О побратимстве

Хочу рассказать тебе, дорогой читатель, еще об одном прекрасном эбычае наших предков — о побратимстве, или крестовом братстве,— вступлении в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. Отношения побратимства и посестримства не были широко распространены, но в некоторых условиях они играли существенную роль, и им соответствовали четкие нормы поведения. Это был, в сущности, :пособ религиозно-нравственного закрепления индивидуальной взаимопомощи.
Выбор побратима, крестовой сестры мог определяться другими видами отношений (соседскими, дружескими, хозяйственно-деловыми), но после обряда отношения переходили, по крестьянским представлениям, в новое качество. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины.
В отношения названых (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Побратимство богатырей встречае-гся в разных вариантах былин и разных записях их. Крестовый брат в былинах — заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. Но былины раскрывают не только характер отношений побратимов. Они дают возможность проследить, при каких обстоятельствах возникали между богатырями эти отношения, понять социальные и нравственные основания обычая.
Способность выйти из боя миром, после того, как обе стороны проявили храбрость и исключительные воинские качества, превратить соперника в названого брата (при условии соблюдения воинской чести с обеих сторон) — важное свойство излюбленных народом героев. Побрататься крестами, чтобы «укротить сердце богатырское», превратиться из меряющихся силами соперников в братьев,— это добровольно налагаемый на себя запрет, целый набор обязательств, но в то же время и гарантия поддержки.
Былины, в содержание которых органично входят понятия братания, отношения крестового братства, бытовали по всей территории расселения русских. Об этом говорят как места записи былин (Север, Сибирь, Поволжье, Дон, Центр, Урал), так и самый текст их. Например, былина «Бой Добрыни с Ильей Муромцем», в которой обстоятельно описано побратимство, связана по тексту с Рязанью: зачин посвящен Рязани («Как доселева Рязань слободой слыла; А как нонече Рязань славен город стал»); в Рязани живет князь Никита Романович — отец Добрыни; в Рязань приезжает и по Рязани едет разыскивающий достойного соперника для богатырского сражения Илья Муромец;-к Рязани — «славну городу», к матушке Добрыни, едут богатыри после братания. Значит, на каком-то этапе своего развития былина эта бытовала на Рязанщине (каковы бы ни были более древние слои ее формирования). В то же время научная запись застала былину в конце XIX века на берегу Белого моря.
В былине «Бой Добрыни с Ильей Муромцем» подробно описан поединок этих двух богатырей, схватка достойных друг друга противников. И как выход из состязания равновеликих — выход, при котором оба сохраняют жизнь и объединяют свои усилия в дальнейшем,— побратимство. Немогименя казнить, моги помиловать.
Назывёмься-комыбратьеми крестовыми. Покрестоемся мы своима крестами золоченыма,— предлагает Добрыня Илье Муромцу, одержавшему над ним победу. В дальнейшем обнаруживается интересная деталь в характере отношений крестовых братьев — старшинство одного из них.
А как будет ты — больший брат, А я буду меньшия брат; А мы будем ездить по чисту полю, поляковать. Приставать будем друг за друга, Друг за друга, за брата крестового. Как мы увидим, определение старшего и младшего братьев практиковалось иногда при побратимстве и в реальной действительности. В данном случае на стороне Ильи Муромца и преимущество в возрасте, и победа в поединке.
Былина рисует и обряд побратимства: А ставал-то он да на резвы ноги, Подымал он Добрыню за белы руки, Целовал он Добрынюшку во уста сахарные, А сымали они с голов да золоты кресты, Да садились они на добрых коней, Поехали они к Рязани славну городу Ко Добрыниной да родной матушке. По тексту, Илья Муромец и Добрыня Никитич познакомились именно в этом бою, закончившемся их братанием. В других былинах богатыри выступают уже сразу как крестовые (названые) братья. Примечательно, что в разных вариантах былины о поединке Добрыни и Ильи побеждает то один из них, то другой. «Отсутствие одного постоянного победителя, вероятно, объясняется тем, что для сказителей важно не кто победит, а то, что бой оканчивается мировой, братанием»,— отмечают современные фольклористы Ю. И. Смирнов и В. Г. Смолицкий.
Как мирный выход из поединка возникло и побратимство Добрыни Никитича и Алеши Поповича (былина «Добрыня и Алеша»), На этот раз инициатором братания выступает не один из сражающихся витязей, а третье лицо. Илья Муромец, приехав на шум битвы, выслушивает обе стороны и говорит: А укротите вы да сердце богатырское, А назовитесь вы да братьями крестовыма, А лучше вы крестами побратайтесь. Сам Илья при этом выступает как крестовый брат Добрыни — это упоминается дважды в их обращениях друг к другу. Алеша Попович и Добрыня вняли уговорам старшего богатыря: А ён их улестил тут, уговорил, Да тут они не начали больше биться, ратиться, Укротили сердце богатырское. Как тут оны крестами побратились. Назвалися братьями крестовыма: Добрынюшка назвался до большой брат, Алешенька назвался меньшой ему (…) В былине «Василий Казимирович» герой, попадая в сложные и неожиданные ситуации при дворе Батыя, трижды восклицает: А надеюсь на Спаса, на Пречистую, На матушку на Божью Богородицу, Надеюсь на братца на названого, На молода Добрыню Никитича. И названый братец действительно справляется со всеми трудностями. Существенное качество отношений крестовых братьев — непременное взаимное послушание одного другому — занимает центральное место в былине «О ссоре Ильи Муромца со князем Владимиром». Князь посылает Добрыню Никитича пригласить на пир обиженного на князя Илью Муромца, так как «они были братьица крестовые».81 У них крестами побраталось, Кладена была заповедь великая, Подписи были подписаны,— Слухать большему брату меньшего, А меньшему брату большаго.
Добрыня, придя к Илье, напоминает о «заповеди великой»: Аиже, братец крестовый названый, Старый казак Илья Муромец! У нас кладена заповедь великая, У нас подписи были подписаны,— Слухать большему брату меньшего, А меньшему брату большего, А дружка за дружку обеим стоять. Нарушить заповедь побратимов — значит преступить закон: Аи же, братец крестовый названый, Молодой Добрынюшка Никитиничь! Кабы не ты, никого бы не послушал, Не пошел бы на почестей пир, А нельзя закон переступить. Придя к князю Владимиру, Илья подчеркивает, что пришел только потому, что не мог ослушаться названого брата: Аи же ты Владимир столько-Киевский!
Знал кого послать меня позвать! Кабы не братец крестовый названый, Никого я не послухал бы. Крестовыми братьями в былинах становятся (или уже состоят в этих отношениях к началу действия былины) русские богатыри, то есть эратание происходит между своими. Но в одном случае описано побратимство как мирный выход из боя с врагом. В былине «Добрыня Никитич и отец его Никита Романович» побежденный Добрыней Змей Горыныч обещает не летать в Киев, не уносить княгиню Апраксию, а когда богатырь не верит ему, предлагает братание — как гарантию надежности уговора. Говорит тут Змей Горынишко: «Ты будь-ко мне, Добрыня, больший брат, А я тебе буду, змеишше, меньший брат: Я дам тебе добра коня богатырского. И дам тебе потнички не почены, И дам тебе коврички не держаны, И дам тебе седелышко черкасское И со всею сбруей богатырскою». Туто молодцы побратались: Добрыня стал больший брат, Змеишшо стал меньший брат.
Побежденный делает здесь подарки (в случаях братания богатырей между собой подарки не упоминаются) и становится меньшим братом. Змей Горыныч нарушил обещание: полетел в «стольный Киев-град» и похитил княгиню. Его поступок кажется Добрыне особенно ужасным именно в связи с состоявшимся братанием: И тут Добрыне за беду стало, За великую досаду показалося: «Ах ты матушка родимая! Мне змеишшо — меньшой брат, А я змею — большой-де брат; А поеду ему скорую смерть предам».
Встречается в былинах и ироническое отношение богатыря к предложению брататься, исходящему от противника, который терпит поражение: Возговорит тут Кумбал царь: «Ой ты гой еси, добрый молодец, Суровей богат сам Суздалец! Будь ты мне названый брат, Вот тебе полаты золотой казны, И отдам тебе коней заповедныих». Возговорит добрый молодец, Суровей богат сам Суздалец: «Ой ты гой еси, Кумбал царь!
Видя смерть, отговариваешься, Братом нарекаешься, Сулишь полаты золотой казны Отдаешь табуны заповедные! Судя по былинам, для вступления в отношения названых, или крестовых, братьев поединок не обязателен. Богатыри становятся назваными братьями перед началом трудного совместного (а иногда и не совместного) похода.
Так поступают Илья Муромец, Михаил Поток и Алеша Попович, откликнувшиеся на призыв киевского князя Владимира ехать за «данями и выходами»: «И те речи великому князю полюбилися, подносит им чары зелена вина, и запивают меды сладкими, и с великим князем прощаютъца. И называютъца братьями назваными, и садятъца на свои добры кони, и едут из града Киева». Богатыри отправляются, чтоб взять «дани и выходы» в три разных места, едут поодиночке: «А сами поехали порозно, всяк своим путем». В чем же смысл братания именно перед этим выездом?
Былина дает на это ответ: «Братъцы милыя, хто у нас наперед приедет до Киева, а каво не будет опосле, и нам ехать таво сыскивать». Названые братья будут искать и выручать того, кто окажется в затруднительном положении. Побратимство — как гарантия взаимной выручки воинов, не только в сражении бок о бок с общим врагом. Эпос дает высокую оценку отношений побратимов, которые считаются даже более сильными узами, чем отношения родных братьев.
Мне Алеша Попович крестовый брат, Крестовый брат паче родного. Та же опенка звучит и в «Василии Буслаеве»: Гой еси ты. Костя Новторженин, А и будь ты мне названой брат И паче мне брата родимова! В былинах нашли отражение некоторые запреты вступления в брак; связанные с побратимством. Прежде всего, запрет вдове выходить замуж за крестового брата мужа. Тема эта обыгрывается во многих вариантах былины, в которой за жену уехавшего надолго Добрыни посватался Алеша Попович. Уезжая в «землю Тальяньскую» стоять «за стольный Киев-град, а за тую ли веру християньскую», Добрыня наказывает жене ждать его двенадцать лет, а потом — хоть «за муж поди, хоть — вдовой живи»: Только не ходи за смелого Алешу за Поповича, За того ли за девочьяего насмешника И за моего названого за меньшого за брата. В некоторых вариантах былин Добрыня наказывает потом Алешу лишь за ложную весть о гибели Добрыни. Это дало основание комментатору недавнего издания былин утверждать, что «певцу была непонятной или безразличной церковная норма — запрет выходить замуж или жениться для лиц, находящихся между собой в каком-либо родстве, включая кумовство и крестовое братство».
Это утверждение основано на недоразумении. Во-первых, никакому сказителю XIX века не мог быть «непонятен или безразличен» запрет выходить замуж или жениться «для лиц, находящихся в какомнибудь (?!) родстве»: крестьяне строго соблюдали запрет вступать в брак88 лись здесь только на непосредственных участниц, то есть мужья и их дети не считались родными. Обряд побратимства у русских нашел отражение у больших мастеров художественной литературы. Вспомним эпизод побратимства князя Мышкина с Рогожиным в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского.
Рогожин, обуреваемый противоположными чувствами к князю, стремясь укрепить дружеский, братский характер их отношений и преодолеть ненависть, возникшую у него к Мышкину как сопернику, предлагает обменяться крестами. Чтобы закрепить братанье, он просит свою мать благословить Мышкина, как родного сына. В конце этой встречи названые братья обнимаются. Л. М. Лотман, рассматривая связь творчества Ф. М. Достоевского с фольклорной традицией, отметила сходство эпизода братания в романе с легендами о побратимстве, опубликованными до написания романа. «Несомненно, вера в святость названого братства и особенную греховность покушения на побратима и заставляет Рогожина вступить в побратимство с князем Мышкиным». Наблюдения Л. М. Лотман могут быть дополнены и уточнены. Живя в Семипалатинске и выезжая неоднократно в Змеиногорск, Барнаул, Кузнецк, Федор Михайлович имел возможность почерпнуть материал для темы побратимства непосредственно из жизненных наблюдений или из местного фольклора.
Ведь именно к этому району относятся наблюдения С. И. Гуляева, отметившего бытование здесь у русских обычая побратимства и записавшего вариант былины, включающий эпизоды братания. В самом Семипалатинске значительную часть русского населения составляли казаки и крестьянство, а в поездках Достоевский вступал в контакты с крестьянством (об этом говорится в воспоминаниях А. Е. Врангеля). Развернутую картину обряда побратимства дал А. К. Толстой в романе «Князь Серебряный», события в котором, как известно, относятся к XVI веку. В обстановке военных действий против татар Максим Скуратов, искренне привязавшийся к Никите Романовичу, просит его обменяться крестами и стать назваными братьями. Устами Скуратова Толстой определяет побратимство как «древний христианский обычай». Здесь сочетаются оба традиционных основания побратимства: и отсутствие родных братьев (Скуратов говорит об этом), и воинское товарищество, основанное на глубокой внутренней симпатии.
Обращение А. К. Толстого к этой теме было связано, несомненно, с оживлением изучения обычаев и фольклора (над «Князем Серебряным» писатель работал с конца 40-х годов до 1861 года). Но вряд ли фольклорные источники главы «Побратимы» могут быть ограничены публикацией легенд в 1859-м и 1860 годах. И жизненный и фольклорный материал, питавший этот эпизод романа, у А. К. Толстого, как и у Ф. И. Достоевского, по-видимому, был гораздо шире. Интерес к славянскому побратимству проявил А. С. Пушкин. Рассказав в «Песнях западных славян» о побратимах («В церкви Спаса они братовались и были по Богу братья»), поэт пояснил в собственном комментарии к стихотворению: «Трогательный обычай братования, у сербов и других западных славян, освящается духовными обрядами». Тему названых братьев не обошел и Н. В. Гоголь (в «Страшной мести»), следовавший украинской традиции.
Как мы видели, в повседневной жизни русской деревни XVIII—XIX веков обычай побратимства встречался в сравнительно ограниченных размерах. Но как понятие, как выражение взаимоотношений, предполагавших высокие нравственные обязательства при любых условиях, побратимство сохраняло существенное место в сознании крестьян.
М.М. Громыко
См. также
Загадочная русская душа, правда, есть?
Патриотизм и национальное сознание
Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма
Миф о вековечной бедности простого русского народа
Другие новости и статьи
Запись создана: Четверг, 22 Октябрь 2020 в 0:17 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
метки: побратимство
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика