Загадки Ильи Муромца



Загадки Ильи Муромца

oboznik.ru - Загадки Ильи Муромца

Илья Муромец, пожалуй, самый известный герой Древней Руси. Количество былинных сюжетов о нем огромно, и в этом отношении ни Садко, ни Добрыня Никитич, ни Алеша Попович не могут сравниться с богатырем из Мурома. Но что мы знаем о нем? Что он тридцать три года лежал на печи, чудесно исцелился, был в ссоре с князем Владимиром, победил Соловья-разбойника. .. Может, жил такой богатырь, может, нет. Одним словом, былины…

Историки давно задаются вопросом: существовал ли на самом деле Илья Муромец ? Поиски его прототипа не дали результатов. Ни в летописях, ни в других исторических источниках нет похожего имени… Однако, вполне вероятно, родословная Ильи, рассказанная в былинах, имеет реальные основания. 

Все былины называют родиной Ильи село Карачарово под Муромом. Жители города с давних пор считают Илью земляком, гордятся им и увековечили память витязя в местных названиях. Еще в XVI веке здесь были: Ильинская улица, Богатырева гора, Скокова гора, по которой былинный герой выехал на совершение подвигов.

Большинство исследователей считает, что Илья Муромец — собирательный образ богатыря, защитника земли Русской… Едва ли это верно. Илья Муромец— единственный герой русского эпоса, который причислен к лику святых (если не считать князя Владимира, тоже канонизированного). В православных святцах день 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромцы, в двенадцатом веке бывшаго». Сейчас уже невозможно установить, каким образом произошла канонизация былинного героя. Но одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца — его гробница. Она находилась в знаменитой Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора и многих других подвижников Киевской Руси… Что это? Случайное совпадение имен или же рядом с Нестором, преподобными мучениками Феодором и Василием, иконописцем Алимпием, старцем Ефремом действительно был погребен богатырь Илья?

До нас дошло уникальное свидетельство, первое упоминание о мощах Ильи Муромца. Оно записано в 1594 году посланником римского императора Эрихом Ласоттой. Есть в его «Путевых записках» подробный рассказ о достопримечательностях Киева, о «пришедшем в ветхость» Софийском соборе. Ласотта сообщает, например, что в одной «из плит синего прозрачного камня», над алтарем, находится отверстие, заделанное известью. «Говорят,— пишет он,— что тут в старину находилось зеркало, в котором посредством магического искусства можно было видеть все, о чем думали, хотя бы даже это происходило на расстоянии нескольких сот миль. Когда раз киевский князь выступил в поход против язычников и долго не возвращался, то супруга его каждый день смотрела в зеркало, чтобы узнать, что с ним случилось и чем он был занят. Но, увидевши однажды его любовную связь с пленницею из язычников, она в гневе разбила зеркало».

Подобные местные легенды Ласотта мог услышать только от самих киевлян, показавших ему Софийский собор. Всякий раз он подчеркивает: как говорят, как рассказывают,ссылалась именно на слова. Киевляне же поведали ему: «Далее от хоров ведет витая лестница к небольшой башне, где, как говорят, происходили заседания совета Владимира».

Продолжая описание Софийского собора, римский посланник сообщает о приделе с гробницами княгини Ольги и Ярослава Мудрого, а затем пишет: «В другом приделе церкви была гробница Ильи Муромца, знаменитого героя, или богатыря, о котором рассказывают много басен. Гробница его ныне разрушена, но в том же приделе сохранилась гробница его товарища».

Интересно, что Ласотта говорит не просто о гробнице, а о богатырском приделе в Софийском соборе. Илье Муромцу и его товарищу оказана невиданная честь: специально для них к храму «приделано» крыло, и теперь соратники покоятся рядом со святой Ольгой и Ярославом Мудрым.

Заметим, что иноземец говорит об Илье как о знаменитом герое, «о котором рассказывают много басен». Из этого следует, что к XVI веку деяния богатыря из Мурома успели обрасти такими невероятными подробностями, что сами киевляне с трудом верили в них.

Стоит ли доверять свидетельству римского посланника? Думается, да.

Если бы Ласотта хотел что-то сочинить, он не стал бы упоминать, что гробницы Ильи Муромца как таковой не существует. Но автор честно признается: он видел разрушенную гробницу великого богатыря и сохранившуюся — его товарища.

Кто был его товарищ — судить трудно, хотя, конечно, напрашивается имя Добрыни Никитича. Кому, как не ему, покоиться рядом с Ильей в богатырском приделе Софийского собора, тем более реальный Добрыня, как дядя великого князя Владимира Святославича, имел на то все права… Но Эрих Ласотта не называет имя второго погребенного, и остается только гадать…

Свидетельство римского посланника — не единственное, но с него начинаются основные противоречия. Дело в том, что все остальные путешественники указывают на мощи Ильи, находящиеся не в Софийском соборе, а в Ан-тониевой пещере Киево-Печерского монастыря, которую Ласотта тоже описывает, он называет имя богатыря, но другого, не Муромца.

В Антониевой пещере он видел «великана и богатыря, названного Чоботком». Ласотта сообщает даже историю прозвища: «Как говорят, когда-то внезапно напали на богатыря неприятели, как раз тогда, когда он надел было один из сапогов своих. Не имея под рукой другого оружия, он… оборонялся от них другим сапогом, еще не надетым, и перебил им всех своих врагов, почему и был назван Чоботком» (чобот — сапог).

Для Эриха Ласотты Илья Муромец в приделе святой Софии и великан Чоботок в Антониевой пещере — разные богатыри. Но существуют другие свидетельства, где имя Чоботок называется как народное прозвище Ильи Муромца и говорится о его мощах в Антониевой пещере. Таково описание Киево-Печерского монастыря и 64 его чудес в книге Афанасия Кальнофойского, изданной в 1638 году. Афанасий называет великана Чоботка Ильей Муромцем и даже сообщает дату его кончины — лет за 450 до своего времени. Отсюда и возникает вполне конкретная дата-1188 год (1638 минус 450).

Позднее, в XIX веке, исследователи не раз обращали внимание на приблизительность этой даты.  «Показания Кальнофойского,— писал один из историков,— не есть сколько-нибудь сильный аргумент. Он мог поставить цифру наугад; да притом в XVII столетии малороссы знали крайне плохо древнюю историю Руси. Мы не беремся даже сказать, знал ли Кальнофойский, за сколько лет от него жил св. Владимир…» Однако на это скептическое замечание основоположник украинской фольклористики М.А. Максимович отвечал: «Афанасий Кальнофойский был один из тех ученых сподвижников достопамятного Петра Могилы, которые вместе с ним в 1635 году открыли гробницу св. Владимира в развалинах Десятинной церкви. Что он знал все написанное дотоле в Киеве о св. Владимире, то видно также из его книги. Конечно, не наугад написал он и свое показание о принадлежности  Ильи   Муромца   второй  половине двенадцатого  века. В киевских пещерах, над мощами почивающих там подвижников, были стародавние доски с краткими о них известиями. Вот древний источник, из которого Кальнофойский мог заимствовать показание свое об Илье Муромце».

Как видим, свидетельство Афанасия Кальнофойского вполне достоверно. Однако есть доля вероятности, что римский посланник потому и разделил Илью Муромца с Чоботком, что, увидев одновременно и гробницу и мощи, он не мог допустить, что они принадлежат одному и тому же богатырю. Ласотта застал уже пустую гробницу Ильи Муромца в Софийском соборе. После взятия монголами Киева в 1240 году могила богатыря, вероятно, была разграблена, а его мощи перенесены в пещеру Киево-Пе-черского монастыря. Отчасти это подтверждает надпись на гравюре XVII века: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, ид еже до ныне нетленен пребывает».

В XVII и даже в XVIII веках Илья Муромец воспринимался как реальная историческая личность. Московский паломник Иоанн Лукьянов, посетивший в 1701 году Анто-ниеву пещеру, записал: «Тут же видел храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешние крупные люди, рука у него пробита копнем, а правая изображает крестное знамение».

…Итак, мы видим, что житие и подвиги нашего первого богатыря приходятся на XII век. Это противоречит былинам, в которых Илья прочно связан с князем Владимиром, правившим, как известно, двумя столетиями раньше… Но XII век — совсем другая эпоха! В это время в Киеве правит Святослав Всеволодович. Князь Новгород-Северский только что бежал из половецкого плена. Переяславль осаждает хан Кончак… Участвовал ли в этих событиях Илья Муромец? Неизвестно. Как неизвестно, кто явился прообразом его врагов — Идолища и Калина-царя…

Можно лишь предположить, что богатырь последние годы провел в походах против половцев и около 1188 года погиб в одном из боев. Глухой намек на это событие содержится в былине, записанной в XIX веке в Карелии: «От этих татар да от поганых окаменел его конь да богатырский и сделались мощи да святые да со стара казака Ильи Муромца».          

Но тем и силен Илья, что бессмертен. Хранимый памятью народа, он возвращается к нам в песнях, былинах, сказаниях. 

Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец. «…Выезжает из Чернигова на Киев, подъезжает к Брянским лесам. В тех лесах живет на двенадцати дубах Соловей-разбойник, который не пропускал ни конного, ни пешего, оглушал своим посвистом. Вот он увидел Илью Муромца, засвистал, не допуская 20 верст, потом за 10 еще громче, отчего конь спотыкнулся. Илья подъехал к самому гнезду, снял с плеч тугой лук, наложил на него калеку стрелу и пустил в разбойника. И попал ему в правый глаз. Соловей свалился как овсяной сноп» (Д.А. Ровинский).

 А.Епатко

Всемирный следопыт. 2004. №18. С.46-53.



Другие новости и статьи

« Что сделал Григорий Потемкин, кроме «потемкинских деревень»?

Коррупция как угроза экономической безопасности »

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 5:41 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы