27 Июнь 2013

Город воинской славы Архангельск

oboznik.ru - Город воинской славы Архангельск

Архангельск — административный центр Архангельской области, расположен на берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море. 

Город основан в 1584 г. по указу царя Ивана IV Грозного. Первоначально назывался Холмогоры, с 1613 г. – Архангельск (по имени Михайло-Архангельского монастыря).

С конца 80-х годов XVI в. Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60% доходов государственной казны. 

В 1684 г. был построен обширный каменный гостиный двор, имевший, помимо торгового, еще и важное оборонное значение – плоские верхи его башен являлись площадками для пушек. 

Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. традиционную структуру древнерусского города. Его центром сделался порт. К концу XVII в. и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I.

В связи с военными действиями шведского флота в 1701 г. по указу Петра I в Корабельном устье (19 км от Архангельска) было начато строительство первой русской регулярной Новодвинской крепости, завершенное в 1705 г. 

В 1708 г. была образована Архангельская губерния, а Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором был назначен двинский воевода П.А. Голицын.

На рубеже XVII–XVIII вв. Архангельск сыграл важную роль в истории развития русского Военно-морского флота. Петр I трижды приезжал и подолгу жил здесь. 18 сентября 1693 г. на верфи о. Соломбала он собственноручно заложил торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 г., подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр I совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. 

В третий раз Петр I приехал в Архангельск 30 мая 1702 г. Он поселился в специально срубленном для него домике на о. Марков напротив строившейся Новодвинской крепости и лично руководил возведением крепостных сооружений. В августе того же года начался легендарный переход к Онежскому озеру – по вырубленной в лесах и вымощенной в болотах дороге волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата. Поход завершился взятием Нотебурга (Орешка).

После окончания Северной войны верфь в Архангельске была закрыта, но в 1733 г. строительство судов на ней возобновилось. С середины XVII в. верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством.

В конце XIX – начале XX вв. Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправилось свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе под руководством В.Я. Чичагова, Ф.П. Литке, В.А. Русанова, П.К. Пахтусова, Г.Я. Седова. В 1915 г. при Управлении Архангельского торгового порта было открыто Ледокольное бюро, в составе которого имелось 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов через Белое море в Архангельск.

Во время Гражданской войны и иностранной интервенции в 1918-1919 гг. город был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Оккупанты с помощью эсеров образовали в Архангельске марионеточное «Временное правительство Северной области». Город был освобожден частями Красной Армии 21 февраля 1920 г.

В годы Великой Отечественной войны в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия, сформированная в августе 1941 г. в составе Северного флота из Беломорской военно-морской базы. Она защищала коммуникации в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике. Флотилия обеспечила проводку свыше 2500 транспортов в конвоях и одиночных, в том числе доставлявших грузы, передававшиеся Соединенными Штатами Америки Советскому Союзу по ленд-лизу. 

Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами. Всего через Архангельский морской порт за годы войны прошло около 4 млн т грузов. А предприятия города и области производили важную для фронта продукцию и оружие (аэросани, лес, минометы, огнеметы).

С первых месяцев войны Архангельск стал госпитальной базой Карельского фронта. В городе действовал 31 госпиталь. 

В 1942-1943 гг. Архангельск несколько раз подвергался массированным бомбардировкам. В годы войны здесь погибло 113 тыс. человек. 

За заслуги в годы Великой Отечественной войны Архангельск в 1984 г. был награжден орденом Ленина.

5 декабря 2009 г. за мужество и массовый героизм защитников города в борьбе за независимость Отечества Архангельску присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Материал подготовлен Агентством «Военинформ» Министерства обороны РФ

Другие новости и статьи

« Илья Муромец

Рост пенсий военных будет выше уровня инфляции »

Запись создана: Четверг, 27 Июнь 2013 в 11:15 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика