Три цикла Эпохи Русского Возрождения – логика ее развития


9 декабря - день героев О

Три цикла Эпохи Русского Возрождения – логика ее развития

oboznik.ru - Три цикла Эпохи Русского Возрождения – логика ее развития
#историяроссии#история#народ#война#Ломоносов#музей

Эпоха Великого Русского Возрождения условно делится автором на три цикла: • первый цикл – петровско-ломоносовский или «романтический» (1720 – 1820гг.); • второй цикл – пушкинский или «универсалистский» (1820 – 1920гг.); • третий цикл – вернадскианский или «ноосферно-космический» (1920 – 2020гг. (?)); Петровско-Ломоносовский цикл назван мною в честь Петра I как великого русского реформатора, не только русского властителя, но и русского мыслителя, стоящего у начала основания русской академической науки и русского университетского образования. М.В.Ломоносов предстает в своем творчестве, с одной сторны, как символ возрожденческого русского пафоса петровской эпохи, перешедшей в елизаветинскую, а затем екатерининскую, эпохи, а, с другой стороны, как интегративно-космическая, синтетическая форма самовыражения XVIII века как века подъема Русского Возрождения, несущего в себе смысл возрождения русского духовного гения, его раскрепощения для новой волны исторического творчества.

М.В.Ломоносов предстает перед отечественной и всемирной историей не только как универсальный гений русской науки, заявившей о себе миру так мощно и полно, но и как первооткрыватель русской истории (противостоящей ее норманнской версии Г.Ф.Миллера), как русский поэт и живописец, создатель технологий горного дела, основатель ряда экспедиций в Сибирь и на Север, первооткрыватель производства русского фарфора и т.д., и т.п. В своем универсализме творчества М.В.Ломоносов конгениален мощной фигуре Эпохи Западноевропейского Возрождения Леонардо да Винчи. Ломоносов был универсален, энциклопедичен.

Трудно назвать отрасль знаний, в которую «не заглянул» бы его пытливый ум и глаз. Его творчество сразу определило его значение как Титана Русского Возрождения и задало высочайшую планку творческого прорыва к космическим высотам познания и свершения русского человека. Первый – «романтический» – цикл Эпохи Русского Возрождения украшают такие разные имена, творившие в разных областях, оставляя после себя наследие, которое повлияло на ход русской мысли и русской культуры в XIX веке, как И.Т.Посошков, Г.Р.Державин, А.В.Суворов, А.Н.Радищев, Е.Р.Дашкова-Воронцова, А.Т.Болотов, Ф.Ф.Ушаков и др. Напомню, что Федор Федорович Ушаков завоевал себе мировую славу не только полководческим искусством, выиграв в конце 80-х – в начале 90-х годов XVIII века множество морских сражений на Средиземном море, помогая грекам, итальянцам, славянам в освобождении от турецкого и французского владычеств, но и своим гуманизмом, демонстрируя лучшие качества «воина-христианина».

Слава русского флотоводца не давала покоя английскому адмиралу Горацио Нельсону. «В переписке со своими друзьями он заявил, что Ушаков «держит себя так высоко, что это отвратительно». Спокойная учтивость русского адмирала раздражала Нельсона: «Под его вежливой наружностью скрывается медведь…». И, наконец, уже с полной откровенностью: «Я ненавижу русских…» . Было от чего раздражаться Нельсону, с его великобританским высокомерием и философией колонизатора. А вот другая, противоположная эмоциональная реакция и оценка в лице неаполитанского министра Мишуру.

Будучи участником морского русского десанта в неаполитанском королевстве, он «с изумлением писал адмиралу Ушакову: «В промежуток 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Это еще не все, войска заставили население обожать их… Вы могли бы их видеть осыпанными ласками и благословлениями посреди тысяч жителей, которые назвали их своими благодетелями и братьями… Конечно, не бывало другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина!

Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена» 80 . Когда началась Отечественная война 1812 года, Ф.Ф.Ушаков, несмотря на преклонный возраст, болезнь, был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения. Он внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. В эти грозные дни писал: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» .

Скончался Титан Эпохи Русского Возрождения Федор Федорович Ушаков в октябре 1817 года, погребен у стен соборного храма Санаксарской обители в окрестностях города Темникова Тамбовской губернии. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. воинская слава Ф.Ф.Ушакова, также как и А.В.Суворова, Александра Невского и Дмитрия Донского, была вспомянута и были утверждены соответствующие, в их честь, воинские награды. Были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков.

Пушкинский цикл Эпохи Великого Русского Возрождения назван так в честь Александра Сергеевича Пушкина, не только великого русского поэта и писателя, но и не менее великого русского мыслителя, личности космопланетарного масштаба, личности универсальной, по поводу которой Н.В.Гоголь сказал в 1834 году, что Пушкин – это идеал русского человека, который будет достигнут через 200 лет.

Федор Михайлович Достоевский в «Объяснительном слове по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине» писал так о Пушкине, который есть в моем определении Титан Эпохи Русского Возрождения: «Третий пункт, который я хотел отметить в значении Пушкина, есть та особая характерная и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения – способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного.

Я сказал в моей речи, что в Европе были величайшие художественные мировые гении: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но что ни у кого из них не видим этой способности, а видим только у Пушкина. Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полноте перевоплощения… Повторяю, не на мировое значение Шекспиров и Шиллеров хотел я посягнуть, обозначая гениальнейшую способность Пушкина перевоплощаться в гении чужих наций, а, желая лишь в самой этой способности и в полноте ее отметить великое и пророческое для нас указание, ибо […] способность эта есть всецело способность русская, национальная, и Пушкин делит ее со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он есть и совершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельности… Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз». Подчеркну еще раз мысль Достоевского: Пушкин – наиболее яркое воплощение особости русской души, души русского народа, состоящей в этой всемирной отзывчивости и склонности к всепримирению, и особость эта есть яркая черта Эпохи Русского Возрождения, отличающая ее от эпохи Западноевропейского Возрождения.

Если Западная цивилизация по А.Дж.Тойнби способна только «разъединять» народы, а не их «объединять», именно вследствие своего индивидуалистического ценностного архетипа, то российская цивилизация и Эпоха Русского Возрождения, как яркое выражение проявления в творчестве общинно-соборных, коллективистских, и на их базе – космо-ноосферных, оснований, направлена на всепримирение, на всемирную отзывчивость, на переход человечества к миру без войн и насилии, к миру правды и справедливости.

В XXI веке – сохранение западнической рыночно-капиталистической парадигмы развития – это означает экологическую смерть человечества, т.е. смерть как неудачного «пробного существа» (по Достоевскому). В упомянутой речи, при открытии памятника А.С.Пушкину, Достоевский еще раз подчеркнул пророческое значение пушкинского творчества, пушкинской мысли для Будущего России и мира: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», – сказал Гоголь.

Прибавлю от себя: и пророческое. Пушкин как раз проходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание» 83 (выдел. мною, С.А.). Вот почему второй цикл Эпохи Русского Возрождения носит название «пушкинского». Само творчество Пушкина, его космичность, всемирная отзывчивость, универсальность служит своеобразным и кодом, и своеобразной ценностной матрицей, которые определяют дальнейшую ступень качественного восхождения коллективного русского гения. Этот цикл представлен такими Титанами Русского Возрождения, как Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов, Н.Ф.Федоров, Д.И.Менделеев, А.Н.Энгельградт, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, В.В.Докучаев, К.Н.Леонтьев, Н.И.Пирогов, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев, А.П.Чехов, А.М.Бутлеров, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, И.М.Сеченов, В.С.Соловьев, К.А.Тимирязев и др. Примером универсально-космического прорыва в мировидении в пространстве «пушкинского цикла» Эпохи Русского Возрождения является творчество Николая Федоровича Федорова, создавшего философию «Общего дела», поставившего, может быть впервые в истории человеческой мысли, вопрос «о регуляции» отношений Человека и Природы.

В «Записке от неученых к ученым русским, ученым светским, начатой под впечатлением войны с исламом, уже веденной (в 1877 – 1878гг.), и с Западом – ожидаемой, и оканчиваемой юбилеем преп. Сергия» он записывает пророческую мысль, которая, как прогноз, стала подтверждаться, начиная с развития глобального экологического кризиса во второй половине ХХ века и в начале XXI века: «Расхищение лесов грозит также и Америке, подобно России, засухами и ливнями, т.е. тем самым, чем Австралия уже страдает по природе своей страны и чем объясняется чрезвычайное колебание в вывозе хлеба из этой части света. Китаю Тибет грозит наводнениями, а степь засухами; Южная Африка страдает от излишней влаги, а Западная – от безводия. Все это требует, или, вернее, вопиет о регуляции, и, по-видимому, приходит время, когда сами обстоятельства вынудят, наконец, континент выступать на историческое поприще и внести в общую жизнь и свое; а своим для континента может быть только регуляция».

Мысль Федорова получает развитие в теоретической позиции русского ученого и мыслителя, создателя науки о почве – почвоведения, Василия Васильевича Докучаева: «В природе все – красота; все эти враги сельского хозяйства – ветры, бури, засухи и суховеи – страшны нам лишь только потому, что мы не умеем управлять ими. Они – не зло; их только надо изучать и научиться управлять ими, и тогда они же будут работать нам на пользу».

Как тут не вспомнить афористическое изложение Ф.М.Достоевского «Красота спасет мир». И действительно спасет, потому что за «красотой» прячется гармония мира, и нужно только человеку возвыситься в качестве свое Разума, в качестве научного познания мира и перейти к управлению социоприродной – ноосферной – эволюцией, используя, в том числе законы «развивающейся гармонии» (понятие В.Н.Сагатовского), а значит – законы развивающейся красоты мира. Именно в пространстве научной школы В.В.Докучаева и Д.И.Менделеева созрел научный гений В.И.Вернадского

Третий – «верндскианский» – цикл Эпохи Русского Возрождения так назван мною в честь Владимира Ивановича Вернадского, 150-летие со дня рождения, т.е. 150-летний юбилей, отмечаем в этом, 2013-ом году. Вернадского некоторые отечественные ученые назвали «Ломоносовым ХХ века». Таков универсальный масштаб этого русского гения. Вернадскианский цикл Эпохи Великого Русского Возрождения – это вершина ее космоноосферной направленности, вершина развития идейного богатства Русского космизма, которая воплотилась не только в дальнейшем развитии сферного учения, в появлении ноосферного учения

В.И.Вернадского, но и в космо-техническом творчестве гения русского народа, – таких его ярких представителей, как Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, С.П.Королев, Н.Г.Холодный, И.А.Ефремов, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Л.Н.Гумилев, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев и многие другие. Можно сформулировать положение, что вся эпоха Русского Возрождения, и особенно ее «вернадскианский цикл», который еще далек от завершения, представляют собой предтечу грядущей эпохи Русского Ноосферного Прорыва России и всего человечества в XXI веке.

Почему? Потому что в XXI веке, на фоне Эпохи Великого Эволюционного Перелома, когда наступила первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и наступили экологические пределы всей Стихийной, на рыночнокапиталистических механизмах развития, Истории, альтернативы социализму и ноосферному развитию человечества на базе социалистического устройства общественной жизни нет! Эпоха Русского Возрождения не закончилась нынешней эпохой рыночно-капиталистической контрреволюции (1992 – 2013гг.), как можно было бы сделать вывод, если увидеть в нынешней рыночно-капиталистической форме колонизации России Западом последнее «слово» Истории.

Но это не так. Россия, ее цивилизационные основания, «цивилизационный социализм», сам ценностный геном русского народа, который по своей сущности имеет антирыночную и антикапиталистическую направленность, противостоят рыночно-капиталистической форме устроения жизни и ее отрицают. Эта эпоха рыночно-капиталистической контрреволюции есть «онтологическая ложь» или «ложь истории», которая в ближайшие годы будет сметена логикой исторического утверждения онтологической правды, за которой всегда конечная победа действительного бытия человека труда и конечная победа действительного разума. А суть онтологической правды – в ноосферном экологическом духовном социализме. Эпоха Русского Возрождения – это творческо-историческое Слово русского народа, Слово гения русского человека, которое, я уверен, человечеством буде обязательно услышано. Потому что за этим Словом Онтологическая правда или правда Истории!

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Диорама «Огненная дуга»: история создания музея

Татарское «число» »

Запись создана: Пятница, 8 Февраль 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы