Русская философия как философия любви и добра



Русская философия как философия любви и добра

oboznik.ru - Русская философия как философия любви и добра

Именно философия любви и добра – стержень философского отношения к миру Владимира Сергеевича Соловьева, чье творчество, несомненно, ока
зало влияние на П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.К.Рериха и многих других.

«Заранее над смертью торжествуя
Я цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев…» .
«…цепь времен любовью одолев…»!

Любовь – это скреп жизни, основа ее бессмертия и, следовательно, основа преодоления «цепи времен». «Любовь» в ее онтологическом понимании есть скреп человеческого бытия, она, если ее поднимать на уровень значимой философской категории, таит в себе смыслы кооперации, взаимопомощи, стяжения, притяжения, того, что объединяет людей, того, что превращает природу в «метафизический коммунизм мироздания» в булгаковском определении. Коммунизм есть строй «любви», строй товарищества, в котором доминирует закон кооперации, а значит – коллективизм, соборность, то «Общее дело», философию которого пытался разрабатывать Н.Ф.Федоров.

Именно в этом смысловом контексте «коммунизм Христа» (в определении К.Клуге, и на который указывала Айн Ранд) Гарнак назвал «любовным коммунизмом». О скрепляющей силе любви, которая лежит в основании бытия России и русского народа, писал Ф.И.Тютчев, противопоставлял ее идее Бисмарка сплотить Германию «железом» и «кровью».

Владимир Соловьев рассуждает о «трех силах», которые управляют человеческим развитием истории, – о силе тоталитарной власти диктатора над «твердыней мертвого единства» массы рабов; о силе свободы индивидуалистической, под воздействием которой происходит дробление «общественного организма» на враждующие «частные организмы» – на базе «эгоизма корпоративного», эгоизма «кастового» и «эгоизма личного» (характерного для капитализма Запада); и о силе «зиждительных начал», приходящих к человеку и обществу от «высшего рода знаний», связанного с признанием «божественного мира», скрепляющего воедино мир реальный .

Фактически, за положением о третьей силе лежит русско-философская организмоцентрическая картина мира, к которой пришла современная наука, показывающая, что Земля, Солнечная система, Галактика ведут себя как «суперорганизмы», в которых действует гомеостатические механизмы. Собственно говоря, вот это живое единство мира С.Н.Булгаков и назвал «метафизическим коммунизмом мироздания». «Когда воля и ум людей, – писал В.С.Соловьев, размышляя о «великом историческом предназначении России», – вступят в действительное общение с вечно и истинно существующим, тогда только получат свое положительное значение и цену все частные формы и элементы жизни и знания – все они будут необходимыми органами или посредствами одного живого целого. Их противоречие и вражда, основанная на исключительном самоутверждении каждого, необходимо исчезнет, как только все вместе свободно подчиняться общему началу и средоточию» .

А это и есть социальное устройство общественной жизни, которое можно назвать «коммунизмом любви» и которое хорошо описал в «Часе быка» ученый, мыслитель и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов, назвав эру коммунизма, приходящую на смену эре эксплуататорских обществ – «Эре разобщенного мира», «Эрой Встретившихся Рук» . Образ «Встретившиеся Руки» – это метафорическое отражение закона кооперации (дружбы, любви, сотрудничества, взаимопомощи), который доминирует в коммунистическом обществе, как ассоциация свободного труда.

Любовь в ее онтологическом смысле – и есть кооперация, стягивающая людей в соборное единство (собственно говоря, соборность в православном определении и есть выражение единения людей в любви к Богу). И.А.Ефремов показывает, что коммунистическое общество будет пронизано любовью не только к людям, но и к природе, к космосу, к любым формам проявления жизни, что оно возможно только как ноосферное общество. Без этой любви, – предупреждает И.А.Ефремов, – человека ждет экологическая, и по внутреннему смыслу – бессмысленная, гибель, когда «мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и все живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса» .

Философией любви пронизана и философия «Общего Дела» Н.Ф.Федорова, и философия П.А.Кропоткина, который, оппонируя Чарльзу Дарвину, показал, что в эволюции жизни на Земле имеет место не только конкуренция, борьба биологических видов за выживание и их «естественный отбор», но и имеет место сотрудничество, взаимопомощь, т.е. то, что я в «Ноосферизме» (2001) назвал космогоническим законом кооперации. Он писал: «…общительная сторона животной жизни играет гораздо большую роль в жизни природы, чем взаимное истребление.

Она также гораздо более распространена… Взаимопомощь – преобладающий факт природы» 120 . Русская философия, как философия «коммунизма любви», как философия делания добра и кооперации, как философия доминирования духовно-нравственного начала над материальным началом, – плоть-отплоти Эпохи Русского Возрождения, она и стала одним из оснований Великой Русской Социалистической Революции, ленинизма и советской цивилизации. И в этом проявилось величие русского народа и русского человека. ХХ век – стал русским веком, веком Русского Прорыва всего человечества к социализму!

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Философия и будущее России

Русская философия – форма проявления русского разума »

Запись создана: Вторник, 23 Октябрь 2018 в 1:43 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы