Патриотическое и краеведческое воспитание школьников на уроках истории и внеклассной деятельности



Патриотическое и краеведческое воспитание школьников на уроках истории и внеклассной деятельности

oboznik.ru - Патриотическое и краеведческое воспитание  школьников  на уроках истории и внеклассной деятельности

Известный русский религиозный философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории и классный руководитель ставлю перед собой вполне конкретные цели:
1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;
2. Дать детям возможность увидеть Россию: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности;
3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;
4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.
5. Формировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии.
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Что же такое «патриотизм»?

И какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает
актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей.

В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. В этих целях в нашей школе разработана программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1».

Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории. Учитель-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Работая с детьми, из года в год наблюдаю проблему, когда при изучении истории у части учеников за период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедился, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметил, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.

История, как никакой другой предмет, содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.

Школьными программами по истории России в VI – XI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Сбором материала по местной истории, его классификацией в школьном музее я преследую педагогические цели. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заранее даю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его выполнением, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.

Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Тема: Июнь 1941- ноябрь 1942г(используется материал о участнике битвы Колчеве Я.Ив.).
Тема: Коренной перелом в ВОВ Ноябрь 1942- зима 1943г.(используется материал о участниках битвы Платонове П.Ф. и Плетневе Ю.П.).
Тема: Курская битва в ВОВ лето- осень 1943 г.(используются материалы о участниках Курской битвы – уроженцах Ивни и земляках).
Тема: Ивня в военное лихолетье.
Тема: Причины, цена и значение Великой победы. (используется материал о участниках парада Победы Анпилогове В.И. и Степанове В.А.).
Тема: Усадьба Карамзиных-Клейнмихель и ее обитатели. 8 кл.
Тема: Экономическое развитие в пореформенной России второй половине XIX века (используются статистические материалы, и сведения о промышленных предприятиях края, сведений о осуществлении отмены крепостного права в Ивне). 10 кл.
Тема: Революция 1905-1907 гг. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года.(используется сведения о забастовке ивнянских сахарников в 1905 году). 11 кл.
Тема: Россия в годы революций и гражданской войны.(использование сведений об  участии земляков в гражданской войне). 11 кл.
Тема: Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг.(использование статистических и архивных сведений о социально-экономическом развитии Ивни в 30х годах). 11 кл.
Тема: Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. Ивня в изучаемый период. 11 кл.
Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.
Мои ученики организовано работают в краеведческом кружке.

Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ивни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея, районная газета «Родина», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
Мои ученики организовано работают в краеведческом кружке.
Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ивни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея, районная газета «Родина», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
В своих исследовательских работах Виталий Горлов использует различные источники и материалы. В том числе: архивные данные, материалы периодической печати и Краеведческого музея МОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1», которые содержат важнейшие данные о тех годах, позволяют восстановить событийную канву и формируют необходимую фактическую основу для исследования.

Значительное место в его работах занимает эпистолярное наследие: воспоминания очевидцев тех событий, людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, и тех, кто трудился для победы. Эти источники представляют значительный интерес, поскольку, позволяют окунуться в атмосферу тех лет, прочувствовать и понять, какой ценой народу далась эта победа. Среди очевидцев событий – самые разные люди: представители командного состава армии и мирные жители, но, независимо от звания и возраста, их объединяло единое стремление к победе над врагом, что и определило «отечественный» характер этой войны.
Поливянов Владимир в своей исследовательской работе размышлял:
«Я очень люблю бывать в школьном музее. Посидеть в тишине, полистать альбомы, почитать фронтовые письма, посмотреть старые пожелтевшие фотографии и документы. А сколько интересных встреч прошло здесь с ветеранами. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в живых ивнянцев прошедшие страшные дороги войны. Да и многие из них не очень любили вспоминать о войне. Ведь для них, война – это не абстрактное понятие. Это воспоминание о тревоге, о страшных кровавых столкновениях с врагом, о мучительных переживаниях за близких в своём сердце. Война – это страшный сон стоявший перед глазами фронтовика как явь. Нельзя забыть того, как ходили в атаки с боевыми друзьями, как на глазах снаряд или мина в клочья разрывали твоего товарища».

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному поселку. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

Кременчутский С.В




Другие новости и статьи

« Первая мировая война (1914— 1918 гг.) продолжалась 1568 дней и ночей

Михаил Кутузов »

Запись создана: Вторник, 2 Октябрь 2018 в 13:24 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , ,



Юридическая помощь, по всем отраслям права. Защита интересов в суде, споры
jur-profi.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы