Основания – скрепы, определяющие Русский Космизм как целостную философско-космомировоззренческую систему



Основания – скрепы, определяющие Русский Космизм как целостную философско-космомировоззренческую систему

oboznik.ru - Основания – скрепы, определяющие Русский Космизм как целостную философско-космомировоззренческую систему
#Ломоносов#космизм#история

Если рассматривать Русский Космизм как целостную философско-
космо-мировоззренческую систему, то в ней можно выделить следующие
положения – основания-скрепы:

1. Русский Космизм есть духовно-нравственное и научно-
теоретическое основание русского поиска ответа на вопрос о ноосферно-
космическом предназначении человека.
Как писал Велемир Хлебников в своих «Сверхповестях»:
«До сей поры не знаем, кто мы –
Святое Я, рука иль вещь.
Мы знаем крепко, что однажды
Земных отторгнемся цепей.

Мы стали к будущему зорки,
Времен хотим увидеть даль…
Вы – те же: 3000,6 и пять

Зубами блещете опять,
Их вместе с вами, 48,
Мы, будетляне, в сердце носим
И их косою травы косим».

Русский космизм, по Г.С.Батищеву, выступил «провозвестником новой парадигмы в культуре» – парадигмы «гармонически – полифонической, междусубъектной», – и в этом качестве опередил научное познание своего и нынешнего времени. Его заслуга состоит и в том, что он кладет «конец человеческому антропоцентризму, включая и коллективный общечеловеческий своецентризм и геоцентризм».

Русский космизм предстает как своеобразный коллективный пророк по отношению к человечеству, зовущий его к прозрению смысла существования, к высокой космической ответственности не только за свое будущее, но и за выполнение той миссии, которую уже в себе как в капсуле несет понятие разума. Как поэтически сказал о разуме человека как Разуме Природы, Л.А.Зеленов: «Познал природу ты, в тебе себя познавшую…» !

2. Русский Космизм есть итог эволюции космизма мировой культуры. Идея единства Человека и Космоса – ключевая и сквозная идея всей Истории Человечества. Каждый человек, представляя собой Мир космоса, т.е. микрокосм (понятие, восходящее к воззрениям древних греков) как бы отражает в себе, обогащает, одушевляет внешний по отношению к человеку космос, Космический мир. Человек, пытаясь познать, осмыслить, насытить своей духовностью этот внешний Космос, одновременно выполняет его интериоризацию, если прибегнуть к психологической терминологии, и осуществляет тем самым свое внутреннее космотворчество, которое затем возвращается в виде формируемой искусственной среды – техносферы, социосферы, некоторые называют ее – неоприродой, – в лоно Космического Мира.

Это диалектическое развертывание космической сущности человеческого разума и есть то динамическое единство Микрокосма и Макрокосма, которое было предметом предельного внимания для философской мысли древних мыслителей Востока и Запада. Космизм культуры предстает и как космическая духовность Человека, и как космическая нравственность, и как космические философия, мировосприятие, мироощущение и миропроектирование. И это космическое «измерение» проходит через всю историю культуры всех племен и народов, населявших Землю, единство которых и образует понятие человечества.

Мы в восхищении останавливаемся перед космическим прозрениями многих древних ученых, мыслителей, таких, например, как Демокрит, Лао Цзы, Будда, Пифагор, Эпикур, Платон, Аристотель, Авиценна. Эволюция космичности культуры находит отражение в каждой народной культуре, она в свернутом виде присутствует в мифах, легендах, в науке, в поэзии. Главный ее стержень – это раскрытие универсализма человека, его внутреннего мира, в человеке, подъем человека для будущих космических свершений. Русский Космизм в определенной мере итожит эволюцию космизма мировой культуры, в нем присутствует Ренессанс универсализма. «…жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего…» 130 – замечает великий русский мыслитель и художник Николай Константинович Рерих. Таким Ренессансом универсализма, обращенным к человеку, становится учение о ноосфере В.И.Вернадского и как его развитие в XXI веке – Ноосферизм.

За этим стоит глубинная саморефлексия культуры и науки, рождающая космическое человековедение, космоантропоэкологию в определении В.П.Казначеева131 . И это саморефлексия происходит в толще русского самосознания, в пространстве Русского Космизма. В.П.Казначеев и Е.А.Спирин создают концепцию комплексного изучения человека как «космопланетарного феномена» , выдвигают «принцип космологического дополнения (или Великого дополнения)», суть которого состоит в том, «что всякое масштабное исследование явлений физического мира необходимо соотносить с соответствующими исследованиями живого вещества и человека как разумной формы жизни» .

По их оценке воплощением этого принципа и является становящаяся «космическая антропоэкология», в частности методология при изучении солнечно-земных связей, восходящая к исследованиям гелиобиологии А.Л.Чижевского. Вся концепция космопланетарного феномена человека В.П.Казначеева и Е.А.Спирина – яркая демонстрация современного этапа развития Русского Космизма, в котором происходит своеобразное сворачивание истории космической мысли человечества. 3. Целостность Русского Космизма – отражение сворачивания спирали его исторической эволюции, его генезиса.

Целостность Русского Космизма развертывается в виде генеалогической сети, пронизывающей всю культуру русского народа и России в целом, корни
которой уходят в космическую культуру прарусичей 4-х-тысячелетней, а
возможно, как пишут некоторые исследователи, 10-ти-тысячелетней, давности.

Потоки идей Русского космизма необходимо еще восстановить. Это есть
дело историко-культурологической мысли. Исследования автора этого «Слова» позволили вычленить ряд генеалогических цепочек, выдающих собой
ветвление потоков идей космизма в русских культуре и науке:

• А.С.Пушкин – Н.В.Гоголь – Ф.М.Достоевский;
• Ф.М.Достоевский – В.С.Соловьев – С.Н.Булгаков –
П.А.Флоренский;
• Н.Ф.Федоров – К.Э.Циолковский – А.Л.Чижевский;
• Н.Ф.Федоров – А.К.Горский;
• Н.Ф.Федоров – Н.А.Сетницкий;
• В.С.Соловьев – Н.К.Рерих;
• В.С.Соловьев – В.И.Вернадский – Н.Г.Холодный;
• Н.Ф.Федоров – В.С.Соловьев – Н.А.Бердяев;
• В.С.Соловьев – А.Ф.Лосев;
• П.А.Флоренский – А.Ф.Лосев;
• В.И.Вернадский – П.А.Флоренский;
• В.И.Вернадский – В.Ф.Обручев;
• К.Э.Циолковский – Ф.А.Цандер – С.П.Королев;
• К.Э.Циолковский – Н.И.Рынин;
• Н.А.Морозов – А.Л.Чижевский;
• Н.И.Рынин – Ф.А.Цандер;
• Н.А.Кибальчич – Н.А.Морозов;
• Н.А.Кибальчич – В.И.Вернадский;
• В.И.Вернадский – В.П.Казначеев;
• В.И.Вернадский – Н.Н.Моисеев;
и т.п.
У истоков генеалогической цепи Русского Космизма Нового времени стоят величественные фигуры М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева,
Г.Р.Державина, А.С.Пушкина.

«Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала», – произнес свои знаменитые «всечеловеческие» слова
А.Н.Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву». И
думаю, Н.А.Бердяев его по праву назвал «родоначальником русской интеллигенции».

М.В.Ломоносов – великий русский космист. В своих «Вечерних размышлениях о божьем величестве при случае великого северного сияния», датируемых 1743 годом, воспевает бесконечность звездного мира, нашего Макрокосма, высказывает идею «всюдности» жизни: «Несчетны солнца там горят, народы там и круг веков». В другом своем произведении он вопрошает: «О, вы, которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав, которым малой вещи знак являет естества устав.

Вам путь известен всех планет, – скажите, что нас так мятет?». Как это перекликается с концепцией «доброго глаза» Н.К.Рериха: «Космос отражается в зрачке каждого глаза». Чем обусловлены особенности Русского Космизма, позволяющие его называть «русским»? Они, эти особенности Русского Космизма, обусловлены планетарными, всеохватными его масштабами, переходящими в масштабы глубин синтеза, которые, в свою очередь, «питаются» грандиозными просторами России, где бесконечность географического пространства, как ни в какой другой стране, переходит в бесконечность «географии» русской души.

По этому поводу Н.А.Бердяев выразился так: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной». Большая география страны и большая «география» русской души требуют такой же большой любви, скрепляющей большое пространство. Вот почему Русский Космизм, как часть русской философии, замешан на любви, на «философии сердца». Известный русский философ И.А.Ильин в статье «О русской идее» писал: «…русская идея есть идея сердца.

Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа… Русский народ принял христианство не от меча, не по расчету, не страхом и не умственностью, а чувством, добротою, совестью и сердечным созерцанием. Когда русский человек верует, то он верует не волею и не умом, а огнем сердца. Когда его вера созерцает, то она не предается соблазнительным галлюцинациям, а стремится увидеть подлинное совершенство.

Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенною (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества. В этом корень русской идеи. В этом ее творческая сила на века. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории. О доброте, ласковости и гостеприимству, а также о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники – и византийские, и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием.

Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех его видоизменениях… любовь есть основная духовно-творческая сила русской души… Русскому человеку свобода присуща как бы от природы… Русский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел к просторной нестесненности. Природная темпераментность души влекла русского человека к прямодушию и открытости…».

Масштабна метрика Русского Космизма делает зрение русских космистов выпуклым, глубоким, прогностичным, ноосферным, обеспечивающим глубокие прозрения будущего. Система вложенных «линз зрения» по отношению к системе «Космос – Земля – Человек» – ключ к пониманию пространственно-временной стилистики и символов картин Н.К.Рериха. Концепция линз внутреннего видения и сопряженной с ними пространственно-временной иерархически организованной метрики присутствует в концепции «обратной перспективы» и «органопроекции» П.А.Флоренского. Дальнее оказывается близким, а близкое дальним в структуре художественного видения.

4. Сферное учение Русского Космизма – направление, ведущее к большому синтезу в форме Ноосферизма в XXI веке. В русском Космизме есть целое течение русско-космической мысли, которое автор «Слова» назвал «сферным направлением» 139 . Его истоком вялятся представление об «интеллектосфере», выдвинутое Н.Г.Фроловым, русским сподвижником А.Гумбольдта, в 1848 году. Здесь Н.Г.Фролов впервые в потоке идей Русского Космизма выдвигает идею сферы разума, за 75 лет до появления термина «ноосфера» под воздействием лекций В.И.Вернадского в Париже у Р.Леруа и П.Тейяра де Шардена. Русский географ Д.Анучин в 1902 году выдвигает понятие антропосферы. П.А.Флоренский разрабатывает систему воззрений на пневматосферу, понятием которой отражается существование «особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа», и в которой наблюдается особая стойкость вещественных образований, например, «проработанных духом… предметов искусства».

Учение о ноосфере В.И.Вернадского есть естественный результат эволюции сферного учения Русского Космизма. Ноосфера, в определении В.И.Вернадского, – это новое состояние или новое качество Биосферы, благодаря тому, что Разум, научная мысль, как планетарное явление, начинают играть роль фактора ее эволюции. Ноосферизм развивает учение о ноосфере, предстает как ноосферноориентированный синтез всех наук в XXI веке, как новая научно-мировоззренческая система и в этом своем статусе продолжает уже дело Русского Космизма в XXI веке. На фоне уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы понятие ноосферы автором «Слова» развивается. Оно получает трактовку: ноосфера – это новое качество Биосферы, когда коллективный Разум всего разумного человечества, как части Биосферы, встраивается в ее гомеостатические механизмы – механизмы устойчивости функционирования и развития, – и с учетом действия законов этих механизмов (законы Бауэра – Вернадского, закон компенсаторной функции Биосферы А.Л.Чижевского и др.) начинает управлять социоприродной (ноосферной) эволюцией.

Ноосфера Будущего – это управляемая социоприродная эволюция, которая есть единственный возможный вариант устойчивого развития, модель которого передовые умы человечества ищут уже почти 30 лет и пока не могут найти, потому что не хватает мужества признать горькую правду: устойчивое развитие человечества и рыночнокапиталистическая форма социального устройства и хозяйствования человека на Земле есть вещи несовместные. Ноосферизм призван обеспечить теоретическую базу ноосферной парадигмы устойчивого развития, которая в свою очередь подразумевает социальное устройство, как ноосферный социализм, переходящий со временем в ноосферный коммунизм.

5. Русский Космизм – основание национальной идеи и Ноосферизма в России в XXI веке. «Русская идея» по Н.А.Бердяеву является ядром национальной идеи России. Она меняла свои идейные доминанты от одной исторической эпохи к другой. В XXI веке такой исторической доминантой «русской идеи», вырастающей из логики развития Русского Космизма, в том числе ноосферного учения В.И.Вернадского, становится Ноосферный прорыв России, а вслед за нею – всего человечества, к новой форме бытия – к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, образовательного общества и ноосферного социализма .

Вся история Русского Космизма, как и вся история Русского Коммунизма, в том числе история советской цивилизации в лице СССР в ХХ веке, – есть основание для такого Ноосферного Прорыва. Ноосферизм как научное движение русской ноосферной мысли в XXI веке является, на ряду с ленинизмом, его теоретическим развитием в XXI веке, формирующимся научно-методологическим базисом такого Ноосферного Прорыва, вне которого человечество и Россию в XXI веке ждет экологическая гибель. Это есть ноосферный императив XXI века, как императив выжи-

ваемости человечества в XXI веке, выхода его из Экологического Тупика Истории, обозначенного первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы. Сформированные пять положений, как оснований-скрепов, целостности Русского Космизма – русской философско-космо-мировоззренческой системы, конечно, не являются исчерпывающими. Их рефлексия, я не сомневаюсь, будет продолжена. Например, может быть выделена Живая Этика Русского Космизма, в которой в концентрированном виде отражен «Космос русского человека» как «космос коллективного, общежительного человека, человека стремящегося к гармонии своей жизни с жизнью Природы, матушки Земли».

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Битва трех императоров

Рано ли считать Катынское дело закрытым? »

Запись создана: Вторник, 16 Июль 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы