Евразийский фокус русской философии



Евразийский фокус русской философии

oboznik.ru - Евразийский фокус русской философии
#Россия#философия#наука

Евразийский фокус русской философии, возникший вместе с «евразийством» (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Н.Н.Алексеев, Л.П.Карсавин, Г.В.Вернадский и другие, попозже – Л.Н.Гумилев, Ю.Н.Рерих) в каком-то смысле примирял западничество и славянофильство XIX века, сплавлял их в новом качестве самих оснований рефлексии над смыслами бытия России и русского народа, как ее главного созидающего начала, с тем, чтобы обрести философское самосознание русского народа и всех народов России, адекватное самой евразийской и общинной, а значит – синтетической (в форме полиэтнической кооперации) на большом евразийском пространстве – времени, сущности самой России, как самостоятельной цивилизации. Стоит вспомнить, что Алексей Степанович Хомяков, один из духовных лидеров славянофильства, был первым, кто обратил на глубинную связь славянской и индийской культурной традиций, кто поразился удивительному сходству (вплоть до абсолютного совпадения) важнейших корней русского языка и санскрита, а также близости не только мифологических сюжетов, но и общности ключевых ходов философской мысли, и даже близости архитектурных форм.

Выдающийся русский философ и культуролог А.С.Хомяков подчеркивал, что именно славянство, и особенно русские, а вовсе не германцы, хранят вместе с индийцами наиболее стойкую историческую память о том древнем индо-славянском или индо-арийском единстве, который в начале ХХ века получил имя евразийства или евразийского синтеза. Он писал: «От Сыр-Дарьи и Инда до Луары и Гаронны непрерывная цепь мелких, безымянных общин и больших семейных кругов служила живым проводником для движения промышленного и торгового, для силы мыслящей и просвещающей, быстро передавая из края в край мира все изменения языка и понятий, старых знаний и новых заблуждений.

По степям ходили веселые караваны, по рекам и морям летали смелые корабли, и в одной, в многочисленнейшей из отраслей иранских, продолжалась древняя мысль молодого человечества, не смыкаясь в мертвый эгоизм народов и государств, не волнуясь бурным восторгом ненависти и войны, не унижая человека до раба, не искажая его до господина. От этой прекрасной эпохи, скоро минувшей, но никогда не забытой и, вероятно, оставившей по себе мифическое предание о золотом веке, сохранились нам два несокрушимых колосса – мысль индустанская и быт славянский, которые обличают братство свое полным тождеством форм словесных и логически стройным их развитием из общих корней» 90 . По-своему писал Ф.М.Достоевский, как и положено великому русскому философу, каким был этот русский писатель: «…Русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азиято и есть наш главный исход!.. Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас

назовут в Европе азиатскими варварами, и скажут про нас, что мы азиаты больше, чем европейцы… Это ошибочный стыд наш, это ошибочный взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать), этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за него и утратою духовной самостоятельности нашей и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых Бог знает, сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы только европейцы, в не азиаты…

Азия, азиатская наша Россия, – ведь это тоже наш большой корень, который не то, что освежать, а совсем воскрешать и пересоздать надо!… Азия возвысит наш дух, она придает нам достоинства и самосознания, – а этого сплошь у нас теперь или нет, или очень мало» 91 (выдел. мною, С.А.). Русская философия, глубинно и сущностно, в своей рефлексии, этот евразийский синтез несла изначально, задолго до возникновения евразийства, потому что русский народ – это не только славянский народ, один из ведущих представителей восточного славянства, но и евразийский народ, становление которого происходило вместе с становлением России, вместе с историческим синтезом (в самом русском историческом творчестве) Европы и Азии, Востока и Запада, давшего культуру, духовность, философию и человековедение нового качества, который мы и называем евразийским синтезом.

Эта евразийская синтетичность, которая исторически, по корням, присутствует уже в русском языке, на что обращали внимание А.С.Хомяков, Г.П.Мельников, Д.Ираклидис и др., и определяет особый архетип синтетичности русской философии. Иногда делались сравнения русской философии с немецкой классической философией, с подчеркиванием, что русская философия не совсем философия, что в ней отсутствует культура строгой логики, строгих системных категориальных построений и т.п. Хотя и эта критика не совсем верна, потому что в русской философии, которая особенно в середине XIX века успешно освоила и гегелевское, и кантовское, и марксово наследия, присутствует и системность, и диалектика теоретического дискурса.

Однако, действительно, если внимательно вникнуть в философские тексты П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и т.д., том обнаружим особую структурность философского дискурса – дискурс на множестве концептов – концептуальных блоков. Сама логика выстраивается на диалектике «движения» мысли, которая «ворочает» концептуальными блоками, смысл которых тесно связан с целостностью системного построения философского текста. Именно в такой форме наиболее адекватно проявилась синтетическая парадигма русского философствования, присущее ему тяготение к организмоцентрической картине мира.

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Прорыв Хрущёва на Ближний Восток. 1956 год

Российская императорская армия в начале ХIХ столетия »

Запись создана: Четверг, 23 Май 2019 в 12:15 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы