16 Июль 2019

Основания – скрепы, определяющие Русский Космизм как целостную философско-космомировоззренческую систему

oboznik.ru - Основания – скрепы, определяющие Русский Космизм как целостную философско-космомировоззренческую систему
#Ломоносов#космизм#история

Если рассматривать Русский Космизм как целостную философско-
космо-мировоззренческую систему, то в ней можно выделить следующие
положения – основания-скрепы:

1. Русский Космизм есть духовно-нравственное и научно-
теоретическое основание русского поиска ответа на вопрос о ноосферно-
космическом предназначении человека.
Как писал Велемир Хлебников в своих «Сверхповестях»:
«До сей поры не знаем, кто мы –
Святое Я, рука иль вещь.
Мы знаем крепко, что однажды
Земных отторгнемся цепей.

Мы стали к будущему зорки,
Времен хотим увидеть даль…
Вы – те же: 3000,6 и пять

Зубами блещете опять,
Их вместе с вами, 48,
Мы, будетляне, в сердце носим
И их косою травы косим».

Русский космизм, по Г.С.Батищеву, выступил «провозвестником новой парадигмы в культуре» – парадигмы «гармонически – полифонической, междусубъектной», – и в этом качестве опередил научное познание своего и нынешнего времени. Его заслуга состоит и в том, что он кладет «конец человеческому антропоцентризму, включая и коллективный общечеловеческий своецентризм и геоцентризм».

Русский космизм предстает как своеобразный коллективный пророк по отношению к человечеству, зовущий его к прозрению смысла существования, к высокой космической ответственности не только за свое будущее, но и за выполнение той миссии, которую уже в себе как в капсуле несет понятие разума. Как поэтически сказал о разуме человека как Разуме Природы, Л.А.Зеленов: «Познал природу ты, в тебе себя познавшую…» !

2. Русский Космизм есть итог эволюции космизма мировой культуры. Идея единства Человека и Космоса – ключевая и сквозная идея всей Истории Человечества. Каждый человек, представляя собой Мир космоса, т.е. микрокосм (понятие, восходящее к воззрениям древних греков) как бы отражает в себе, обогащает, одушевляет внешний по отношению к человеку космос, Космический мир. Человек, пытаясь познать, осмыслить, насытить своей духовностью этот внешний Космос, одновременно выполняет его интериоризацию, если прибегнуть к психологической терминологии, и осуществляет тем самым свое внутреннее космотворчество, которое затем возвращается в виде формируемой искусственной среды – техносферы, социосферы, некоторые называют ее – неоприродой, – в лоно Космического Мира.

Это диалектическое развертывание космической сущности человеческого разума и есть то динамическое единство Микрокосма и Макрокосма, которое было предметом предельного внимания для философской мысли древних мыслителей Востока и Запада. Космизм культуры предстает и как космическая духовность Человека, и как космическая нравственность, и как космические философия, мировосприятие, мироощущение и миропроектирование. И это космическое «измерение» проходит через всю историю культуры всех племен и народов, населявших Землю, единство которых и образует понятие человечества.

Мы в восхищении останавливаемся перед космическим прозрениями многих древних ученых, мыслителей, таких, например, как Демокрит, Лао Цзы, Будда, Пифагор, Эпикур, Платон, Аристотель, Авиценна. Эволюция космичности культуры находит отражение в каждой народной культуре, она в свернутом виде присутствует в мифах, легендах, в науке, в поэзии. Главный ее стержень – это раскрытие универсализма человека, его внутреннего мира, в человеке, подъем человека для будущих космических свершений. Русский Космизм в определенной мере итожит эволюцию космизма мировой культуры, в нем присутствует Ренессанс универсализма. «…жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего…» 130 – замечает великий русский мыслитель и художник Николай Константинович Рерих. Таким Ренессансом универсализма, обращенным к человеку, становится учение о ноосфере В.И.Вернадского и как его развитие в XXI веке – Ноосферизм.

За этим стоит глубинная саморефлексия культуры и науки, рождающая космическое человековедение, космоантропоэкологию в определении В.П.Казначеева131 . И это саморефлексия происходит в толще русского самосознания, в пространстве Русского Космизма. В.П.Казначеев и Е.А.Спирин создают концепцию комплексного изучения человека как «космопланетарного феномена» , выдвигают «принцип космологического дополнения (или Великого дополнения)», суть которого состоит в том, «что всякое масштабное исследование явлений физического мира необходимо соотносить с соответствующими исследованиями живого вещества и человека как разумной формы жизни» .

По их оценке воплощением этого принципа и является становящаяся «космическая антропоэкология», в частности методология при изучении солнечно-земных связей, восходящая к исследованиям гелиобиологии А.Л.Чижевского. Вся концепция космопланетарного феномена человека В.П.Казначеева и Е.А.Спирина – яркая демонстрация современного этапа развития Русского Космизма, в котором происходит своеобразное сворачивание истории космической мысли человечества. 3. Целостность Русского Космизма – отражение сворачивания спирали его исторической эволюции, его генезиса.

Целостность Русского Космизма развертывается в виде генеалогической сети, пронизывающей всю культуру русского народа и России в целом, корни
которой уходят в космическую культуру прарусичей 4-х-тысячелетней, а
возможно, как пишут некоторые исследователи, 10-ти-тысячелетней, давности.

Потоки идей Русского космизма необходимо еще восстановить. Это есть
дело историко-культурологической мысли. Исследования автора этого «Слова» позволили вычленить ряд генеалогических цепочек, выдающих собой
ветвление потоков идей космизма в русских культуре и науке:

• А.С.Пушкин – Н.В.Гоголь – Ф.М.Достоевский;
• Ф.М.Достоевский – В.С.Соловьев – С.Н.Булгаков –
П.А.Флоренский;
• Н.Ф.Федоров – К.Э.Циолковский – А.Л.Чижевский;
• Н.Ф.Федоров – А.К.Горский;
• Н.Ф.Федоров – Н.А.Сетницкий;
• В.С.Соловьев – Н.К.Рерих;
• В.С.Соловьев – В.И.Вернадский – Н.Г.Холодный;
• Н.Ф.Федоров – В.С.Соловьев – Н.А.Бердяев;
• В.С.Соловьев – А.Ф.Лосев;
• П.А.Флоренский – А.Ф.Лосев;
• В.И.Вернадский – П.А.Флоренский;
• В.И.Вернадский – В.Ф.Обручев;
• К.Э.Циолковский – Ф.А.Цандер – С.П.Королев;
• К.Э.Циолковский – Н.И.Рынин;
• Н.А.Морозов – А.Л.Чижевский;
• Н.И.Рынин – Ф.А.Цандер;
• Н.А.Кибальчич – Н.А.Морозов;
• Н.А.Кибальчич – В.И.Вернадский;
• В.И.Вернадский – В.П.Казначеев;
• В.И.Вернадский – Н.Н.Моисеев;
и т.п.
У истоков генеалогической цепи Русского Космизма Нового времени стоят величественные фигуры М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева,
Г.Р.Державина, А.С.Пушкина.

«Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала», – произнес свои знаменитые «всечеловеческие» слова
А.Н.Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву». И
думаю, Н.А.Бердяев его по праву назвал «родоначальником русской интеллигенции».

М.В.Ломоносов – великий русский космист. В своих «Вечерних размышлениях о божьем величестве при случае великого северного сияния», датируемых 1743 годом, воспевает бесконечность звездного мира, нашего Макрокосма, высказывает идею «всюдности» жизни: «Несчетны солнца там горят, народы там и круг веков». В другом своем произведении он вопрошает: «О, вы, которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав, которым малой вещи знак являет естества устав.

Вам путь известен всех планет, – скажите, что нас так мятет?». Как это перекликается с концепцией «доброго глаза» Н.К.Рериха: «Космос отражается в зрачке каждого глаза». Чем обусловлены особенности Русского Космизма, позволяющие его называть «русским»? Они, эти особенности Русского Космизма, обусловлены планетарными, всеохватными его масштабами, переходящими в масштабы глубин синтеза, которые, в свою очередь, «питаются» грандиозными просторами России, где бесконечность географического пространства, как ни в какой другой стране, переходит в бесконечность «географии» русской души.

По этому поводу Н.А.Бердяев выразился так: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной». Большая география страны и большая «география» русской души требуют такой же большой любви, скрепляющей большое пространство. Вот почему Русский Космизм, как часть русской философии, замешан на любви, на «философии сердца». Известный русский философ И.А.Ильин в статье «О русской идее» писал: «…русская идея есть идея сердца.

Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа… Русский народ принял христианство не от меча, не по расчету, не страхом и не умственностью, а чувством, добротою, совестью и сердечным созерцанием. Когда русский человек верует, то он верует не волею и не умом, а огнем сердца. Когда его вера созерцает, то она не предается соблазнительным галлюцинациям, а стремится увидеть подлинное совершенство.

Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенною (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества. В этом корень русской идеи. В этом ее творческая сила на века. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории. О доброте, ласковости и гостеприимству, а также о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники – и византийские, и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием.

Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех его видоизменениях… любовь есть основная духовно-творческая сила русской души… Русскому человеку свобода присуща как бы от природы… Русский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел к просторной нестесненности. Природная темпераментность души влекла русского человека к прямодушию и открытости…».

Масштабна метрика Русского Космизма делает зрение русских космистов выпуклым, глубоким, прогностичным, ноосферным, обеспечивающим глубокие прозрения будущего. Система вложенных «линз зрения» по отношению к системе «Космос – Земля – Человек» – ключ к пониманию пространственно-временной стилистики и символов картин Н.К.Рериха. Концепция линз внутреннего видения и сопряженной с ними пространственно-временной иерархически организованной метрики присутствует в концепции «обратной перспективы» и «органопроекции» П.А.Флоренского. Дальнее оказывается близким, а близкое дальним в структуре художественного видения.

4. Сферное учение Русского Космизма – направление, ведущее к большому синтезу в форме Ноосферизма в XXI веке. В русском Космизме есть целое течение русско-космической мысли, которое автор «Слова» назвал «сферным направлением» 139 . Его истоком вялятся представление об «интеллектосфере», выдвинутое Н.Г.Фроловым, русским сподвижником А.Гумбольдта, в 1848 году. Здесь Н.Г.Фролов впервые в потоке идей Русского Космизма выдвигает идею сферы разума, за 75 лет до появления термина «ноосфера» под воздействием лекций В.И.Вернадского в Париже у Р.Леруа и П.Тейяра де Шардена. Русский географ Д.Анучин в 1902 году выдвигает понятие антропосферы. П.А.Флоренский разрабатывает систему воззрений на пневматосферу, понятием которой отражается существование «особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа», и в которой наблюдается особая стойкость вещественных образований, например, «проработанных духом… предметов искусства».

Учение о ноосфере В.И.Вернадского есть естественный результат эволюции сферного учения Русского Космизма. Ноосфера, в определении В.И.Вернадского, – это новое состояние или новое качество Биосферы, благодаря тому, что Разум, научная мысль, как планетарное явление, начинают играть роль фактора ее эволюции. Ноосферизм развивает учение о ноосфере, предстает как ноосферноориентированный синтез всех наук в XXI веке, как новая научно-мировоззренческая система и в этом своем статусе продолжает уже дело Русского Космизма в XXI веке. На фоне уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы понятие ноосферы автором «Слова» развивается. Оно получает трактовку: ноосфера – это новое качество Биосферы, когда коллективный Разум всего разумного человечества, как части Биосферы, встраивается в ее гомеостатические механизмы – механизмы устойчивости функционирования и развития, – и с учетом действия законов этих механизмов (законы Бауэра – Вернадского, закон компенсаторной функции Биосферы А.Л.Чижевского и др.) начинает управлять социоприродной (ноосферной) эволюцией.

Ноосфера Будущего – это управляемая социоприродная эволюция, которая есть единственный возможный вариант устойчивого развития, модель которого передовые умы человечества ищут уже почти 30 лет и пока не могут найти, потому что не хватает мужества признать горькую правду: устойчивое развитие человечества и рыночнокапиталистическая форма социального устройства и хозяйствования человека на Земле есть вещи несовместные. Ноосферизм призван обеспечить теоретическую базу ноосферной парадигмы устойчивого развития, которая в свою очередь подразумевает социальное устройство, как ноосферный социализм, переходящий со временем в ноосферный коммунизм.

5. Русский Космизм – основание национальной идеи и Ноосферизма в России в XXI веке. «Русская идея» по Н.А.Бердяеву является ядром национальной идеи России. Она меняла свои идейные доминанты от одной исторической эпохи к другой. В XXI веке такой исторической доминантой «русской идеи», вырастающей из логики развития Русского Космизма, в том числе ноосферного учения В.И.Вернадского, становится Ноосферный прорыв России, а вслед за нею – всего человечества, к новой форме бытия – к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, образовательного общества и ноосферного социализма .

Вся история Русского Космизма, как и вся история Русского Коммунизма, в том числе история советской цивилизации в лице СССР в ХХ веке, – есть основание для такого Ноосферного Прорыва. Ноосферизм как научное движение русской ноосферной мысли в XXI веке является, на ряду с ленинизмом, его теоретическим развитием в XXI веке, формирующимся научно-методологическим базисом такого Ноосферного Прорыва, вне которого человечество и Россию в XXI веке ждет экологическая гибель. Это есть ноосферный императив XXI века, как императив выжи-

ваемости человечества в XXI веке, выхода его из Экологического Тупика Истории, обозначенного первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы. Сформированные пять положений, как оснований-скрепов, целостности Русского Космизма – русской философско-космо-мировоззренческой системы, конечно, не являются исчерпывающими. Их рефлексия, я не сомневаюсь, будет продолжена. Например, может быть выделена Живая Этика Русского Космизма, в которой в концентрированном виде отражен «Космос русского человека» как «космос коллективного, общежительного человека, человека стремящегося к гармонии своей жизни с жизнью Природы, матушки Земли».

Субетто Александр Иванович. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под научн. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. — СПб.: Астерион, 2013.-280 с.

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность и Русское Православие

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век

Другие новости и статьи

« Битва трех императоров

Рано ли считать Катынское дело закрытым? »

Запись создана: Вторник, 16 Июль 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика