«МЫ – онтология» как онтология русской философии



«МЫ – онтология» как онтология русской философии

oboznik.ru - «МЫ – онтология» как онтология русской философии

За этим стоит особое основание русской философии – «МЫ онтология» человека, в основе которой – примат коллективности, общинности, соборности, переходящей во всечеловечность бытия человека в русской картине мира. Автор этого «Слова» писал: «Самостановление личности и самостановление ее рефлексии и ее самосознания, через которое «МЫ-онтология», которая лежит в основе социальной природы сознания и интеллекта человека, передающаяся ему через механизмы социальной генетики на базе общественного интеллекта (в том числе механизмы социального кругооборота интеллекта), а значит и образования, и становится сутью «онтологии личности» . И даже я подчеркивал: «…чем больше «МЫ» в «Я», тем больше в «личности личности», то есть системно-социального качества.

Жизнь предстает как непрекращающийся процесс самоидентификации и самореализации личности, как форма разворачивания «Я», в котором и на уровне «Я-бессознательного», и на уровне «Я-сознания» аккумулируется не только прошлое «предков», «эволюционная память», но и социальная память, культура, потенции к будущему развитию. Разворачивание «Я» предстает как разворачивание «МЫ» в «Я». В этом и состоит социализация человека, которая одновременно приобретает смысл «очеловечивания» и «вочеловечивания» . «МЫ-онтология» как особое основание русской философии определяет ее особый архетип в целом, а именно – как социально-онтологический архетип.

Например, если отбросить религиозно-православно-философскую форму философствования русского философа начала ХХ века Семена Людвиговича Франка, то в ее сущности лежит признание этой, мною сформулированной, «МЫ-онтологии» человека, социальной природы духовной жизни человека и общества. «…не только «я» немыслимо вне объемлющего его единства «мы», но и наоборот: единство «мы» внутренне присутствует в каждом «я», есть внутренние основание его собственной жизни, – так писал С.Л.Франк. – Целое не только неразрывно объединяет части, но налично в каждой из своих частей» . В православной форме идентификации «МЫонтологии» – она и есть соборная форма бытия русского человека: «…соборное единство образует жизненное содержание самой личности…

Оно не есть объект отвлеченно-предметного познания и утилитарнопрактического отношения, а как бы духовном питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние. Всякое умаление действия соборности, всякий отрыв от нее испытывается личностью как умаление, обеднение ее самой…» .

Эта «МЫ-онтология» и соответственно социальность личностного бытия человека в философии хозяйства С.Н.Булгакова обретает «метафизикокоммунистическое» измерение. И здесь, уже в дискурсе социально-онтологической рефлексии русской философии, врывается космо-ноосферная устремленность Эпохи Русского Возрождения, которая и противопоставляет ее исторически Эпохе Западноевропейского Возрождения, как ее своеобразного исторического оппонента, несмотря на то, что она, конечно, осваивает опыт ее рефлексии и достижений в этой рефлексии по поводу предназначения человека и смысла его жизни, но, осваивая, перерабатывает, пропуская эту рефлексию и эти достижения западноевропейской мысли через свою ценностную матрицу, через «ценностный геном» русского народа. С.Н.Булгаков так писал о «метафизическом коммунизме мироздания»: «…возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тожестве всего сущего, благодаря которому возможен и обмен веществ и их круговорот, и прежде всего единство живого и неживого, универсальность жизни.

Только потому, что вся вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, ее питание и размышление» (мое замечание: курсив – выдел. С.Н.Булгаковым, жирно. курсив – выдел. мною, С.А.). В другом месте, он говорит о «физическом коммунизме бытия»: «Есть некоторая космологическая карма сущего. Единство мироздания, физический коммунизм бытия, делает то, что физически все находит себя или есть во всем, каждый атом мироздания связан со всей вселенной, или, если приравнять вселенную организму, то можно сказать, что он входит в состав мирового тела» (мое замеч.: курсив выдел. С.Н.Булгаковым, жирно-курсив – выдел. мною, С.А.). «Метафизический коммунизм мироздания», «физический коммунизм бытия» – это выражение целостности, организмичности, соподчиненности частей и любого целого, включая всю Вселенную, это выражение фрактальной голографичности (которая пронизывает рефлексию Русского Космизма как течения русской космической мысли на протяжении веков поиска правды, справедливости и связи смысла жизни отдельного человека со всем огромным миром познаваемой Вселенной), которые, в свою очередь, требуют от человека ответственности перед этим «коммунизмом мироздания» и соответственно – такого же коммунистического социального устройства человеческого бытия, которое бы снимало это губительное для человека противостояние социального, потребностей человека и природного, космического, требующего от человека гармонической формы своего единства со вселенной, как живым космическим телом.

Не в этом ли состоит онтологическая сущность «коммунизма Христа» в трактовке К.Клуге, как коммунизма любви, против которого восставала ярая сторонница буржуазного эгоизма и индивидуализма Айн Ранд? И в этом тоже.

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Девушки на военной службе по контракту и День призывника

Шойгу: военный бюджет на 2015-2016 годах сокращаться не будет »

Запись создана: Пятница, 18 Октябрь 2013 в 19:02 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы