22 Декабрь 2019

Эпоха Русского Возрождения как исторический оппонент Эпохе Западноевропейского Возрождения

oboznik.ru - Эпоха Русского Возрождения как исторический оппонент Эпохе Западноевропейского Возрождения
#европа#Россия#общество

Европа и Россия – две равновеликие исторические сущности, но разные. Европа пошла по пути индивидуализма, индивидуалистической свободы, индивидуалистической цивилизации, ставшей «почвой» для капитализма, переросшего на рубеже ХХ и XXI веков в глобальный империализм. У истоков цивилизации Запада, глобального империализма стоит Эпоха Возрождения, которую буду называть Эпохой Западноевропейского Возрождения, потому что эта эпоха – в первую очередь есть историческое дело Западной Европы.

Результатом этого дела стал западноевропейский капитализм и как его «дитя», сотворенное европейцами на американском континенте, – американский, а более правильно – англо-американский, капитализм. Эпоха Западноевропейского Возрождения, если к ней отнести и XVIII век, как век Просвещения, охватывает исторический период с XIV века по начало XIX века. Ее стержнем было устремление к индивидуалистической, буржуазной свободе, прославление «физической телесности» человека. Собственно говоря, песнь физической телесности человека, например, в картинах Микеланджело, незаметно перешла в песнь «чревоугодничающего тела», «тела гедонистического», например, у Рубенса.

Протестантская реформация, охватившая Англию, Германию, Голландию, Данию, в целом – Север Европы, – находилась в «прометеевской» логике развертывания Эпохи Западноевропейского Возрождения. Именно она, эта логика, и породила тот «капиталистический дух» европейского индивида, о котором написал М.Вебер, и который безжалостно расстался с последними остатками своей религиозности ради «наживы денег». «Нажива денег, – подчеркивал М.Вебер, – как самоцель противопоставляется всякому непосредственному их потреблению…» .

Начало XXI демонстрирует окончательное исчерпание потенциала развития, заложенного Эпохой Западноевропейского Возрождения. Если посмотреть на 500 лет развития капитализма, порожденного Эпохой Западноевропейского Возрождения, как на Глобальную Капиталистическую Цивилизационную Революцию , завершением которого было бы установление «царства господства Капитала» на всей Земле, то можно отметить, что ХХ-й век сформировал ей исторического оппонента в лице Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, начавшейся в 1917 году с России (под знаком первой волны которой прошел ХХ-й век), а XXI век добавил к социалистической форме исторического отрицания капитализма еще и экологическое отрицание, в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Фактически, можно констатировать, что наступил Экологический Предел ценностям Эпохи Западноевропейского Возрождения – рынку, частной собственности, деньгам, индивидуализму, свободе наживы и свободе безграничного потребления.

Но в истории человечества есть еще одна «Эпоха Возрождения» (которую не заметили ни историки, ни культурологи), противостоящая по своей ценностной базе Эпохе Западноевропейского Возрождения – Эпоха Русского Возрождения (ее можно было бы назвать и «Эпохой Великого Русского Возрождения»). Зародилась она в начале XVIII века, с деятельности Петра Великого и продолжается до сих пор.

В отличие от Эпохи Западноевропейского Возрождения она изначально устремляется к раскрытию космической телесности человека, к его Ответственности за все сущее на Земле, к всемирности и всечеловечности, о которых, как о свойствах духовного мира русского человека, говорил Ф.М.Достоевский. Этот образ космического масштаба телесности и духовности человека хорошо отразил политический деятель екатерининской эпохи и русский поэт Г.Р.Державин в стихотворении «Бог»:

«Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб, я червь – я бог!».

С Державиным, как бы перекликается, перебрасывая невидимый «мост духовного единства», знаменитый русский ученый-космист, гелиобиолог А.Л.Чижевский:

«Смотри на Солнце, милый друг!
Твой глаз смыкается лучами.
Бегущими что день над нами:
Ты видишь огнеметный круг!
Заметь морщины на Луне,
Что все ль они однообразны,
Иль между ними есть и разны:
Скажи: высоки ли они?
Так в бесконечности миров
Есть жизнь, есть звери, гады, люди,

У коих бьется сердце в груди…
За это спорить я готов!
О целый мир грядет из тьмы –
Непостижим, но познаваем,
И если мыслят марсиане,
То они мыслят, как и мы.
Для нас, для них – один чертог –
Торжественный, закономерный,
И в бесконечности безмерной
Единый строй, единый Бог!…»

Почвой Эпохи Русского Возрождения служит Русский Космизм в его глубоком, цивилизационном, вневременном понимании, укорененность которого в истории русского народа имеет такую же историческую глубину, какую имеет и русский язык. В 1999 году в работе «Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия» автор этого «Слова» писал: «Русский космизм есть вневременное явление русской культуры.

Характеристика «вневременности» Русского Космизма используется автором для того, чтобы подчеркнуть его как качество всей истории русской культуры и культуры России соответственно, по крайней мере, восходящее к древнерусским памятникам культуры, таким как «Повесть временных лет», Ярославова «Правда», «Слово о полку Игореве», вся летописная культура, живопись Феофана Грека и Андрея Рублева […]. С.С.Аверинцев пишет о феномене национальной психологии «насквозь характерном, насквозь историческом», в системе которой понятие «Святая Русь – категория едва ли не космическая», в котором проявляются космические масштабы: в некотором смысле «быть… всем миром» (пространственно-временные масштабы) – «большое время» Бахтина […]…» . «…для русского космического чувства характерно чувство дружественности Космоса, несмотря на все случающиеся социоприродные трагедии». «Русский космизм по своим социои этногенам […] оптимистичен, выступает неким сотворцом с Природой, и как коллективный Творец коллективной, соборной русской души формирует культуру радости и счастья […], культуру сотворения и общего дела, которое получает уже позже в трудах Н.Ф.Федорова […] поистине русский космически-мажорный масштаб» .

В самом пространственно-временном или хронотопическом (хронос – время, топос – пространство) макромасштабном генезисе Русского Космизма скрыт генезис своеобразного фрактального голографизма русского сознания, восходящего к фрактальному голографизму космического видения древних русичей, глубоко чувствовавших подобие между устройствами малых и больших систем в космоустроении Вселенной и мира человека. «Космос Природы как бы повторяется во внутреннем Космосе человеческого Бытия, даже его жилища» .

Именно на этом основании русско-космического мировоззрения и возникает Эпоха Великого Русского Возрождения, с ее космо-ноосферной устремленностью, – Эпоха, породившая в ХХ веке и Русский Прорыв к социализму в 1917 году, и Русский Прорыв в Космос, в лице первого полета на орбитальном корабле русского человека Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года вокруг Земли

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век

Другие новости и статьи

« Александр Невский: «Бысть вечье»

Россия и европейский «пожар» »

Запись создана: Воскресенье, 22 Декабрь 2019 в 0:15 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика