Малоизвестные варианты Т-27. Самоходная установка СУ-76К (СУ-3)

Начало работ по динамореактивным артиллерийским орудиям, или пушкам (ДРП) в нашей стране можно отнести к периоду Первой мировой войны. В 1915—1917 гг. Кучинский аэродинамический институт совместно с Артиллерийским комитетом работал над рядом изобретений, «полезных для национальной обороны».
Одним из таких изобретений являлась траншейная пушка конструкции Д.П. Рябушинского, разработанная летом 1916 г. и представлявшая собой экспериментальный вариант динамореак-тивного артиллерийского орудия. 24 октября того же года она была рассмотрена Техкомом ГАУ. 20 декабря 1916 г. Рябушинский сделал в Математическом обществе доклад «О реакции газовой струи», в котором описал свое изобретение, назвав его «реактивной пушкой». Уже после революции, в 1920 г., Рябушинский опубликовал во Франции в выпуске VI “Bulletin de l’Institut Aerodynamique de Koutchino» результаты некоторых исследования в области баллистики и поместил сведения о своей пушке со схемами и необходимым математическим аппаратом.
Работы по ДРП получили продолжение в трудах других авторов. В 1931 г. АНИИ РККА был издан труд В.Е. Сухоцкого «Теория пушки Д.-Р.П.». Одним из активных сторонников ДРП стал Л.В. Курчевский, который с 1923 г. (заявка с приоритетом от 5 июня 1923 г.) попытался запатентовать «Устройство для уничтожения отката в орудиях», однако регулярно получал отказы. Так, в ответе эксперта от 10 мая 1931 г. прямо говорилось:
«Артиллерийские орудия, имеющие в казенной части отверстие для выпуска продуктов горения заряда в направлении противоположном движению снаряда, с целью уменьшения или устранения вовсе явления отката, описаны в литературе ранее заявителя».
Тем не менее, Курчевскому со временем удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц, монополизировать работы в области ДРП и возглавить ОКБ ГАУ при заводе №8.
Размещение сравнительно компактной ДРП в танкетке могло существенно повысить ее боевые свойства, что и послужило обоснованием для разработки самоходной установки СУ-76К (в ряде источников ТПК-27, или СУ-3). Эта машина относилась к полностью закрытым самоходным установкам и предназначалась для действий в составе разведывательных отрядов и для сопровождения конницы.
Опытный образец СУ-76К построили в 1933 г. В состав экипажа входили два человека. Основным оружием являлась динамореактивная (безоткатная) пушка «К» конструкции Л.В. Курчевского, которая устанавливалась вместо штатного 7,62-мм пулемета ДТ у правого борта машины. Имелся механизм автоматического перезаряжания. Все части пушки, кроме сопла и лотка, были защищены броней толщиной 6 и 9 мм. Силовая установка, трансмиссия,ходовая часть и электрооборудование остались без изменений. Запас хода СУ-76К по шоссе достигал 110 км. При необходимости быстрой переброски самоходная установка могла перевозиться за автомобилем на подкатной тележке с пневматическими шинами
«Для придачи углов возвышения и горизонтальной наводки в допускаемом секторе обстрела орудие снабжено механизмом подъемным и поворотным. При стрельбе хода наводки возможны только направлением самой танкетки».
На основании приказа начальника УММ РККА №05 от 19 марта 1933 г. провели испытания опытной машины. 25 и 26 марта 1933 г. на полигоне МКУКС в Кунцево одновременно ис-пытывались несколько самоходных артсистем с пушками Курчевского: на танкетке Т-27, танке Т-26, бронеавтомобиле БАИ и трехосном автомобиле «Форд». Председателем комиссии по испытаниям был начальник НИАБТП Штагин. От ОКБ ГАУ в испытаниях участвовал Курчевский, от НТК ГАУ — Краузе, от НТК УММ — Сакс, Сапрыкин и Сквирский, от 2-го отделения 2-го управления — Фокин, от НТУ УММ — Азбукин. В ходе испытаний отмечалась
«вибрация на ходу всей системы»
из-за недостаточно жесткого крепления орудия, а также были зафиксированы шесть задержек при 15 выстрелах из-за недосылки снарядов и другие недостатки.
«Стрельбы как из этой, так и из других систем производились некондиционными снарядами. Достаточного количества стрельб произвести было нельзя из-за малого количества снарядов».
По мнению комиссии, предварительные испытания выявили следующие недостатки системы:
«1. Задержки из-за несовершенства заряжания 40% всех задержек по этой причине.
2. Наличие щелей в броневом закрытии при углах возвышения и при стрельбе в сторону.
3. Вибрации на ходу всей системы, что говорит о необходимости более прочного крепления орудия и устройства механизмов крепления с меньшими допусками.
4. Непрочность подающего механизма — пересмотр этого механизма в целях обеспечения большей его прочности и надежности досылки патрона в камору.
5. Необходимо отогнуть верхнюю часть переднего броневого закрытия так при настоящей конфигурации закрытия при углах возвышения орудия невозможно закрыть входной люк.
6. Обеспечение глаз стрелка от повреждений во время стрельбы с хода на прицеле необходимо иметь резиновый наглазник».
В заключении говорилось:
«Артиллерийская установка в основном выполнена удовлетворительно. С учетом отмеченных недостатков может быть допущена к капитальному отстрелу на предмет принятия на вооружение».
Капитальный отстрел СУ-76К был начат 15 апреля на полигоне ВАММ им. Сталина. После небольшого перерыва, 11 июля 1933 г., самоходную установку вновь представили военным. Комиссия в составе начальника 3-го отделения 3-го управления УММ РККА Сакс, помощника начальника 3-го отделения НТУ ГАУ Краузе, инженера 3-го отделения 3-го управления УММ РККА Сапрыкина и начальника ОКБ №1 ГАУ Курчевского произвела осмотр и опробование стрельбой 76-мм пушки «К», установленной на Т-27.
В результате осмотра установили, что в системе были устранены основные недостатки, отмеченные в акте от 31 марта («1.Для обеспечения досылки патрона в ствол сделан специальный досылатель; 2. Закрыта щель в броневом прикрытии»), что дало основание произвести стрельбы с места снарядом весом 3,2 кг. Правда, выяснилось, что
«… работа досылателя имеет недостаток в том. что дает возможность ушибов рук стреляющего благодаря близкому расположению рукоятки досылателя и рукоятки досылающего механизма».
СУ-76К признали пригодной к большим испытаниям на НИАП по программе УММ и ГАУ с устранением выявленных недостатков. Эти испытания проходили с 23 июля по 29 августа 1933 г. Из пушки сделали 575 выстрелов, а общий пробег машины достиг 100 км. Скорострельность составила 6—7 выстр./мин. В ходе испытаний было зафиксированы (около 5%) затяжные выстрелы и плевки — падения снарядов в 3—4 м отдула. Меткость на расстояниях до 400— 600 м признали приемлемой, а на больших дистанциях — неудовлетворительной. Наблюдался также прогиб броневого щита в результате воздействия пороховых газов.
В заключении комиссии отмечалось, что СУ-76К, безусловно, заслуживает внимания и после устранения (в очередной раз) неполадок может быть допущена к войсковым испытаниям. После ремонта на заводе №8 в Подлипках машина в декабре 1933 г. демонстрировалась на Химическом полигоне в Кузьминках. Потом вновь поступила на испытания.
В ходе многочисленных испытаний (в результате одного из них погиб инженер А.Я. Нейланд) регулярно отмечалась, что танкетка с ДРП заслуживает внимания, но требует устранения недостатков. Однако недостатки так и не устранили. На вооружение СУ-76К не приняли и в серийное производство не передавали.
nnm.me
Другие новости и статьи
« Опытный морской дальний разведчик МДР-3. СССР
Малоизвестные варианты Т-27. Огнедышащий дракончик завскладом Кратирова »
Запись создана: Пятница, 19 Июль 2019 в 0:09 и находится в рубриках Межвоенный период.
метки: вариант, орудие, пушка, схема
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика