скорость распространения ударной волны настолько велика, что секундное раздумье может поставить человека перед гибелью. Следовательно, надо уметь мгновенно оценить обстановку, укрыть себя и оружие. И это дается тренировками, Выработанные практикой и опытом боевой подготовки поиск нормативы развертывания подразделений в боевой порядок дифференцированы и могут быть оценены по четырехбалльной системе. Как известно, при первом знакомстве с дей-. ствиями при оружии и технике военнослужащий изучает их, затем тренируясь, повторяет одни и те же элементы. Получая так прочные навыки и повторяя приемы в разнообразной обстановке, он совершенствует приобретенное умение, а затем доводит действия до автоматизма. Рассмотрим, к примеру, деятельность командира.
Применение ядерного оружия, широкое использование новейшей техники и вооружения придали современному бою большой пространственный размах, скоротечность, привели к частой, быстрой и резкой смене обстановки. Таким образом, командир при принятии решения порой будет располагать не часами, а минутами. Стало быть, судьба боя окажется в прямой зависимости он навыков офицера.
Они-то и добываются на многократных занятиях по управлению подразделением в сложных и разнообразных условиях современного боя. Повторение, как видим, не только неизбежно, но и необходимо, и оно должно найти свое место в обучении войск. Но повторение имеет и оборотную сторону. Возврат к знакомым действиям в условиях, где от командиров подразделений требуются самостоятельность, решительность, инициатива, может породить шаблон, наносящий серьезный вред командирской зрелости, совершенствованию воинского мастерства, Принятие решения — это творческий процесс, Он требует хорошей теоретической подготовки офицеров, практического опыта ведения боевых действий в разнообразной, быстро и резко меняющейся ситуации. К сожалению, этого не учитывают некоторые руководители учений, которые предпочитают отрабатывать одни и те же вопросы на давно знакомой местности. Именно такой подход к делу порождает шаблон. А он, в свою очередь, притупляет инициативу, творчество воинов, создает ложное благополучие в боевой подготовке. Кое-кто из офицеров поддается настроению благодушия, перестает работать над собой и как результат утрачивает навыки управления подразделением на поле боя. Как видим, повторение повторению — рознь.
Следовательно, командир, организуя занятия или проводя учения, должен разумно подходить к элементам повторения. Там., где оно приносит пользу, его следует непременно практиковать. В иных случаях, когда от командиров, от всего личного состава требуется проявление творчества и инициативы, от него необходимо решительным образом отказываться. Ссылки же отдельных товарищей на сложность, трудность или вообще невозможность избавиться от повторений при проведении учений на знакомых полигонах не имеют под собой аргументированной основы. Это легко доказать хотя бы таким фактом. Встречный бой не принес успеха ни одной из сторон.
С наступлением темноты, оставаясь на достигнутых рубежах, подразделения готовились к активным действиям. Командир танкового батальона, быстро оценив местность, пришел к выводу, что «противник» обязательно попытается незаметно огойти в более выгодный район, так как занимаемый им сейчас оыл совершенно не пригоден для обороны. Значит, надо не допустить его отхода. «Ну, а если отойти удастся, то куда?»— размышлял комбат. — За реку, куда же еще? — высказал мнение один из офи церов.
— Плохо вы знаете «противника», — возразил комбат,— с ним не так-то легко вести бой. Однажды он перехитрил нас, уведя свой батальон за реку.
Вторично туда не отойдет — комбат там опытный. По приказу комбата была усилена раз ведка, но и это не принесло ему покоя. Его пытался успокоить начальник штаба, мол, за ночь ничего не произойдет, а рано утром перейдем в атаку.
— Нет, — стоял на своем командир.
— Этот комбат непре менно уйдет, как его не стереги. Атаковать будем через два часа. Ночью, при искусственном освещении. И распорядился, чтобы была спланирована установка световых створов для ориентирования подразделений и освещения местности. Атаку батальон начал ровно в полночь. Едва он достиг рубежа расположения «противника», как встретил сопротивление огнем ощетинились до полутора взводов.
— Ушел, вот видите, опять ушел! — в сердцах проговорил комбат. —Третий год воюю с этим комбатом на этом полиго не и не могу угадать его действий. Попробуй до-гони его те перь. Усилив разведку, комбат устремился за отошедшим «противником». На рассвете боевой разведывательный дозор доложил, что он занимает выгодный рубеж, прикрывая переправу через реку. Время стало основным, решающим фактором. Промедлишь с атакой, значит фактически создашь для противоборствующей стороны благоприятные условия. Командир батальона поступал правильно, с ходу перейдя в наступление. Стремительная атака танкового батальона обеспечила успех. Но и обороняющиеся вели бой решительно, проявляя высокую активность и стойкость в обороне. Руководитель учений по достоинству оценил действия обоих командиров и вверенных им подразделений.
Этот пример, думается, не требует разъяснений. Он со всей убедительностью подтверждает вывод о том, что и на знакомой местности можно избежать шаблона, провести учение интересно, с пользой. Как же этого добиться? Основным условием поучительности должно быть проведение учений по решениям, отданным распоряжениям и реальным действиям сторон. Это побуждает воинов к самостоятельным действиям, проявлению инициативы.
Причем данные добываются па основе анализа складывающейся обстановки и результате разведки. Так исключается шаблон со стороны командиров всех степеней. Другим не менее важным фактором, влияющим на создание динамичной обстановки, является местность. Она должна обеспечивать по возможности неповторяемость одних и тех же вариантов действий подразделений. При ограниченности числа учебных полей, полигонов, учебных центров это представляет определенную сложность. Однако даже в таких условиях воинов можно ввести в напряженную боевую ситуацию, исключающую схематизм.
Так, например, если атака переднего края наступающим подразделением осуществлялась из непоследственного соприкосновения на рассвете, то прорыв очередного рубежа и глубине обороны может быть проведен с ходу или ночью. Если наступление отрабатывалось зимой с ходу, то летом его целесообразно проводить на той же местности в условиях непосредственного соприкосновения, и т. п.
Такой метод проведения учений дает воинам ясное представление о сложности боевых действий и непрерывности их ведения в разнообразной обстановке, позволит избежать шаблона в подготовке командиров и подразделений и даже в условиях действий на знакомой местности будет вырабатывать у обучаемых инициативу, творчество и способствовать повышению их воинского мастерства.
Другие новости и статьи
Запись создана: Пятница, 21 Июнь 2013 в 0:49 и находится в рубриках Новости.
метки: бой
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика