Евразийский фокус русской философии

Евразийский фокус русской философии, возникший вместе с «евразийством» (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Н.Н.Алексеев, Л.П.Карсавин, Г.В.Вернадский и другие, попозже – Л.Н.Гумилев, Ю.Н.Рерих) в каком-то смысле примирял западничество и славянофильство XIX века, сплавлял их в новом качестве самих оснований рефлексии над смыслами бытия России и русского народа, как ее главного созидающего начала, с тем, чтобы обрести философское самосознание русского народа и всех народов России, адекватное самой евразийской и общинной, а значит – синтетической (в форме полиэтнической кооперации) на большом евразийском пространстве – времени, сущности самой России, как самостоятельной цивилизации. Стоит вспомнить, что Алексей Степанович Хомяков, один из духовных лидеров славянофильства, был первым, кто обратил на глубинную связь славянской и индийской культурной традиций, кто поразился удивительному сходству (вплоть до абсолютного совпадения) важнейших корней русского языка и санскрита, а также близости не только мифологических сюжетов, но и общности ключевых ходов философской мысли, и даже близости архитектурных форм.
Выдающийся русский философ и культуролог А.С.Хомяков подчеркивал, что именно славянство, и особенно русские, а вовсе не германцы, хранят вместе с индийцами наиболее стойкую историческую память о том древнем индо-славянском или индо-арийском единстве, который в начале ХХ века получил имя евразийства или евразийского синтеза. Он писал: «От Сыр-Дарьи и Инда до Луары и Гаронны непрерывная цепь мелких, безымянных общин и больших семейных кругов служила живым проводником для движения промышленного и торгового, для силы мыслящей и просвещающей, быстро передавая из края в край мира все изменения языка и понятий, старых знаний и новых заблуждений.
По степям ходили веселые караваны, по рекам и морям летали смелые корабли, и в одной, в многочисленнейшей из отраслей иранских, продолжалась древняя мысль молодого человечества, не смыкаясь в мертвый эгоизм народов и государств, не волнуясь бурным восторгом ненависти и войны, не унижая человека до раба, не искажая его до господина. От этой прекрасной эпохи, скоро минувшей, но никогда не забытой и, вероятно, оставившей по себе мифическое предание о золотом веке, сохранились нам два несокрушимых колосса – мысль индустанская и быт славянский, которые обличают братство свое полным тождеством форм словесных и логически стройным их развитием из общих корней» 90 . По-своему писал Ф.М.Достоевский, как и положено великому русскому философу, каким был этот русский писатель: «…Русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азиято и есть наш главный исход!.. Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас
назовут в Европе азиатскими варварами, и скажут про нас, что мы азиаты больше, чем европейцы… Это ошибочный стыд наш, это ошибочный взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать), этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за него и утратою духовной самостоятельности нашей и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых Бог знает, сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы только европейцы, в не азиаты…
Азия, азиатская наша Россия, – ведь это тоже наш большой корень, который не то, что освежать, а совсем воскрешать и пересоздать надо!… Азия возвысит наш дух, она придает нам достоинства и самосознания, – а этого сплошь у нас теперь или нет, или очень мало» 91 (выдел. мною, С.А.). Русская философия, глубинно и сущностно, в своей рефлексии, этот евразийский синтез несла изначально, задолго до возникновения евразийства, потому что русский народ – это не только славянский народ, один из ведущих представителей восточного славянства, но и евразийский народ, становление которого происходило вместе с становлением России, вместе с историческим синтезом (в самом русском историческом творчестве) Европы и Азии, Востока и Запада, давшего культуру, духовность, философию и человековедение нового качества, который мы и называем евразийским синтезом.
Эта евразийская синтетичность, которая исторически, по корням, присутствует уже в русском языке, на что обращали внимание А.С.Хомяков, Г.П.Мельников, Д.Ираклидис и др., и определяет особый архетип синтетичности русской философии. Иногда делались сравнения русской философии с немецкой классической философией, с подчеркиванием, что русская философия не совсем философия, что в ней отсутствует культура строгой логики, строгих системных категориальных построений и т.п. Хотя и эта критика не совсем верна, потому что в русской философии, которая особенно в середине XIX века успешно освоила и гегелевское, и кантовское, и марксово наследия, присутствует и системность, и диалектика теоретического дискурса.
Однако, действительно, если внимательно вникнуть в философские тексты П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и т.д., том обнаружим особую структурность философского дискурса – дискурс на множестве концептов – концептуальных блоков. Сама логика выстраивается на диалектике «движения» мысли, которая «ворочает» концептуальными блоками, смысл которых тесно связан с целостностью системного построения философского текста. Именно в такой форме наиболее адекватно проявилась синтетическая парадигма русского философствования, присущее ему тяготение к организмоцентрической картине мира.
Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.
см. также: Историческая психология русского народа
Русская духовность и Русское Православие
Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа
Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма
В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века
Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»
Русский человек, русский характер, русский народ
Другие новости и статьи
« Прорыв Хрущёва на Ближний Восток. 1956 год
Российская императорская армия в начале ХIХ столетия »
Запись создана: Четверг, 23 Май 2019 в 12:15 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика