26 Июнь 2013

Город воинской славы Ковров

oboznik.ru - Город воинской славы Ковров

Ковров – административный центр Ковровского района Владимирской области, расположен на правом берегу р. Клязьмы.

Согласно преданию поселение на месте будущего Коврова было основано в XII в. великим князем Юрием Долгоруким. Это место окрестили деревней Елифановкой − по имени зверолова Елифана, одного из первых поселенцев.

В 1157 г. великий князь Андрей Боголюбский, возвращаясь зимой из Суздаля в Стародуб, из-за вьюги сбился с пути и чудом вышел на д. Елифановку. Это произошло в канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного спасения князь приказал выстроить в деревне Рождественскую церковь. С тех пор д. Елифановка получила название с. Рождественское. В XIII в. Рождественское вошло в состав Стародубского княжества.

В XIV в. с. Рождественское было отдано во владение князьям Ковровым из рода Стародубских, живших в 14 км от Рождественского в городище Стародубе-Ряполовском (ныне - Клязьминский Городок). По имени новых владельцев с. Рождественское стало называться Коврово.

В 1567 г. Коврово было подарено князем Иваном Семеновичем Ковровым суздальскому Спасо-Ефимьевскому монастырю и оставалось вотчиной монастыря до 1764 г. С учреждением в 1764 г. монастырских штатов Коврово стало экономическим селом.


Новая страница ковровской истории началась в царствование императрицы Екатерины II, по указу которой 1 сентября 1778 г. в составе Владимирского и Костромского наместничества был учрежден Ковровский уезд, а с. Коврово получило статус уездного города.

Город имел достаточно выгодное месторасположение. На пристань привозили соль, хлеб, рыбу. Была в Коврове ярмарка, которая проходила один раз в год на Рождество. Неподалеку от города находились месторождения известняка, и разработка их была одним из главных занятий жителей Коврова. Из ковровского известняка строили храмы во Владимире, Суздале и других городах.

Весной 1858 г. начались работы по строительству Московско-Нижегородской железной дороги, которая должна была пройти в полуверсте от города. Движение по дороге открылось в 1862 г. В городе начали развиваться промышленность и торговля. Уже в 1862 г. были открыты центральные железнодорожные мастерские. Ковровские мастера создали первые товарные и пассажирские вагоны, которые были удостоены высших наград на промышленных выставках в Москве, Париже и Санкт-Петербурге. Здесь же были созданы первые санитарные поезда.

В 1880 г. Ковров стал начальным пунктом Муромской железной дороги (линия Ковров − Муром).

В 1916 г. началось строительство Ковровского пулеметного завода. В городе действовало 13 учебных заведений.

В годы советской власти Ковровские железнодорожные мастерские были переформированы в ремонтный завод. В 1930 г. туда поступил заказ на ремонт партии импортных экскаваторов. Это обстоятельство стало решающим в дальнейшей судьбе предприятия. Когда возник вопрос о возможности производства отечественных землеройных машин, то было решено образовать в Коврове экскаваторный завод на базе прежних мастерских.

Чугунолитейный завод в годы первых пятилеток был реконструирован в крупное предприятие, выпускавшее механические топки для электростанций, станки, автомобильные стартеры.

В первый же день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., в Коврове прошли многотысячные митинги. Более 700 ковровчан сразу же обратились в военкомат с просьбой зачислить их в Красную Армию. Ковровчане активно записывались в народное ополчение. К концу июля в него вступило 8 тыс. человек. На базе народного ополчения в городе были созданы два стрелковых полка, истребительный батальон, влившийся в феврале 1942 г. в состав войск НКВД. Всего более 19 тыс. человек были отправлены Ковровским военкоматом на фронт.

Летом 1942 г. на территории Ивановской области формировалась 10-я резервная армия. Трудящиеся Коврова приняли шефство над 299-й стрелковой дивизией этой армии и вручили пять знамен отдельным ее частям и всей дивизии в целом.

Многие тысячи ковровчан прошли по дорогам Великой Отечественной войны. Они воевали, как пелось в довоенной песне, «на земле, в небесах и на море»… 13 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза… 

В годы войны ковровчане и в тылу проявляли не меньший героизм, чем на фронте.

Завод имени К.О. Киркижа в годы Великой Отечественной войны стал основным предприятием по производству автоматического оружия для фронта: ручных и танковых пулеметов ДП и ДТ, противотанковых ружей ПТРД, авиационных пушек ШВАК. Отмечая большой вклад ковровчан в общенародную борьбу с агрессором, в 1942 г. в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин подписал указ о награждении завода орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны завод выпустил и отправил в действующую армию 1 202 408 единиц различного вооружения. Девять новых образцов автоматического стрелкового оружия было создано в военное время конструкторским бюро завода. Как особо отличившемуся в выполнении и перевыполнении государственного плана в течение всего периода Великой Отечественной войны в 1945 г. заводу было передано на постоянное хранение переходящее Красное Знамя ЦК ВКП (б) и ГКО, а 16 сентября того же года указом Президиума Верховного Совета СССР завод наградили орденом Ленина.

После войны завод частично перешел на выпуск мирной продукции, в частности − мотоциклов.

Государственный Ковровский машиностроительный завод Наркомата путей сообщения (как именовался тогда экскаваторный завод) 6 июля 1941 г. выпустил последний экскаватор и также перешел на выпуск оборонной продукции. На смену ушедшим на фронт кадровым рабочим к станкам встали женщины, подростки и ветераны-пенсионеры. Осенью 1941 г. на заводе изготовили большую партию воздухоочистительных фильтров для станций Московского метрополитена, использовавшихся в то время в качестве бомбоубежищ. Тогда же заводчане изготовили и провели испытания опытного фронтового окопокопателя «ФОК».

В трудные дни битвы за Москву по инициативе рабочих на заводе был построен бронепоезд «Ковровский большевик». Он был собран всего за 10 дней, а еще за 5 дней работники инструментального завода установили на нем необходимое вооружение.

Патриотический порыв, охвативший работников завода, − одно из проявлений массового героизма тружеников тыла, направленного на оказание помощи Красной Армии в разгроме врага. 18 декабря 1941 г. на Ковровском вокзале состоялись торжественные проводы бронепоезда на фронт. Команда бронепоезда была сформирована из ковровских добровольцев. Бронепоезд был включен в состав 43-го дивизиона бронепоездов и вместе с ним начал боевой путь от станции Сухиничи в Калужской области, где 28 апреля 1942 г. принял свой первый бой с немецкими самолетами. В боевой истории дивизиона − участие в освобождении городов Брянска, Гомеля, Могилева, Почепа, Унеча, Новозыбкова и др. Ровно год, с весны 1942 г. по весну 1943 г. охранял дивизион мост через р. Жиздру у г. Думиничи в Калужской области, ежедневно отражая по несколько налетов немецкой авиации. Фашисты здесь так и не прошли. Боевой путь дивизиона закончился весной 1945 г. 

В августе 1941 г. в Коврове был сформирован 39-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион для охраны города и оборонных предприятий от налетов немецкой авиации и для борьбы с фашистским десантом, который немцы забрасывали в большом количестве с целью розыска оружейного завода Коврова.

За годы войны экскаваторный завод изготовил 10 тыс. комплектов колес для танков Т-34, 25 тыс. корпусов для снарядов «катюш», 40 тыс. корпусов для авиабомб ФАБ-100, 2,5 млн корпусов мин. 

На экскаваторном заводе в течение военных лет были собраны средства на строительство танковых колонн «Ковровский комсомолец» и «Ивановский осоавиахимовец». В 1944 г. на средства заводчан были построены танк «Ковровский машиностроитель» для 1-го Украинского фронта и два самолета. По результатам работы в 1941−1945 гг. завод неоднократно признавался победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и получил переходящие красные знамена НКПС и ЦК профсоюзов железнодорожников, Государственного Комитета Обороны и ВЦСПС.

На прядильно-ткацкой фабрике имени Абельмана в военные годы было произведено 66 млн м ткани, из которой изготовлено более 22 млн комплектов одежды и воинского обмундирования. Текстильщики собрали 105 тыс. рублей на строительство истребителя «Ковровский текстильщик».

По Коврову и Ковровскому району в военные годы было собрано более 126 млн рублей в фонд обороны. В городе и районе было развернуто 6 эвакуационных госпиталей.

Вероломное наступление фашистских войск летом 1941 г. создало угрозу оккупации для многих областей центральной части России. В числе других территорий Ковровский район и город Ковров вошли в состав прифронтовых районов, на которые распространялось действие известного Постановления ЦК ВКП (б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу вражеских войск».

В Коврове в июле-августе 1941 г. был организован партизанский отряд на случай оккупации города и района фашистами.

Славной страницей в летопись трудовых свершений ковровчан в самые трудные дни битвы за Москву вошло создание В.А. Дегтяревым противотанкового ружья и освоение в чрезвычайно сжатые сроки его производства Ковровским инструментальным заводом. В начале июня по поручению Правительства и Государственного Комитета Обороны В.А. Дегтярев с группой конструкторов и рабочих приступил к разработке противотанкового ружья. А уже 29 августа 1941 г. Постановлением ГКО 14,5-мм однозарядное противотанковое ружье системы Дегтярева было принято на вооружение Красной Армии.

Первые партии оружия поступили на фронт в разгар сражения за Москву.

В 1944 г. была учреждена боевая медаль «За оборону Москвы». 300 тружеников ковровских заводов были награждены этой боевой медалью. Тем самым Правительством страны был оценен исключительный вклад Коврова в разгром фашистов под Москвой…

В настоящее время Ковров − крупный оборонный и промышленный центр. Здесь создается музей оружия.

В Коврове родился заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Авиард Фастовец. Здесь работали такие известные оружейники, как В.А. Дегтярев, Г.С. Шпагин, В.Г. Федоров и М.Т. Калашников.

Указом Президента РФ от 3 ноября 2011 г. за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Коврову присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Материал подготовлен Агентством «Военинформ»
Министерства обороны Российской Федерации

Другие новости и статьи

« Тренируются разворачивать полевой лагерь с баней

На защиту бывших военнослужащих встал Конституционный суд »

Запись создана: Среда, 26 Июнь 2013 в 7:33 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика