21 Июнь 2013

Шаблон подвел

oboznik.ru - Шаблон подвел

Вторые сутки шли тактические учения. «Противник» в который раз пытался остановить наступающих, с каждым разом наращивая свои усилия. Вот и теперь, организовав оборону на выгодном рубеже, он имел достаточно времени для подготовки к бою и развертыванию средств связи. Обстановка требовала от наступающих проявления широкой инициативы. Это понимал командир мотострелкового батальона, но оставался невозмутимым. Его спокойствие не поколебал и доклад разведчиков о подходе резервов «противника».

Не утруждая себя сколько-нибудь серьезным анализом обстановки, командир батальона был всецело поглощен подготовкой доклада своего решения руководителю учений. Откровенно говоря, наблюдая беспечность, которую проявил комбат, закралась мысль, что он заранее ознакомлен с предстоящими действиями сторон. Но начальник штаба батальона помог внести ясность. Он подошел к командиру, задумчивый и озабоченный: — Товарищ майор, — сказал он.

—По имеющимся, далеко не полным данным, соотношение сил склоняется в пользу «противника». Уж не готовится ли он к наступлению? Я вот о чем думаю — может, нам лучше временно перейти к обо роне? — Оборона? Ни в коем случае. Только вперед! — ответил — Но… — попытался продолжать свои обоснования на чальник штаба. — Никаких «но». Мы достигли реки. А тема учений —на ступление с преодолением водной преграды. Значит, сейчас начнем отрабатывать основной вопрос. Понятно? Я не первый год участвую на учениях и знаю, что всегда все идет по1 плану. Главное сейчас составить доклад, чтобы прозвучал соответствующим образом, а наступать будем мы, в этом нет сомнений- Оставшись наедине, комбат время от времени приглашал к себе командиров приданных средств, уточняя с ними вопросы предстоящей переправы. Нетрудно было убедиться, что комбат теоретически хорошо подготовлен и обладает недюжинными организаторскими способностями. А начальник штаба едва успевал отвечать на телефонные звонки.

По его голосу чувствовалось, что обстановка накаляется. Начальник штаба вновь доложил, что во всех подразделениях отмечают большую активность «противника». — Пусть прекратят панику и сами готовятся к наступле нию. Я еще не доложил своего решения руководителю учений, Так о каком же наступлении «противника» может идти речь?

Обычно на учениях перед каждым этапом руководитель заслушивает отчеты сторон, отрабатывает с посредниками дальнейший ход боевых действий, а потом уже начинают действовать подразделения. Комбат и мысли не допускал, что может быть иначе. Очевидно, он привык к установившемуся шаблону в проведении учений. Казалось, ничто не предвещает нарушения традиций и на этих учениях.

Однако уже через 20 минут действительность опрокинула все прогнозы. «Противник» перешел в наступление. Обстановка становилась все более напряженной. Вскоре комбат оказался перед выбором: или организованно отойти, или вести тяжелый оборонительный бой с совершенно неясным финалом. В это время на КП прибыл руководитель учений. Он потребовал доложить выводы из создавшейся обстановки и свое решение. Оставим па время командира батальона с его мыслями и постараемся разобраться во всем, что произошло. Действительно, батальон был близок к осуществлению конечной цели — форсированию реки неполному разгрому «противника». И вдруг он оказался в критическом положении. «Противник», перехватив инициативу, диктовал наступающим свою волю.

В чем же причина таких резких перемен? Основная из них— в действиях командира. Вместо того, чтобы постоянно следить за «противником», анализировать его действия, чтобы своевременно определить надвигающуюся опасность, командир батальона ограничился всего-навсего попыткой угадать дальнейший ход событий, вытекающий, по его мнению, из темы учений и установившихся стандартов в их проведении. Он больше всего заботился о том, чтобы угадать решение старшего начальника, четко доложить свое решение и в результате получить высокую оценку. Виноват во всем не только комбат, но и те, кто раньше шаблонно организовывал учения, не требовал от командиров проявления самостоятельности, инициативы и творчества.

Обстановка требовала немедленного отвода подразделений батальона на выгодный для принятия боя рубеж. Однако командир уже не мог перестроиться и искал выход в непрерывных контратаках, чем еще больше усугублял тяжелое положение подразделений. Руководитель учений очередной вводной вывел его из боя, тем самым дав ему возможность наблюдать ход боя со стороны и сделать нужные выводы. Батальон возглавил начальник штаба. И, нужно сказать, он с честью решил сложную задачу. Выход был найден следующим. Подразделения немедленно начали отход к выгодному рубежу. Одна из рот стала в засаду на магистральной дороге, проходящей через лесной массив. Сюда, по расчетам, должен был устремиться «противник». Все произошло именно так, как предполагал начальник. Обнаружив отход, «противник» без тщательной раз-ринулся в преследование.

Но наткнулся на засаду. Пока он искал обходные пути, подразделения батальона оторвались от «противника». Выигрыш времени был достигнут. Остальное, как говорится, было делом техники. Батальон занялся организацией обороны. Успешно проведя затем оборонительный бой, батальон вновь перешел в наступление и форсировал реку. Случай, о котором мы рассказали, наводит па грустные размышления. Конечно, план проведения учений должен быть.

Но он должен включать и элементы творчества, то есть предусматривать различные варианты действий, открывающие командирам простор для проявления инициативы. На деле же подчас все выглядит иначе: как написано, так и делается. Где уж тут до творчества! И стоило нарушить установившийся порядок, как это было на учениях, о которых говорилось выше, и даже грамотные, способные командиры теряются, не могут сразу найти верное решение. Нужно отметить, что на этих учениях действия сторон ие были заранее расписаны.

Они напрашивались сами собой из создавшейся обстановки. Это ставило перед руководителем, штабом руководства и посредниками целый ряд трудностей. И они их преодолели. Здесь были заняты творческой работой все — не только подразделения, участвовавшие в бою, но и штаб руководства, подразделения обслуживания. Думается, такое проведение учений поможет решительно преодолеть шаблон, от которого кое-где еще не отрешились.

Другие новости и статьи

« Когда повторение не впрок

Когда решение принято с опозданием »

Запись создана: Пятница, 21 Июнь 2013 в 0:54 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика